Проблема №1:
Ваши расходы растут не линейно, а скачками.
Разбор на простом примере (не важно сколько у Вас машин в парке).
Когда у вас 10 машин, вы "играющий тренер". Вы сами можете проверить механика, сами поговорить с водителем, а бухгалтерию ведет специалист на аутсорсе. Ваши постоянные расходы минимальны.
Но что происходит когда вы решили вырасти до 50 машин?
В абсолютных значениях это не много но в относительных это х5 (значительный рост).
- Появляется офис.
Раньше вы могли работать из дома. Теперь вам нужно помещение для диспетчеров, кадровика, бухгалтера. Это новая, постоянная статья расходов, которой не было. - Раздувается штат.
Вы не можете сами собеседовать 100+ водителей (всегда текучка водителей!) и управлять 50 машинами.
Вы нанимаете:
- HR-менеджера (иначе машины будут стоять без водителей).
- Начальника колонны или бригадира (иначе вы не будете знать, что реально происходит "на земле").
- Штатного бухгалтера (объемы выросли, аутсорс уже не справляется).
- Нужна своя ремзона.
Хотя бы для несложного ТО колодки, масло, фильтры. Более сложные ремонты наверное пока стоит делать в дружественном сервисе (чтобы не увеличивать расходы на его содержание). Но на каком то этапе нужно начать думать и о своем сервисе.
Финансовый итог: Ваша выручка выросла (допустим) в 4-5 раз. Но ваши постоянные расходы выросли в 10-15 раз. Точка безубыточности вашего парка сместилась в космос. Вам теперь нужно гораздо больше выручки просто чтобы выйти в ноль.
Проблема №2:
Катастрофическая потеря управляемости
Пока у вас 10 машин, вы знаете каждую из них в лицо". Помните, когда у какой ТО, какой водитель склонен к ДТП, а какой бережно относится к авто. Вы лично контролируете ситуацию.
При переходе к 50 машинам вы физически теряете контроль. Вы больше не управляете машинами, вы управляете людьми, которые управляют. И здесь начинаются проблемы:
- Снижается качество водителей. Когда вам срочно нужно посадить 20 новых водителей, вы начинаете "брать всех". Растут штрафы, ДТП, жалобы, расходы на обслуживание авто.
- Растет фрод и воровство. Менеджер "недоглядел", механик "списал" лишние запчасти, некоторые водители начали фродерить.
- Увеличивается простой. Машина сломалась, а менеджер забыл ее записать на сервис. Машина готова, а кадровик не успел найти водителя.
Финансовый итог:
Раньше у вас 1 машина из 10 стояла (10% простоя). Теперь у вас 8 машин из 50 стоят (16% простоя). Эти 8 машин не просто не приносят деньги, они генерируют прямой убыток (лизинг, страховка, амортизация).
Проблема №3:
Оборотный капитал – сокращается
Самое неочевидное. Чтобы 10 машин ездили, вам нужен условный запас денег на топливо, мойки, мелкий ремонт и какие то выплаты.
Чтобы 50 машин ездили, вам нужно в 5 раз больше оборотного капитала. Агрегатор может расчитываться в течении нескольких дней, а заправлять машины и платить водителям нужно сегодня. Так же могут быть сбои из-за которых может приостановиться получение денег.
Именно здесь и случается "кассовый разрыв". Деньги вроде бы "в бизнесе", они "в пути", но на счете – ноль. Вы не можете заплатить лизинговый платеж, и ваш "блиц-рост" заканчивается печально.
Как расти правильно, не убив свой бизнес?
Рост - это не цель, если конечно Вы не коллекционер оборотов и рисков.
Цель - рост чистой прибыли.
Если вы решили масштабироваться, ваш план должен начинаться не с покупки машин, а с подготовки фундамента.
1. Сначала система, потом – железо.
Бизнес процессы - это важно
Не покупайте 11-ю машину, пока у вас не описан и не работает процесс:
- Как вы нанимаете водителя (анкета, проверка, обучение).
- Как машина выходит на линию (осмотр, путевой лист).
- Как она уходит в ремонт (кто отвечает, какие сроки).
Если вы не можете управлять 10 машинами системно, вы не сможете управлять 50-ю.
2. Считайте юнит-экономику "до копейки".
Создайте финансовую модель своего парка.
Ваш главный показатель – не "выручка в месяц".
Ваш главный показатель – "чистая прибыль на одну машину в день".
Вы должны знать, сколько чистыми приносит вам один автомобиль.
И при росте, этот показатель будет вашим главным индикатором здоровья.
Если он начал падать – остановитесь и ищите причину.
3. Внедряйте цифровой контроль.
Используйте CRM системы для управленческого контроля.
Вы не можете сидеть в 50 машинах. Но вы можете видеть их на одном экране. Вам нужна система, которая показывает реальные данные, а не то, что вам сказал менеджер.
- Реальный процент простоя (машины не на линии / общее время).
- Средняя выручка на машину (для выявления "плохих" водителей).
- Стоимость ДТП и штрафов на 1 км пробега.
4. Формируйте резерв.
Золотое правило:
перед тем как взять лизинг на 10 новых машин, у вас на счете должен лежать резервный фонд, равный 2-3 месяцам всех постоянных расходов парка (аренда, зарплаты, лизинги). Это ваша подушка безопасности.
Вывод
50 машин могут быть гораздо прибыльнее 10. Но только в том случае, если вы строите систему, а не просто "закупаете железо".
Начните мыслить как финансовый директор и операционный менеджер.
Ваш бизнес – это не машины. Ваш бизнес – это процессы, которые приносят прибыль.
И только подготовив эти процессы, можно начинать масштабирование.
Если у Вас есть вопросы или Вам нужна наша помощь
+79219990429 (вацап, телеграмм, моб. связь)
Команда Parallel всегда готова прийти на помощь!