Найти в Дзене

Чэнь Шаомэй: «Двадцать четыре примера сыновьего благочестия»

Чэнь Шаомэй (陳少梅, 1909–1954) — один из ведущих китайских художников первой половины XX века, ученик школы Гуцзы, последователь древних мастеров эпох Мин и Цин. В отличие от современников, стремившихся обновить язык живописи, он выбрал путь сохранения и точной передачи традиции. В 1938 году Чэнь Шаомэй создал серию «Двадцать четыре примера сыновьего благочестия» (二十四孝图) — цикл работ, основанный на популярной в Китае книге Го Цюйцзина (郭居敬), составленной в эпоху Юань. Это 24 небольших сюжета — из жизни легендарных героев, учёных, сыновей, которые с раннего возраста проявляли преданность и заботу о родителях. Кто-то ложился на голый лёд, чтобы согреть воду для матери. Кто-то переодевался в оленёнка, чтобы не напугать зверей и найти корм для отца. Темы — простые и даже наивные — в живописи Чэня обретают особую глубину. Его линии мягкие, но точные. Цвета — сдержанные, приглушённые, но в них есть жизнь. Пространство не перегружено, и каждый жест персонажа читается без лишнего нажима. Это не

Чэнь Шаомэй (陳少梅, 1909–1954) — один из ведущих китайских художников первой половины XX века, ученик школы Гуцзы, последователь древних мастеров эпох Мин и Цин. В отличие от современников, стремившихся обновить язык живописи, он выбрал путь сохранения и точной передачи традиции.

В 1938 году Чэнь Шаомэй создал серию «Двадцать четыре примера сыновьего благочестия» (二十四孝图) — цикл работ, основанный на популярной в Китае книге Го Цюйцзина (郭居敬), составленной в эпоху Юань. Это 24 небольших сюжета — из жизни легендарных героев, учёных, сыновей, которые с раннего возраста проявляли преданность и заботу о родителях. Кто-то ложился на голый лёд, чтобы согреть воду для матери. Кто-то переодевался в оленёнка, чтобы не напугать зверей и найти корм для отца.

-2

Темы — простые и даже наивные — в живописи Чэня обретают особую глубину. Его линии мягкие, но точные. Цвета — сдержанные, приглушённые, но в них есть жизнь. Пространство не перегружено, и каждый жест персонажа читается без лишнего нажима.

-3

Это не дидактика и не пафос. Это тихий рассказ о том, как устроен мир, в котором уважение к старшим — не мораль, а внутренняя мера вещей.

-4

Для Чэня этот цикл был не просто иллюстрацией классического текста. Это был способ показать, что даже в меняющемся, тревожном XX веке у человека есть внутренняя основа. Его живопись не спорит с современностью, но даёт ей опору в прошлом — в языке, который проверен временем.

-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24