Найти в Дзене

Русский пейзаж. Минивыставка в Тульском музее изобразительных искусств

Похоже, наши музеи твёрдо решили утвердить статус Тулы как «третьей музейной столицы» — в октябре у нас проходило (и проходят до сих пор) сразу несколько интересных и неожиданных выставок. Одну из них можно посмотреть в ТМИИ до 15 ноября: «Пейзаж в творчестве русских художников XIX — начала XX веков» из собрания Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой. Это не первая обменная выставка с этим музеем — в первый раз привозили очень интересные картины мастеров портретного жанра Тропинина, Попова, Хруцкого, Семирадского. Мы были, сфотографировали, но заметку сделать так и не... Исправляемся. Ибо не показать картины, которые привезли на сей раз — ну, как бы неуважение к этим шедеврам. В экспозицию выставки вошли 16 (!) пейзажей, созданных Поленовым, Левитаном, Коровиным, Богаевским, Маковским, Жуковским, Грабарём — ну, вы поняли, надо идти! Рубеж XIX и XX века явился временем становления и расцвета русской школы пейзажной живописи. Именно в этом жанре произошло осмысл

Похоже, наши музеи твёрдо решили утвердить статус Тулы как «третьей музейной столицы» — в октябре у нас проходило (и проходят до сих пор) сразу несколько интересных и неожиданных выставок. Одну из них можно посмотреть в ТМИИ до 15 ноября: «Пейзаж в творчестве русских художников XIX — начала XX веков» из собрания Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой. Это не первая обменная выставка с этим музеем — в первый раз привозили очень интересные картины мастеров портретного жанра Тропинина, Попова, Хруцкого, Семирадского. Мы были, сфотографировали, но заметку сделать так и не... Исправляемся. Ибо не показать картины, которые привезли на сей раз — ну, как бы неуважение к этим шедеврам.

Семирадский Г.И. Восточный пейзаж
Семирадский Г.И. Восточный пейзаж

В экспозицию выставки вошли 16 (!) пейзажей, созданных Поленовым, Левитаном, Коровиным, Богаевским, Маковским, Жуковским, Грабарём — ну, вы поняли, надо идти!

Рубеж XIX и XX века явился временем становления и расцвета русской школы пейзажной живописи. Именно в этом жанре произошло осмысление красоты и самобытности национальных мотивов, всестороннее осмысление русской природы, для которой характерно глубокое лирическое и одновременно эпическое переживание постоянства. Именно художниками-пейзажистами были сделаны открытия, связанные с работой на пленэре.
Васнецов А.М. Пейзаж в горах. 1890
Васнецов А.М. Пейзаж в горах. 1890

Выставка даёт наглядное представление о художественно-стилистическом многообразии того времени, где классическая реалистическая живописная традиция обогащается живыми натурными сценами...

Мещерский А.И. Пейзаж с козами. 1868
Мещерский А.И. Пейзаж с козами. 1868
Маковский В.Е. Сельский пейзаж. 1897
Маковский В.Е. Сельский пейзаж. 1897

...влиянием французских барбизонцев...

Орловский В.Д. Пейзаж с болотом.
Орловский В.Д. Пейзаж с болотом.
Васильковский С.И. Малороссийский пейзаж
Васильковский С.И. Малороссийский пейзаж

...новыми открытиями импрессионизма...

Грабарь И.Э. Пейзаж с аллеей. 1905
Грабарь И.Э. Пейзаж с аллеей. 1905
Жуковский С.Ю. Усадьба в зелени. 1906
Жуковский С.Ю. Усадьба в зелени. 1906

...поисками люминизма...

Шультце И.Ф. Летний день. 1917
Шультце И.Ф. Летний день. 1917

Настоящим украшением выставки стало удивительное по технике исполнения полотно — «гобелен» «Воспоминание об Италии» самобытного живописца Константина Богаевского. Из-за которого мы в первую очередь и пришли!

Богаевский К.Ф. Воспоминание об Италии. 1910
Богаевский К.Ф. Воспоминание об Италии. 1910

По собственному признанию художника, увлечённого идеями символизма, ему хотелось отойти от обыденности и создать «другой, фантастический мир». Его пейзаж выглядит как романтическая декорация к сюжету о далёком прошлом, сохранившемся только в легендах и преданиях.

Васнецов А.М. Горы
Васнецов А.М. Горы

Одним из ярких представителей авторов русского лирического пейзажа был Исаак Левитан. Его работы отличает поэтичность, созвучие настроению природы и человека, обычно с нотой грусти. В экспозиции можно увидеть этюд Левитана «Лес».

Левитан И.И. Лес. Этюд
Левитан И.И. Лес. Этюд

Картина нашего земляка Василия Поленова «Река Ока» также вошла в экспозицию. На ней изображён фрагмент реки перед поворотом. Виды Оки и её окрестностей занимают прочное место в творчестве Поленова. Живописная природа местности вдохновила художника на создание множества поэтичных пейзажей.

Поленов В.Д. Река Ока
Поленов В.Д. Река Ока

Пресс-релиз кончился, но впечатления остались. Конечно, Коровин! Да только из-за одной его картины стоит заглянуть в музей на эту выставку!

Коровин К.А. Деревенский пейзаж. 1887
Коровин К.А. Деревенский пейзаж. 1887
Виноградов С.А. Село Спасское
Виноградов С.А. Село Спасское

Только одна картина нам показалась совсем уж не ровней другим, сфотографировали для истории, но тут уж кураторам виднее.

Волков Е.Е. Лесной пейзаж
Волков Е.Е. Лесной пейзаж