Кроме выставки «Пейзаж в творчестве русских художников XIX — начала XX веков» из собрания Дагестанского музея изобразительных искусств (до 15 ноября) в Тульском музее изобразительных искусств (ул. Ф.Энгельса, д.64) до 14 декабря можно ознакомиться ещё с одной очень любопытной экспозицией — «Гравюры XVIII и XIX веков из коллекции Калужского музея изобразительных искусств».
Представленная коллекция — 24 шедевра печатной графики известных английских мастеров — это часть коллекции князя Дмитрия Сергеевича Горчакова из его усадьбы Барятино Тарусского уезда. Сразу после свадьбы в 1859 году он отправился с супругой в путешествие в Англию и Шотландию по местам, связанным с Шекспиром, и приобрёл целый ряд первоклассных эстампов.
Выставка знакомит с техникой «английской манеры»: меццо-тинто и пунктир. Когда читаешь описание этих техник, а потом рассматриваешь (в зале можно попросить лупу!) отпечатки, просто поражаешься мастерству художников, их тончайшей работе!
Меццо-тинто («чёрная манера») — вид гравюры на металле, относящийся к глубокой печати. При изготовлении печатной формы медная пластина делается зернистой. При печати такая пластина даёт ровный чёрный тон. За зазернённую пластину (чистую или покрытую краской) иглой или карандашом наносится изображение; светлые места выглаживаются или выскабливаются, при этом создаются постепенные переходы от тени к свету. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатистостью тона, богатством и тонкостью светотеневых эффектов. Из-за стирания шероховатой поверхности с одной пластины можно отпечатать не более 40 — 60 хороших оттисков.
Изобретённая в Амстердаме в 1642 году, спустя столетие меццо-тинто распространилась в Англии, где стала подлинно национальным искусством. Расцвет английской живописи вызвал в обществе потребность иметь у себя дома хотя бы копии картин, что привело к развитию репродукционной гравюры. Лист, выполненный в «чёрной манере», строится, как и картина, на богатстве тональных отношений, колеблющихся в пределах монохромности от густо-чёрного до сияюще-белого.
Пунктир («точечная манера») — техника углублённой гравюры на металле, где изображение получается комбинацией сгущённых или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пунсонами. Особым видом пунктира является карандашная манера, в которой штрих имитирует след мелового карандаша или сангины и состоит из отдельных точек, протравленных в металле. Гравюра пунктирной манерой даёт возможность получить около 500 оттисков.
Технику изобрели в Венеции в XVI веке, а в Англии она была значительно усовершенствована — причём именно итальянцем Франческо Бартолоцци (1727—1815). Он прожил в Англии сорок лет и создал там школу цветной репродукционной гравюры, став одним из основателей Королевской академии художеств. На выставке представлены его гравюры офортом и резцом с рисунков Гверчино (1591—1666).
В технике пунктира выполнена и знаменитая «Шекспировская галерея» (1789), в которую входит около 170 произведений — главный проект Джона Бойделла (1719—1804). В течение двадцати лет он заказывал видным английским художникам картины по пьесам У.Шекспира, оборудовав для создания гравюр с них специальную мастерскую. Лорд-мэр Лондона до 21 года был землемером, но потом увидел гравюры с изображением Лондона и ушёл сначала в подмастерья к гравёрам, а затем окончил Академию художеств и специализировался на гравюрах с видами городов.
Высочайший технический уровень исполнения английских гравюр того времени сделал их желанным предметом коллекционирования, а наличие их образцов в дворянских усадьбах свидетельством высокого эстетического вкуса владельцев.
------------------------
Выставка продлится в Тульском музее изобразительных искусств (ул. Ф.Энгельса, д. 64) до 14 декабря 2025 г.