Найти в Дзене

Евангелист Иоанн: полет библейского орла

С давних времен четыре евангелиста изображались в виде крылатых посланников: Матфей – крылатый человек (или ангел), Марк – крылатый лев, Лука – крылатый бык, а Иоанн – орел. Помимо связи с видением ветхозаветного пророка Иезекииля и схожей с ним картины в Книге Откровения апостола Иоанна, в которых описываются подобные существа, у этих символов есть и особый смысл. Сегодня наша #азбукацерковнойжизни вместе с вами проследит за полетом орла-евангелиста. Орел считается птицей, летающей выше всех, и в Библии часто говорится о крыльях орла. Евангелист Иоанн справедливо сравнивается с орлом, ведь силою Святого Духа он поднялся до самого высокого уровня созерцания, когда записывал вечное Слово. Евангелие от Иоанна – самое необычное и, как считают богословы, наиболее возвышенное из четырех канонических Евангелий. Описывая ход событий с той же широтой, что и синоптические Евангелия, оно существенно отличается от них композицией и языком. В нем нет притч, приведены только семь чудес, содержится
Оглавление
С давних времен четыре евангелиста изображались в виде крылатых посланников: Матфей – крылатый человек (или ангел), Марк – крылатый лев, Лука – крылатый бык, а Иоанн – орел. Помимо связи с видением ветхозаветного пророка Иезекииля и схожей с ним картины в Книге Откровения апостола Иоанна, в которых описываются подобные существа, у этих символов есть и особый смысл.
Сегодня наша #азбукацерковнойжизни вместе с вами проследит за полетом орла-евангелиста.

Почему орел?

Орел считается птицей, летающей выше всех, и в Библии часто говорится о крыльях орла. Евангелист Иоанн справедливо сравнивается с орлом, ведь силою Святого Духа он поднялся до самого высокого уровня созерцания, когда записывал вечное Слово.

Евангелие от Иоанна – самое необычное и, как считают богословы, наиболее возвышенное из четырех канонических Евангелий. Описывая ход событий с той же широтой, что и синоптические Евангелия, оно существенно отличается от них композицией и языком. В нем нет притч, приведены только семь чудес, содержится великая молитва Иисуса Всевышнему (глава 17 полностью).

Разные исследователи определяют дату создания Евангелия по-разному, охватывая период с 40 по 140 годы. Наиболее вероятным и широко принятым считается время конца I века, т.е. 90-е годы.

Автор, которого любил Иисус

Данные о жизни автора весьма отрывочны, как и всех, кто жил в первые годы христианства. Некоторые сведения об Иоанне можно почерпнуть из самого Евангелия. Он еврей, привыкший думать и говорить по-арамейски, хотя само Евангелие написано на греческом языке. Книга писалась, по-видимому, в языческом окружении, так как праздники и обычаи иудеев объясняются в ней довольно подробно, с очевидным расчетом на читателя, незнакомого с иудейской традицией. Местом создания предание называет Эфес.

Автор хорошо знаком со страной, особенно с Иерусалимом и его окрестностями, знал он также города Галилеи и территорию Самарии. Он был очевидцем описываемых событий, явно был с Иисусом с самого начала Его служения.

Из последней главы можно сделать вывод, что он был учеником, «которого любил Иисус», который возлежал у Него на груди во время Тайной Вечери. Кроме того, он был на суде, находился рядом с крестом во время казни, заботился по поручению Господа о матери Иисуса, дожил до преклонных лет и, единственный из апостолов, умер естественной смертью.

Его отцом был Заведей – рыбак из Галилеи, а матерью – Саломия, которая, возможно, была сестрой Марии, матери Христа. Иоанн вырос в Галилее и вместе с Симоном и его братом Андреем занимался рыбным промыслом на Галилейском море. Возможно, в начале он был учеником Иоанна Крестителя.

Сам Иисус прозвал Иоанна и его брата Иакова «сынами грома». Неизвестно, связано ли это с их вспыльчивыми характерами, или с характером их отца, который «громыхал», когда ученики последовали за Господом.

Хиазм – крестообразный инструмент

Исследователи обращают внимание на наличие в Евангелии от Иоанна особого литературно-богословского приема – хиазма. Этот прием не только украшает и поэтизирует текст, но и служит мощным инструментом для выделения главной мысли.
Элементы хиазма строятся по схеме А-B-B1-А1 (или более сложной А-В-С-D-C1-B1-A1), образуя «зеркальную» или крестообразную структуру (от греческой буквы «Х»), своего рода «смысловые рифмы».

Приведем примеры стихов из Евангелия:

Иоанна 1:1

А: В начале было Слово
В: и Слово было у Бога
А1: и Слово было Бог
(в греческом порядке слов подчеркивается, что Слово и есть Бог)

Иоанна 6:37

А: Всё, что даёт мне Отец (действие Отца)
В: ко Мне придёт (движение к Иисусу)
В1: и приходящего ко Мне (движение к Иисусу)
А1: не изгоню вон (действие Иисуса)

Любопытная гипотеза

Помимо отдельных стихов и глав (в них тоже есть такая структура), существует также интересная гипотеза (нет полного доказательства) о хиастической структуре всего Евангелия от Иоанна.

Для полного Евангелия приводят схему:

А (1:1-18, Пролог: вечное Слово приходит в мир)
B (главы 1-12: Публичное служение Иисуса, явление славы через чудеса-знамения)
С (главы 13-17: Прощальная беседа, инструкции ученикам)
D (главы 18-20: Страсти и Воскресение – кульминационный момент)
С1 (главы 20: Явление воскресшего Христа, утверждение учеников)
В1 (глава 21: Заключение, восстановление Петра и указание на будущее служение)
А1 (21:24-25: Свидетельство об истинности написанного).

Подписывайтесь на наш Дзен и Телеграм-канал, чтобы не пропускать еженедельную "Азбуку церковной жизни".