Чтобы произошло настоящее чудо и ключевые волонтёры 5 вёрст со всей страны по мановению волшебной палочки собрались в одной точке в Москве, очевидно, нужны волшебники. Они как единый механизм работали несколько месяцев и сотворили столько волшебства и огня, что сейчас в каждом регионе нашей Необъятной люди с горящими сердцами передают это пламя из рук в руки, от сердца к сердцу. Но есть у механизма и главная волшебница, которая объединяет усилия всех волшебников, структурирует, задает общий вектор и угол наклона волшебной палочки. Ну а если перейти с волшебного на человеческий: очень хочется узнать побольше о нюансах создания Конференции и людях, которые придумали это фантастическое мероприятие, так давайте их и спросим. А лучше всех об этом знает куратор Конференции ключевых волонтёров 5 вёрст Юлия Кальсина.
Юля, привет! Расскажи о себе. Как паркран появился в твоей жизни? Чем занимаешься вне 5 вёрст?
Привет, я Юля из Нижнего Новгорода. Занимаюсь коммуникациями с 2008 года: сначала в СМИ, потом в госсекторе и культуре, а сейчас — в сфере финансов. Консультирую по стратегическим коммуникациям и личному бренду, веду (довольно нерегулярно, по вдохновению) небольшой ТГ-канал «Люди важнее». Ну и с волонтёрством я давно: сначала это было участие в экологических акциях, потом — в субботних пробежках и на забегах. В 2018 году я стала руководителем нового старта parkrun на Мещерском озере, а буквально через полгода — редактором федеральной рассылки движения. С 2022 года — амбассадор поддержки 5 вёрст.
Сына, можно сказать, воспитала — он уже студент, учится на переводчика и занимается греко-римской борьбой. А корги Крепыша, кота Мышку и кошку Феску ещё немного воспитываю. Люблю долгие пешие прогулки, читать и узнавать новое.
Это уже не первая конференция для волонтёров парковых пробежек. Ты участвовала в конференции 5 вёрст или паркрана раньше? Расскажи, как это было.
Это моя четвёртая конференция. В 2018 году, через полтора месяца после открытия паркрана в Нижнем Новгороде, попала делегатом на это событие. Тогда меня оно очень зарядило и замотивировало! Кстати, моя фотография с пробежки в Сокольниках довольно долгое время стояла на главной странице сайта parkrun Россия.
Потом была ещё одна паркрановская конференция, а в 2023 году — первая пятивёрстовская.
Традиционно это событие начинается с пробежки в парке: на Вернадского, в Сокольниках, ВДНХ и снова в Сокольниках. Многих ребят, которые давно с движением, я знаю с тех времён, и очень классно было их видеть в этом году, когда я сменила бейдж участника и амбассадора на бейдж организатора.
Как ты стала проджект-менеджером (прим.ред project manager — руководитель проекта) конференции?
Всё началось, как водится, с Максима Егорова. Недавно кто-то писал в чате: на конференции все были как свидетели иЕгорова. Очень смеялась. Вообще, сама могу пошутить и хорошую шутку люблю и ценю. Весной Максим мне позвонил и предложил стать руководителем проекта. Я в тот момент была в командировке в Пензе, как сейчас помню. Согласилась не сразу, хотя общая концепция, смысловая база, у меня стала формироваться уже тогда. Привлекала возможность скоординировать мощный проект и поработать с тёплой и понятной мне аудиторией — 450 участников, когда такой шанс ещё представится? Через пару недель после звонка я сказала Максу: «Да».
Чем занимается проджект-менеджер? Сколько времени ушло на подготовку к конференции?
Честно говоря, мне больше нравится слово «куратор» (сказывается опыт работы в музее). Хотя «руководитель проекта» звучит тоже неплохо. В разных проектах функционал руководителя может несколько отличаться, иногда вообще «руководитель» может быть довольно номинальным, но в случае с конференцией было по классике. В мой функционал входило: разработка концепции (так родилась идея трёх дней и трёх глаголов — «участвуем», «объединяем» и «созидаем»), составление программы (подбор спикеров и взаимодействие с ними), коммуникация с участниками и внутри команды, общая координация. К счастью, с гостиницей и основной площадкой конференции — Центром культур НИУ ВШЭ — была ясность ещё до моего включения в проект. Это, с одной стороны, сильно облегчило процесс, а с другой — добавило ответственности. Подготовка к мероприятию началась в конце весны, и работа над проектом до сих пор продолжается — сейчас идёт пост-продакшн, а впереди отчёт по гранту (напомню, что основные средства на проведение конференции были получены от Фонда президентских грантов).
Расскажи о людях, которые сделали наше мероприятие таким фантастическим и запоминающимся.
Проекты такого масштаба невозможно реализовать без команды. В этот раз команду проекта (да, мы обсуждали многие вопросы на еженедельных планёрках с Максимом Егоровым, Константином Конончуком, Анастасией Глотовой, Александрой Сапыгиной, Екатериной Обуховской, Кирой Барановской, Кириллом Поболеловым, Ниной Сайковой, Милой Астаховой, Ирой Пархоменко) многократно усилило наше волонтёрское сообщество. Ребята помогали по всем направлениям: покупка билетов участникам, расселение в гостинице, сбор фактов о парках, дизайн, в том числе анимация, монтаж и демонтаж, работа на площадках (в Сокольниках, университете, гостинице), координация волонтёров, фото и видеосъемка, SMM... Без их помощи мы бы точно не справились! Если я начну перечислять фамилии, то не хватит нескольких страниц.
Как ты считаешь, какие основные принципы созидания идеального мероприятия?
Перед тем, как начинать какой-то проект, нужно ответить на вопросы: «Зачем мне это? С кем я буду это делать? Какие смыслы, кому и как я хочу донести?» Если ответы вас удовлетворят, а желание работать по проекту не исчезнет, то смело беритесь за дело. Ещё важный момент, который нужно учитывать: руководитель должен уметь брать ответственность на себя, принимать непопулярные решения, даже если не все в команде с ним согласны. Мне дали такую возможность, поэтому я чувствовала себя достаточно спокойно. И самое важное, пожалуй, дружеское плечо и поддержка команды: когда ты знаешь, что даже если всё идёт не так, решение всё равно будет найдено. Люди, которым можно выговориться и выслушать их мысли в ответ, получить поддержку, а потом пойти с ними сворачивать горы — бесценны. Большие проекты проверяют на прочность: показывают, с кем можно пойти хоть в разведку.
Какие ещё большие проекты были в твоей практике (выставки, работа в музее)?
Опыт работы в музее придавал мне уверенность — лучше, чем в сфере культуры, нигде не работают со смыслами и идеями. Премия в области современного искусства, книжные и музыкальные фестивали, выставки — во всех этих проектах активно участвовала, правда, не как куратор, а как руководитель направления волонтёров и коммуникаций. Но обсуждала их наравне с другими коллегами, смотрела и училась. Работая в музее, написала два проекта, которые получили финансирование Фонда президентских грантов и которые я сопровождала уже как куратор от заявки до отчёта.
Помогло также знание внутренней кухни движения 5 вёрст и понимание своих сильных сторон. Кроме того, мне понравились ответы на вопросы, которые я себе задала. Вторая всероссийская конференция волонтёров 5 вёрст стала возможностью применить свои навыки коммуникатора и проджект-менеджера, расширить связи и кайфануть, зарядившись от энергии нашего большого сообщества.
Какие сложности возникли при подготовке? А были ли смешные случайности или приятности?
Самое сложное всегда — это общение. Говорю как человек, который делает это постоянно — в рамках профессиональной и личной жизни. А когда копится усталость, то любое брошенное слово или фраза могут обидеть и задеть. Поэтому приходилось как самой «следить за базаром», так и спокойнее воспринимать эмоциональность членов команды. Отдельная сложность — онлайн-общение. Основная часть команды из Москвы, а я — из Нижнего, где постоянно перебои с мобильным интернетом. Во время активной фазы подготовки вынужденный диджитал-детокс в рабочие часы очень нервировал. Основная приятность — когда мы докрутили программу конференции, я почувствовала, что она, в целом, отвечает сформулированной концепции. И дальше уже пошёл разговор по «личкам» со спикерами, с уточнениями, созвонами и сбором презентаций.
А с какими трудностями столкнулись во время конференции? Как решали?
За пару дней до мероприятия мы узнали, что один из ключевых спикеров не сможет прийти. Пришлось импровизировать. Но, как известно, нет ничего лучше подготовленной импровизации — о том, чтобы пригласить Наталию Бочарову на пленарное заседание, я думала и раньше. Наташа — замечательный спикер и большой друг движения 5 вёрст в Нижнем Новгороде.
Отдельной большой задачей было соблюдать требования площадки в части обеденных перерывов, написания списков и сценариев, монтажа и демонтажа оборудования. Но благодаря Насте и Ире все прошло хорошо.
Вспоминаю еще одну смешную историю (то-то Максим сейчас удивится, читая). В первый день конференции на площадке я разговорилась с Викой Голенищевой, которая стояла с кофром — Макс попросил отправить костюм для тематической вечеринки в гостиницу. Похожий чехол я утром предложила Саше Скрывле отнести в гримёрку, когда он пошёл за кофе. И почему-то я решила спросить Вику, точно ли это костюм Максима. Расстегнув молнию на кофре, мы увидели костюм ведущего. Вот было бы весело, если бы Саша вышел на церемонию награждения парков в костюме Доктора Стрейнджа!
Чего ты ждала от конференции? Совпали ли ожидания с реальностью?
Реальность превзошла ожидания! Я кайфанула! Вечер встреч в пятницу, яркая пробежка в Сокольниках, насыщенная суббота с масштабной церемонией награждения... Костюмированная вечеринка с группой «Вполголоса» и танцами стала лучшей подзарядкой и возможностью сбросить усталость. Воскресенье с важными темами и спикерами: про стратегию, миссию, бренд, интеграцию движения в беговое и волонтёрское сообщество страны. Нюансы, конечно, были, но вы лучше меня понимаете главное правило: всё, что было в клубе, остаётся в клубе. Всегда есть то, что можно улучшить, и только организаторы знают, сколько таких пунктов в повестке.
Каким для тебя был этот опыт?
Опыт интересный и крутой, повторять который пока не хочется. Нужно сделать отчёт и выдохнуть. Но уже сейчас понимаю, как этот проект изменил меня и с каким чувством гордости и удовлетворения буду его вспоминать. Особую благодарность хочу выразить нижегородским ребятам за поддержку! До скорой встречи в парке!
Юля, спасибо за интересное интервью. Конференция прошла чудесно, и это во многом твоя заслуга! Всегда рады увидеться в твоём родном Нижнем Новгороде — столице закатов, но желаем тебе и новых рассветов — ещё больше таких масштабных проектов, которые заряжают и меняют жизни людей от Калининграда до Южно-Сахалинска!
Беседовала Ксения Абрамова, фото из личного архива Юлии Кальсиной.