Найти в Дзене
Руки на руле

Суздаль. За стенами древних обителей.

Первый раз приезжая в Суздаль и глядя на внушительные стены Спасо-Евфимиева монастыря понимаешь, вот он древний Суздальский кремль. А мощные угловые башни лишь усиливают это впечатление Но, хоть такая ассоциация и вполне уместна, монументальные крепостные стены принадлежат Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю, а кремль, к слову лишившейся этой обязательной для таких построек части, находится в другой стороне города. Подробнее о кремле и не только я рассказал в первой части статьи – Суздаль – где над землей тихо льется покой монастырей Побывать в Суздале и не зайти в Спасо-Евфимиев монастырь - значит упустить возможность познакомиться с одной из его главных достопримечательностей, с одной из древнейших реликвий. Да, в Суздале есть места и более почтенного возраста, но Спасо-Евфимиев монастырь несомненно занимает особое место в историческом и архитектурном облике города. За свою историю монастырь успел побывать и местом уединения, и крепостью и тюрьмой, и музеем, что во многом роднит е

Первый раз приезжая в Суздаль и глядя на внушительные стены Спасо-Евфимиева монастыря понимаешь, вот он древний Суздальский кремль.

А мощные угловые башни лишь усиливают это впечатление

-2

Но, хоть такая ассоциация и вполне уместна, монументальные крепостные стены принадлежат Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю, а кремль, к слову лишившейся этой обязательной для таких построек части, находится в другой стороне города. Подробнее о кремле и не только я рассказал в первой части статьи – Суздаль – где над землей тихо льется покой монастырей

Побывать в Суздале и не зайти в Спасо-Евфимиев монастырь - значит упустить возможность познакомиться с одной из его главных достопримечательностей, с одной из древнейших реликвий. Да, в Суздале есть места и более почтенного возраста, но Спасо-Евфимиев монастырь несомненно занимает особое место в историческом и архитектурном облике города.

-3

За свою историю монастырь успел побывать и местом уединения, и крепостью и тюрьмой, и музеем, что во многом роднит его с другой великой обителью – Соловецкой

Такое сравнение не мудрено, ведь их история во многом пересекается, а узники этих двух крепостей порой меняли тесные стены келий одного монастыря на другой. Музейный же период позволяет нам заглянуть за стены древней святыни, но, обо всем по порядку.

Спасо-Евфимиев монастырь появился при князе Борисе Константиновиче. В 1352 году князь обратился в Нижегородскую Печерскую обитель с просьбой прислать инока для основания нового монастыря и выбор игумена пал на преподобного Евфимия, отличавшегося строгостью монашеской жизни. В северной части города, за рекой Каменкой на живописном берегу была заложена новая обитель и сам князь начал копать фундамент под будущим монастырем, тогда еще Спасо-Преображенским, а преподобный Евфимий впоследствии стал его архимандритом. Приверженец строгих порядков и правил, он сохранил их и на новом месте. Численность насельников, меж тем, росла, увеличивалось и благосостояние обители, Суздальские князья благоволили монастырю. В честь первого архимандрита сменилось и его название.

-5

Задуманная князем и как крепость, призванная защитить от внешних и внутренних врагов, обитель обзавелась стенами, первоначально деревянными. Именно они видели, как в июле 1445 года у подножья монастыря произошла крупная битва между казанскими татарами и Василием Темным, в результате которой русский князь потерпел поражение и был пленен.

Свое монументальное каменное воплощение стены обрели в 17 веке.

Двенадцать сторожевых башен, бойницы, амбразуры и машикули, 1200 метров неприступных стен, рассчитанных на ведение как дальнего, так и ближнего боя – обитель значительно преобразилась, готовая дать отпор любому неприятелю. Но, обзаведясь такой внушительной линией обороны, монастырь не учавствовал ни в одном сражении или осаде, иноческая жизнь протекала в спокойствии.

За единственной квадратной входной башней

-7

посетителей встречает Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот в 16-17 вв.

Парадный вход в монастырь ранее осуществлялся именно через них, но после постройки каменных стен, церковь оказалась внутри кольца. Территория достаточна обширна и просторна и по раннему весеннему времени это пространство кажется пустоватым, ведь монастырский сад еще только надевает убор. Толи дело, когда все это буйно полыхнет зеленью.

Под деревьями живописно примостились деревянные домики ульев, вряд ли с обитателями, скорее, как дань памяти все тому же первому архимандриту Евфимию, практиковавшему в обители это древнейшее искусство пчеловодства.

-10

Справа от входа разбит Аптекарский огород. Вещь интересная. Традиция культивировать на территории монастырей целебные травы берет начало еще со времен Ивана Грозного, не обошла она стороной и Суздальскую обитель. Возделывается аптекарский огород и в наше время

Окруженный по периметру рябиной и яблонями огород разбит на ровные квадраты. Здесь выращивают ландыши, календулу, донник, пижму, иссоп, настурцию, лаванду и множество других лекарственных трав – аптечка в натуральном виде. Нашлось место и для пряностей: чабрец, мелисса и мята прекрасно дополнят чай наполнив его особым ароматом.

Пройдем дальше. За аркой Благовещенской церкви расположились основные храмы и хозяйственные постройки монастыря.

Справа, поглядывая на улицу резными наличниками с кокошниками, вытянулся длинной стеной Братский корпус 17 века постройки

Слева, примерно в том же время, возведен Архимандритский корпус.

-15

Небезынтересно выглядит звонница. Ее нынешний облик сформировался из нескольких, построенных в разное время зданий – церкви Рождества Иоанна Предтечи и трехпролетной звонной галереи.

Все это соединилось башней, где разместились часы с боем и вкупе получилось достаточно необычно.

-17

За звонницей белеет стенами главный храм всего комплекса – Спасо-Преображенский собор.

-18

Свой путь до кафоликона собор начал в самом начале 16 века, появившись в виде небольшой Спасской церкви возведенной над могилой основателя обители игумена Евфимия. К концу того же века к церкви было пристроено здание большого собора, выполненное в традициях белокаменной архитектуры Суздаля того времени.

В последующем храм неоднократно изменялся и расширялся, так была выстроена галерея и появился придел Сергия Радонежского.

Сохранилась до наших дней, пусть и в поновленном виде, уникальная храмовая роспись 17 века, выполненная артелью художников под началом крупнейшего мастера фрески и иконописи Гурия Никитина.

За стеной собора, около его восточной стены предположительно находится могила князя Дмитрия Пожарского

-22

«Предположительно», потому как место последнего пристанища великого князя по результатам археологических исследований и раскопок все равно оценивается как «наиболее вероятное». Первая большая и достаточно скрупулёзная работа была проведена графом А.С. Уваровым еще в середине 19 века. Именно он предположил, что одно из захоронений принадлежит Пожарскому

Изображение из сети
Изображение из сети

Спустя 150 лет при строительстве нового памятника (тот, что на фото) нужно было убедиться, что останки князя находятся на своем месте и возведение нового памятника не разрушит старого склепа. В ходе этого исследования и было подтверждено, что проведенная Уваровым работа наиболее вероятно указывает на усыпальницу Пожарского.

Как я и упоминал в начале статьи Спасо-Евфимиев монастырь, помимо своего основного назначения, исполнял и тюремную функцию. Причем как в царской России, так и в Советский период.

Сразу за усыпальницей Пожарского к бывшему тюремному корпусу уводит мощеная дорожка, ныряя через арку в узкий двор

А вот здесь начинается интересное. Свое начало эта история берет во второй половине 18 века, когда по указу Екатерины II в монастырь было высочайше повелено отправлять «безумствующих колодников». И каких только личностей за все время существования не повидали аскетичные кельи монастырской тюрьмы, сколько ночей они слышали потрескивание огонька свечного огарка, полубезумный шепот и скрип пера по свитку, выводящего «священные ученья» того или иного «пророка».

-25

Основатель скопческой секты Кондратий Селиванов, повидавший каторжную Сибирь и бывший, по слухам, представленным императору Павлу I, не бросил своих проповедей, пользующихся, к слову, успехом, провел здесь остаток дней, скончавшись в 1832 году. Знаменитый предсказатель Авель, пророчествовавший смерти самодержцев начиная с самой Екатерины II, побывав в заточении на Соловках и в ряде других обителей тоже нашел последний приют в земле за алтарем Никольской церкви. Одиозный лидер секты «прыгунов» Максим Рудометкин, объявивший себя «царем духовных христиан» и воплощением «Святого духа», после ареста проделал пеший путь до тех же Соловков, где провел 9 лет, а затем был переведен в тюрьму Спасо-Евфимиева монастыря. В стенах его кельи родились 14 «пророческих книг», распространявшихся учениками даже после его смерти. Побывал здесь и старообрядец Федор Ковалев, заживо похоронивший 25 человек, не пожелавших участвовать в переписи населения 1897 года. К слову, этот деятель проведя положенное время под строгим монастырским надзором, был освобожден, вернулся на родину и вел вполне обычную жизнь.

Этот перечень далеко не полон, а помимо ярых «фанатиков» содержались здесь и церковные деятели, отправленные в ссылку за неблаговидные поступки, последним приютом стал монастырь для декабриста Федора Шаховского.

-26

Острожная история монастыря царской России завершилась в конце 1905 года, но уже при новой власти с 1923 года кельи вновь приняли «посетителей» - здесь начал действовать «политизолятор», а затем тюрьма особого назначения, самым, наверное, знаменитым заключенным которой стал фельдмаршал Фридрих Паулюс

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Помимо всего вышеуказанного не стоит забывать, что Спасо-Евфимиев монастырь находится и в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. На территории обители можно не просто погулять рассматривая древние постройки, но и окунуться в богатую музейную часть. Музеев есть здесь, и они достаточно разнообразны: «Русская икона 18 – начала 20 века», экспозиция «Князь Дмитрий Пожарский», «Золотая кладовая (искусство 11 – начала 20 века)», «Суздальская тюрьма», «Книжные сокровища шести столетий», выставка колоколов, экспозиция «Сплетение судеб» рассказывающая о пленных итальянцах, музей истории Суздальских монастырей.

Неплохо, не правда ли? Так, в Спасо-Евфимиевом монастыре можно легко провести половину и даже больше дня, неспешно изучая каждый уголок обители, где так и чувствуется дыхание веков и истории.

А нагулявшись можно выйти за стены, на высокий берег, где открывается панорамный вид на Каменку. Здесь, на обрыве, приятно просто постоять, наслаждаясь видом города с повсюду выглядывающими маковками церквей.

На другом берегу раскинулись белокаменные стены еще одного монастыря – Покровского. Заглянем и за них.

Покровский монастырь основан в 14 веке и в его возникновении также поучаствовал игумен Евфимий, разнятся лишь сведения о князьях «курирующих» процесс создания. Но во времена славных дел строгого игумена монастырь уступал по значимости своему соседу. Его расцвет случится позже, при царе Василии III, жертвовавшем обители большие средства, и именно в этом веке сложился нынешний архитектурный ансамбль.

Но вместе с расширением монастырь стал и местом заточения постриженных в монахини представительниц знатных фамилий. Обычная для тех лет история. Одной из первых таких «узниц» стала жена Василия III Соломония Сабурова обвиненная в бесплодии.

В усыпальнице, расположенной под Покровским собором, сохранились имена и других насельниц, среди них: инокиня Александра, дочь Ивана III, пятая супруга Ивана Грозного Анна Васильчикова, княгиня Евдокия Нагая и другие. Побывала здесь и вдова Василия Шуйского Мария Буйносова-Ростовская.

-32

В течении следующего времени жизнь за белыми стенами протекала спокойно и безмятежно, за счет аристократии, принявшей постриг, увеличивалось благосостояние, возводились новые церкви и храмы.

Так продолжалось до 1923 года, когда монастырь был закрыт и разорен. А чуть позже в истории тихой обители началась совершенно иная глава. За высоким забором расположилось Бюро особого назначения особого отдела ОГПУ, военная лаборатория, занимавшаяся, ни много ни мало, разработкой биологического оружия. Лаборатория просуществовала до 1936 года, а через 15 лет началась постепенная реставрация всех построек. Правда использовались они вновь не по назначению. Помимо музейных экспозиций здесь разместился туристический комплекс с гостиницей, рестораном и баром, а в соборе открыт концертный зал.

Пережив потрясения века монашеская жизнь возобновилась в 1992 году и монастырь вновь действует привлекая к себе и туристический поток, ведь и за этими стенами хранится история.

-34

Судя по отзывам пользуется популярностью трапезная, но нам, попавшим за стены обители уже под вечер, отведать знаменитой выпечки уже не удалось.

Время, как это часто бывает в путешествиях, словно ускоряет свой бег и вот, настает пора вновь садится в автомобиль. Угасает день, окутывая Суздаль мягким вечерним светом.

-35

Солнце напоследок ярко освещает стены монастыря, что стоит на высоком, живописным берегу реки Каменки.

-36

Вместе с тем заканчивалось и наше небольшое путешествие. Два дня проведенные в древнейших и несомненно уникальных городах Владимире и Суздале пролетели ожидаемо незаметно, оставив о себе только положительные впечатления и чувство, что сюда мы еще обязательно вернемся. В них есть, что посмотреть.

Впереди была дорога домой и окончание майских праздников, но находясь рядом мы решили доехать и до с. Кидекша, тем более на машине дорога займет всего около 10 минут

-37

Здесь, в небольшом селе, находится еще один памятник белокаменного зодчества Древней Руси на который стоит взглянуть – Церковь Бориса и Глеба.

Церковь была заложена князем Юрием Долгоруким в честь небесных покровителей его сыновей, она же послужила усыпальницей одного из них. Пострадавший при нашествии храм был очень быстро восстановлен и уже в 1239 году здание было отремонтировано.

В дальнейшем рядом была построена зимняя Стефановская церковь

И появилась восьмигранная колокольня

-40

Территория комплекса неоднократно исследована археологами, конечно проводились и реставрационные работы. Так, в храме был частично снят пол, восстановленный впоследствии до уровня который был в 12 веке. Обнаружены были и детали внутреннего убранства.

Нам попасть внутрь за поздним временем уже не получилось, но вот увидеть древние рисунки на внешних стенах удалось

-41

Странно, но при своей популярности, кроме нас в Кидекше на тот момент никого не оказалось и была возможность спокойно погулять по территории и полюбоваться видом на Нерль.

Но время властно берет свое, впереди была дорога домой. Из Суздаля мы выехали уже по глубоким сумеркам, а миновав Владимир наш форд окунулся в темноту ночной трассы, по сторонам спали укрытые ночью перелески и поля, замелькали огоньки встречных машин и понеслась в свете фар обратная дорога. За спиной остались дремать белокаменные памятники Древней Руси, великое наследие, сохранившееся до наших времен. А вам довелось бывать в этих городах Золотого кольца, как ощущения?

Всем ровных дорог и самых ярких впечатлений.