Найти в Дзене

Почему младенцы любят повторения?

Если ваш малыш произносит одни и те же звуки, надоедая бесконечными повторениями, просит включать одну и ту же мелодию и раз за разом вы «последний разик» читаете одну и ту же книжку, не сердитесь на него. Он просто создает структуру своего мозга, выполняя важнейшую задачу по собственному развитию. Зачем нужны повторения для детей и почему они так любят ритуалы, вы узнаете из этой статьи. Внутри каждого младенца сидит настоящий первооткрыватель. Тяга к новым открытиям заложена в нем генетически. Инстинкт исследователя позволяет малышу развиваться и узнавать окружающий мир, а это непременное условие выживания. Зачем же кроха совершает одни и те же действия, повторяя их так много раз? Неужели ему самому не надоедает? В том-то и дело, что мозг младенца должен отработать одно и то же действие до тех пор, пока оно не станет ему привычным, и только тогда ему захочется новизны. У взрослого человека, которому в этом мире все кажется знакомым, желание нового возникает быстрее. Следовательно, и
Оглавление

Если ваш малыш произносит одни и те же звуки, надоедая бесконечными повторениями, просит включать одну и ту же мелодию и раз за разом вы «последний разик» читаете одну и ту же книжку, не сердитесь на него. Он просто создает структуру своего мозга, выполняя важнейшую задачу по собственному развитию. Зачем нужны повторения для детей и почему они так любят ритуалы, вы узнаете из этой статьи.

Маленький Энштейн

Внутри каждого младенца сидит настоящий первооткрыватель. Тяга к новым открытиям заложена в нем генетически. Инстинкт исследователя позволяет малышу развиваться и узнавать окружающий мир, а это непременное условие выживания.

Зачем же кроха совершает одни и те же действия, повторяя их так много раз? Неужели ему самому не надоедает? В том-то и дело, что мозг младенца должен отработать одно и то же действие до тех пор, пока оно не станет ему привычным, и только тогда ему захочется новизны. У взрослого человека, которому в этом мире все кажется знакомым, желание нового возникает быстрее. Следовательно, и однообразные звуки и действия надоедают ему куда раньше.

Чем младше ребенок, тем больше непонятного и неизвестного он видит вокруг себя. Он интуитивно хочет доверять маме, но и она исчезает время от времени — и каждый раз малышу кажется, что навсегда. И вот он открывает для себя закономерности. Как же преображается мир, когда оказывается, что какие-то события в нем можно предугадать! Например, толкнуть цветную гирлянду, нависающую над кроваткой, и услышать те же самые веселые звуки погремушек. Или выпустить игрушку из рук, и она тут же исчезнет из вида. Чудеса: было — и нет! Но, если рядом волшебница-мама, она удивительным образом сделает так, чтобы игрушка опять вернулась. Взрослые часто сердятся, наблюдая за тем, как их крохи раз за разом выбрасывают свои пустышки из коляски, сбрасывают со стола ложки и другие предметы, которые вовсе нельзя бросать. Им кажется, что дети делают это из озорства, намеренно устраивая бардак, чтобы прибавить маме работы. Однако это огромное заблуждение. Ребенок вообще не думает о последствиях, занимаясь такими «проказами». Он ставит эксперимент, нарабатывая опыт. Словно ученые, малыши постоянно проверяют и перепроверяют результаты своих действий, пытаясь понять, как устроен окружающий мир. Повторения — необходимое условие для формирования опыта. Если лишить младенцев возможности познавать мир через повторения, они будут испытывать тревогу в более взрослом возрасте.

Для чего нужны повторения

Гарвардский нейробиолог Чарльз Нельсон III утверждает:

«Структурирование мозга становится возможным благодаря повторению».

Начиная с рождения, у человека формируется структура мозга — особенно активно в дошкольном возрасте, но этот процесс продолжается и у подростков. Как известно, мозг состоит из отделов, каждый из которых отвечает за свои функции. Вся мозговая структура состоит из нейронов, между которыми образуются связи — синапсы. Повторения одних и тех же действий активизирует синаптические связи, укрепляя их. Прочные синапсы отвечают за долговременную память и сохранение полученных навыков. Чем чаще мы повторяем стихотворение, тем лучше запоминаем его. А если повторять его на протяжении длительного отрезка времени, то стих может запомниться на всю оставшуюся жизнь. Повторение слов для детей является способом формирования синаптических связей и развития мозга.

Одно из самых важных свойств мозга — нейропластичность. Это означает, что он способен меняться в зависимости от полученного опыта, адаптироваться под новые условия. Происходит это именно благодаря синаптогенезу — образованию новых и перестройке старых синапсов.

Игры на повторение для детей

Понимая, что маленьким повторюшкам необходимо совершать одни и те же действия, чтобы чувствовать себя в безопасности, создавайте ритуалы, читайте любимые книги, озвучивайте планы на предстоящий день и изо всех сил старайтесь им следовать. Для детей важна предсказуемость.

Играйте с малышом в игры с понятными правилами, повторяющимися действиями и ожидаемым результатом. Приведем ряд примеров.

Ку-ку

Самая первая и любимая игра малышей Мама закрывает руками лицо, произнося «Ку-ку», но тут же открывает его: «Вот я!» Сколько положительных эмоций, смеха и радости вызывают у младенцев эти повторяющиеся движения. Незатейливая игра помогает детям осознать, что предметы и люди исчезают не насовсем. Гораздо позже кроха поймет, что мама просто уходит, а не исчезает навсегда. Что сон — это не конец света, а просто отдых и восстановление сил, пока не наступило завтра. Игра в прятки закладывает необходимые синоптические связи для понимания всех этих сложно объяснимых, но таких естественных вещей.

Пазлтач

Занимательная игрушка для детей от 1,5 лет позволяет совершать повторяющиеся действия — складывать пазл на планшете, получая ожидаемый результат — картинку с животным. И в конце — приятный сюрприз: появляется кнопочка, которую можно нажать и услышать нечто интересное. В результате ребенок чувствует себя исследователем, совершает привычный ритуал и знает, что в конце получит ожидаемое удовольствие.

«Угадай, что я делаю»

Эта игра на повторение для детей основана на подражании. Мама или другой взрослый показывает малышу привычные действия, с которыми он знаком. Например, изображает процесс чистки зубов, приготовления каши, уборки при помощи пылесоса и т.д. А ребенок должен угадать, что ему показывают и повторить. Малыши обожают подражать взрослым и с удовольствием будут отгадывать загадки, развивая воображение, абстрактное мышление и укрепляя нейронные связи.