Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Что можно перенять у литературы, чтобы начать чувствовать театр?

Анализ текста и подтекста Театр, как и литература, часто строится на тексте. Однако в театре текст — это лишь один из элементов, который взаимодействует с визуальными и звуковыми компонентами. Навыки анализа литературных произведений помогут вам глубже понимать пьесы, их структуру и подтекст. Анализ персонажей В литературе мы учимся понимать мотивы и характеры героев через их слова и поступки. В театре это тоже важно, но добавляется ещё и невербальная коммуникация. Попробуйте анализировать, как актёр передаёт эмоции через жесты, мимику и интонации. Бессловная передача слов и смыслов — высший пилотаж актёрской игры. Отсылка к биомеханике В. Э. Мейерхольда. Опять же не стоит строить анализ персонажей только вокруг рационального поля и понимания. Анализ включает в себя попытку примерить на себя поведенческие особенности персонажей, попытаться словить эмпатию через призму других видов искусства или антипатию к персонажам, уловить их эмоциональные, характерные черты. Как поступают герои, чт

Анализ текста и подтекста

Театр, как и литература, часто строится на тексте. Однако в театре текст — это лишь один из элементов, который взаимодействует с визуальными и звуковыми компонентами. Навыки анализа литературных произведений помогут вам глубже понимать пьесы, их структуру и подтекст.

Анализ персонажей

В литературе мы учимся понимать мотивы и характеры героев через их слова и поступки. В театре это тоже важно, но добавляется ещё и невербальная коммуникация. Попробуйте анализировать, как актёр передаёт эмоции через жесты, мимику и интонации. Бессловная передача слов и смыслов — высший пилотаж актёрской игры. Отсылка к биомеханике В. Э. Мейерхольда.

Опять же не стоит строить анализ персонажей только вокруг рационального поля и понимания. Анализ включает в себя попытку примерить на себя поведенческие особенности персонажей, попытаться словить эмпатию через призму других видов искусства или антипатию к персонажам, уловить их эмоциональные, характерные черты. Как поступают герои, что стоит за поступками, как бы поступил на их месте я, что мне близко в персонажах, а что раздражает в них, кем из героев романа, спектакля хотел бы быть я.

Работа с подтекстом

В литературе часто важнее то, что остаётся за строками. В театре подтекст может быть выражен через паузы, взгляды или даже сценографию. Например, в постановках К. С. Станиславского подтекст играл ключевую роль в создании реалистичной атмосферы. Современный театр фактически строится на подтексте, прозвучит смешно и возможно провокативно, но иногда кажется, что в спектаклях бессознательно заложено столько подтекстов, что многие режиссёры сами не вполне могут объяснить многие из них.

Однозначно одно — сейчас в хороших драматических театрах очень мало примитивных постановок, где все спектакли, очевидно, строятся на полутонах, намёках, вариативности, интуитивных догадках, ничего не проговаривается и не разжёвывается для зрителя. Зритель тоже должен поработать и доработать самостоятельно, в том числе смысловые линии.

Структура повествования

Литература учит нас видеть, как строится сюжет: завязка, кульминация, развязка. В театре это тоже важно, но добавляется ещё и визуальное развитие истории. Попробуйте отслеживать, как меняется настроение и атмосфера спектакля от сцены к сцене. Это тем более хорошо удаётся делать в современном театре, так как помимо того, что современный театр зиждется на синтезе разных сфер искусства, он ещё и предполагает то, что спектакль не обязательно должен находиться зажатым в определённом жанре.

Все больше спектаклей балансируют на грани драмы и притчи, комедии и трагедии, пародии и иронии, а иногда и на всех вместе. То есть настроение спектакля действительно может меняться от сцены к сцене, и многих зрителей, кстати, это может смущать и настораживать, так как не удаётся настроиться на определённый лад, но вспомните классные концерты классической музыки. Нужно отдаться волнам и вода сама подхватит тебя.

Живопись: восприятие композиции и цвета

Живопись — это искусство, которое учит нас видеть красоту в деталях и понимать, как композиция и цвет влияют на наше восприятие. В театре эти элементы тоже играют важную роль, особенно в современных постановках, где сценография часто становится самостоятельным художественным высказыванием. Опять же, через призму других видов искусства роль художника в театре просто невозможно переоценить.

Freepik
Freepik

Книга Георгия Цицишвили «Как чувствовать современный театр» (16+) предлагает читателю заглянуть за кулисы, научиться не только наблюдать за сценой, но и испытывать, проживать и чувствовать спектакль. Автор делится историей развития театра и предлагает практические техники для развития эмоциональной чувствительности:

Читай-город

Ozon

Wildberries