Найти в Дзене
ВДНХ

Как перевозили шедевры из коллекции Русского музея на ВДНХ: уникальное путешествие из Петербурга в Москву

Этой осенью на ВДНХ в павильоне № 1 «Центральный» состоялось поистине масштабное культурное событие: знаковые произведения русского искусства совершили путешествие из Петербурга в Москву, чтобы предстать перед столичной публикой.
Павильон № 1 «Центральный» на ВДНХ принимает выставку «Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея», состоящую из 104 живописных полотен и 11 скульптур великих мастеров. Жители и гости столицы могут полюбоваться шедеврами русских художников и скульпторов и проследить путь развития Москвы сквозь века и эпохи. Открытию выставки предшествовала тщательная подготовка павильона № 1 «Центральный», где сегодня созданы все условия, соответствующие современным экспозиционным нормам, что позволяет ВДНХ работать с ведущим музеем России — Государственным Русским музеем — и демонстрировать посетителям подлинные шедевры национального искусства. Для сохранения первозданного вида экспонатов и их защиты от внешних воздействий иконы и малогаб

Этой осенью на ВДНХ в павильоне № 1 «Центральный» состоялось поистине масштабное культурное событие: знаковые произведения русского искусства совершили путешествие из Петербурга в Москву, чтобы предстать перед столичной публикой.

Павильон № 1 «Центральный» на ВДНХ принимает выставку «Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея», состоящую из 104 живописных полотен и 11 скульптур великих мастеров. Жители и гости столицы могут полюбоваться шедеврами русских художников и скульпторов и проследить путь развития Москвы сквозь века и эпохи.


Важнейшим этапом открытия выставки на ВДНХ стала перевозка экспонатов из северной столицы в Москву

-2

Открытию выставки предшествовала тщательная подготовка павильона № 1 «Центральный», где сегодня созданы все условия, соответствующие современным экспозиционным нормам, что позволяет ВДНХ работать с ведущим музеем России — Государственным Русским музеем — и демонстрировать посетителям подлинные шедевры национального искусства.

-3

Для сохранения первозданного вида экспонатов и их защиты от внешних воздействий иконы и малогабаритные картины, а также скульптуры перевозили в специальных климатических ящиках. В Санкт-Петербурге реставраторы Государственного Русского музея сняли полотна с подрамников и накатали на валы — именно таким способом транспортировали большую часть крупномасштабных картин. Когда экспонаты были перемещены в Москву, каждое полотно раскатывали и тщательным образом осматривали специалисты Русского музея и ВДНХ, после чего реставраторы приступали к сборке подрамников, натяжке холстов на подрамники и обрамлению.

-4

Что примечательно, не все крупногабаритные работы перевозили на валах. К примеру, полотно Василия Сурикова «Степан Разин», несмотря на его внушительные размеры, разместили в автомобиле на специальной конструкции — благодаря такому способу транспортировки нет необходимости снимать картину с подрамника и накатывать на вал, а значит, риск повреждения красочного слоя полотна значительно снижается.

-5

Специально для некоторых большемерных картин были изготовлены новые рамы, в частности, для всемирно известного полотна «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» Ильи Репина. Историческую раму решили оставить в Русском музее, чтобы избежать возможных рисков повреждения. Размер внушительного полотна составляет почти 4 на 9 метров, поэтому в зале павильона «Центральный» специалисты собрали особую конструкцию для подъема картины и ее установки в экспозиционной нише.

-6

Также важны и новые климатические условия, в которых оказались привезенные из Санкт-Петербурга шедевры. Для экспонирования ценнейших картин и икон на выставке используются 7 модульных климатических витрин с антибликовым стеклом, которые обеспечивают особый температурно-влажностный и световой режим. Высота витрин составляет 4 метра, а ширина — от 6 до 9 метров. Несмотря на такую надежную защиту экспонатов, посетители могут детально рассмотреть каждый из них.

Чтобы масштабные живописные полотна и скульптуры, не убранные в климатические короба, не пострадали от воздействия влаги или перепадов температуры, в залах павильона также постоянно поддерживается особый температурно-влажностный режим: температура не поднимается выше +21 ℃, а относительная влажность воздуха сохраняется на уровне 40–55 %. Для предотвращения любых изменений в климатическом режиме хранения используются датчики сигнализации, установленные на рамах картин.

-8

Выставку «Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея» гости ВДНХ могут посетить до 1 февраля 2026 года.