В дом небогатого священника, овдовевшего отца шестерых детей, нежданно-негаданно возвращается младшая дочь - девочка, выросшая совсем в других условиях...
Чудо чудное и диво дивное - но книга мне понравилась. Не знаю, в чем тут дело. Возможно, иногда просто приятно почитать эту крайне неторопливую прозу, где так много внимания уделяется отношениям между людьми, так забавно бичуется человеческая глупость, и полностью отсутствует бремя проблем современного человека. Барышни хотят замуж, но и молодые люди стремятся к тому же, вообще мы прекрасно помним (пусть в разных переводах) эту гениальную первую фразу:
Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену. © «Гордость и предубеждение»
Если б мне доверили сформулировать главную идею этого романа, я бы сказала так: хорошие намерения без финансового подкрепления - ничто. Это то, что никак не могут уразуметь нынешние радетели за демографию, проповедующие зайку, лужайку и сосиску с капусточкой. Пятеро детей выросли в одних условиях, младшая сестра - в совершенно других. И вы посмотрите, как влияет достаток на благородство характера! Вполне возможно, что Эмма и без денег, и без достойного влияния дядюшки выросла бы такой, какой она описана в книге...
Или нет.
Эмма краше сестер - потому что ей, вероятно, чаще перепадало мясо. Эмма спокойнее сестер - потому что ей никогда не приходилось бороться за внимание родителей.
А вот идея, которую писательницы подчеркивают в финальной фразе (ниже она будет целиком): мол, благоразумие, здравомыслие и кротость помогут вам выкарабкаться из самых тяжелых обстоятельств - очень по-христиански, или, если хотите, даже по дзен-буддистски - так вот, эта идея представляется мне, увы, совершенно нежизнеспособной. Может быть, помогут - а может быть, нет. С хорошими людьми (к сожалению) случаются плохие вещи, и в некоторых ситуациях не спасет ни благоразумие, ни здравый смысл, ни, тем паче, кротость. В конце концов, сама Эмма не то чтобы кротко сидела, ручки сложив: нашла же возможность выбраться из дома злобной невестки.
Сюжет: юная девушка по имени Эмма возвращается в отчий дом после смерти дядюшки, который ее воспитывал. Родные были уверены, что дядюшка и состояние ей отпишет, или, во всяком случае, не оставит без гроша. Но увы! Дядюшка оставил все деньги жене - а та быстренько выскочила замуж за какого-то голодранца и усвистала в другую страну, подарив героине 50 фунтов.
В родном захолустье Эмма посещает первый бал и уже на нем своей красотой, обаянием и благородством характера покоряет много сердец... В том числе привлекает внимание юного пэра.
Но Эмма, как мы помним, не просто красивая! Она еще очень благоразумная девушка и осознает, что пэр ей не пара, в силу разности состояния и положения... Поэтому его внимание она поначалу расценивает совсем в другом ключе.
Что понравилось: яркие персоналии. Каждый из шестерых детей овдовевшего священника - со своим характером. Да и другим героям не откажешь в массе характерных черточек.
Священный институт семьи - к слову - показан так, как будто уже в те времена у людей было мало иллюзий по поводу брака. Все тут хороши: и старший Уотсон, который, стоит отметить, заметно не уделял детям внимания (младшую дочь сначала отдал брату, потом не удосужился оставить ей долю наследства, оставив ее нищей в прямом смысле этого слова - братьям и сестрам хоть что-то досталось), ни секунды - в отличие от презираемой многими миссис Беннет - не задумался о том, что дочек надо бы как-то пристроить.
И его старший сын с невесткой, которые немедля начали пользовать беззащитных девушек (преимущественно героиню) в качестве прислуги. Это было бы не так страшно, если б эти милейшие в кавычках люди хотя бы помалкивали. Но страшно, очень страшно оказаться в полной зависимости у людей глупых, да еще и злых...
Поэтому сюжет временами достигает редкой пронзительности.
👩❤️👨 Довольно забавно отмечать по ходу чтения, что писательницы использовали многие штампы любовного романа - но при этом внесли долю здоровой свежести, про которую хорошо бы помнить и современницам.
... Мы ведь помним, да, что в 1802 году и далее эти штампы были свежи, как розы, и совсем не штампы - потому что никто ничего подобного пока не писал!
Давайте вспомним:
- главная героиня
юная девственницабедная сиротка, которая молода и хороша собой; - ее возлюбленный - первый, он же и последний (ну, в пространстве романа);
- не без черт Мэри-Сью* - почти все мужчины Эмму хотят, почти все женщины (тут надо отдать должное Остин - почти, но не все! не все!) завидуют;
- после долгих мытарств она, конечно же, выходит замуж за любимого человека. Хэппи-энд. Т
акие детали, как опущение матки после бесчисленных родов и другие малоприятные подробности женской жизни, разумеется, не находили отражения в викторианских романах.
Но есть и отличия! Например:
- вместо богатого пэра, самого завидного жениха в окрестностях, героиня выбирает персонажа, который ей ровня по характеру и воспитанию - за исключением достатка. По сюжету Эмма буквально "нищая" - родня даже называет ее так за глаза.
- в романе, помимо влюбленных в главную героиню героев и злобных завистниц, которые над ней измываются, присутствует немалое количество героинь, которые всеми силами способствуют тому, чтобы Эмме жилось лучше.
* Мэри-Сью — идеальный персонаж, лишённый недостатков, главная героиня романа, которую все любят и у которой все получается.
Книжка довольно толстенькая, обратите внимание! Для сравнения поставила рядом другую из этой же серии - "Мисс Моул", здесь писала про нее раньше, была в восторге. Отличная серия, надо брать!
Из книги:
Небогатые девицы вроде тебя не должны упускать ни одной возможности, преследуя свои интересы и интересы своей семьи, и постараться пристроиться получше, когда это в их силах.
Какая разница, что мне подать на обед - я ведь всего лишь ваш брат, всего лишь глава семейства, всего лишь мужчина, от которого вы скоро будете зависеть!
Она должна выйти замуж за человека, который соединяет в себе умственные и нравственные качества, соответствующие его происхождению, богатству и положению в обществе...
Она училась видеть жизнь с ее тяготами и испытаниями в новом свете и обнаружила, что страдание - не случайное обстоятельство вроде кратковременного недуга, которое необходимо как можно быстрее вылечить и забыть о нем; страдание - неотъемлемая часть жизни, тогда как мир и покой - исключение, а значит, прежде жизнь слишком баловала ее.
... старалась рассматривать грядущие тяготы как систему умственной дисциплины, которая при должных усилиях поможет ей укрепить дух.
Небрежно нарезанное мясо пагубно сказывается на семейном благополучии и, хотя это может представляться тебе сущим пустяком, для человека с тонким вкусом, привыкшего к изысканной жизни, - словом, для настоящего джентельмена - правила имеют огромное значение.
Понравилось, как Эмма отстаивает свои границы:
Простите, но я полагаю, что моего предыдущего ответа достаточно. Вы не имеете права требовать от дамы объяснений или довольствуйтесь таким: я ее танцую, потому что не танцую.
Еще интереснее, что с осторожностью героиня относится не только к кружащим вокруг нее глупцам и хищникам, но и к своему возлюбленному (мужу-псу не показывай, далее по тексту старинной русской поговорки), причем тема эта проскальзывает в тексте несколько раз:
Эмма считала, что ему вполне достаточно знать, что его предложение принято, не ведая, во всяком случае до поры до времени, скольким женихам она отказала ради него.
И, конечно, квинтэссенция романа - его последняя фраза:
Мне больше нечего добавить ни о ком из этих людей, и я лишь надеюсь, что все, кто прочтет мое повествование, проникнутся убежденностью в том, что благоразумие, кротость и здравомыслие помогут обрести друзей в самых неблагоприятных обстоятельствах; однако брак сам по себе, если он заключается без искренних чувств и побуждения, не может считаться надежным рецептом земного счастья.
Напомню, что роман Остин под названием "Уотсоны" числился незавершенным. Но через несколько десятков лет (я вроде бы видела и 50 и 60 - в разных источниках, сама насчитала 50) незаконченный роман дописала ее племянница - которая родилась уже после смерти Джейн. Кэтрин начала писать, когда муж попал в психушку, чтобы прокормить себя и троих детей. Помимо "Младшей сестры", написала еще девять самостоятельных произведений (у нас в 2012 году издавался роман "Золото").