Найти в Дзене
Чёрный редактор

"Тайная дочь Матвеева и несчастливый брак": За что дети сдали Вию Артмане в психиатрическое отделение и почему она скрывала правду 30 лет

Вы думаете, что знаете всё о звёздах советского кино? История Вии Артмане — это не парадный портрет народной артистки, а трагическая сага о женщине, которая всю жизнь играла роли — не только на сцене, но и в жизни. За королевской осанкой и божественной красотой скрывались крестьянские мозоли на руках, несчастливый брак по расчету и тайна, которую она хранила три десятилетия. Когда слава ушла, а здоровье покинуло её, самые близкие люди — собственные дети — приняли решение, которое до сих пор заставляет содрогаться. Как же получилось, что великая актриса, любимая миллионами, окончила свои дни в психиатрической клинике? Давайте разберёмся в этой драме. Мало кто знает, что при рождении будущая звезда советского кино получила имя Алида. Её жизнь началась с трагедии — отец, 19-летний Фрицис, погиб за четыре месяца до её появления на свет. Мать, Анна Заборская, осталась одна с новорождённой дочерью на руках в латышском селе. Чтобы выжить, Анна бралась за самую тяжелую работу батрачки у зажито
Оглавление

Вы думаете, что знаете всё о звёздах советского кино? История Вии Артмане — это не парадный портрет народной артистки, а трагическая сага о женщине, которая всю жизнь играла роли — не только на сцене, но и в жизни. За королевской осанкой и божественной красотой скрывались крестьянские мозоли на руках, несчастливый брак по расчету и тайна, которую она хранила три десятилетия.

Когда слава ушла, а здоровье покинуло её, самые близкие люди — собственные дети — приняли решение, которое до сих пор заставляет содрогаться. Как же получилось, что великая актриса, любимая миллионами, окончила свои дни в психиатрической клинике? Давайте разберёмся в этой драме.

Часть 1: Девочка из бедности, которая научилась ходить как королева

Мало кто знает, что при рождении будущая звезда советского кино получила имя Алида. Её жизнь началась с трагедии — отец, 19-летний Фрицис, погиб за четыре месяца до её появления на свет. Мать, Анна Заборская, осталась одна с новорождённой дочерью на руках в латышском селе.

Чтобы выжить, Анна бралась за самую тяжелую работу батрачки у зажиточных соседей. Смышлёная Алида с 10 лет нанималась пастушкой — несколько месяцев труда кормили их с матерью всю долгую зиму. Именно в эти годы девочка впервые вышла на сцену, если можно так назвать представления в деревенском сарае. Но аплодисменты, даже такие скромные, поселили в её сердце мечту о большой сцене.

-2

Несмотря на крайнюю бедность, мать умудрялась так перешивать и украшать детские платьица, что все вокруг думали: Алида — из богатой семьи. Эта детская "игра в аристократку" стала её первым актёрским опытом и научила держаться с королевским достоинством, несмотря на нищету и тяжелый труд.

Часть 2: Новое имя — новая судьба

Когда Алиде исполнилось 15, они с матерью перебрались в Ригу. Мать продолжала работать не покладая рук, чтобы дочь могла учиться и ни в чём не нуждаться. Девушка с головой окунулась в столичную жизнь: школа, танцы, театральная студия.

-3

Полученные навыки позволили ей поступить в студию при Художественном театре, а спустя три года она уже стала полноправным членом труппы. Именно тогда Алида стала Вией — имя звучало более кратко, элегантно и, как ей казалось, больше соответствовало образу актрисы.

На сцене она блистала в разноплановых ролях, но настоящая слава пришла к ней из кино. Дебютировала на экране Вия довольно поздно — в 27 лет, но мгновенно покорила зрителей своей необычной, яркой красотой и талантом.

Часть 3: Роковая встреча — "Родная кровь" и чужая любовь

В 1963 году Артмане начала сниматься на "Ленфильме" в картине "Родная кровь". Её партнёром был уже известный к тому времени Евгений Матвеев. Они настолько органично и чувственно играли влюблённую пару, что зрители сразу решили — между актёрами роман и в реальной жизни.

-4
Но за кадром ситуация была сложнее. Оба были несвободны: Матвеев — женат на певице Большого театра, отец двоих детей; у Вии Артмане — муж Артур Димитерс, актер рижского театра, и подрастающий сын Каспар.

Искра между Вией и Евгением вспыхнула мгновенно. Для 34-летней Артмане это стала первая настоящая любовь. Рядом с Матвеевым она ощутила то, чего никогда не испытывала с мужем — головокружительную страсть, нежность, полную гамму эмоций, которые до этого знала только по ролям.

Часть 4: Тайна, которую скрывали 30 лет

Спустя два года после премьеры "Родной крови" Вия родила дочь, назвав её Кристианой. Каждый, кто заглядывал в коляску, не мог скрыть удивления: девочка была точной копией Евгения Матвеева.

Но официально отцом считался Артур Димитерс. Вия продолжала "играть" роль счастливой жены, на все намёки отвечая гордым молчанием или шутками. Однажды она даже отшутилась, что про неё болтают разное, приписывают даже роман с Брежневым.

-5

Правду Артмане хранила более 30 лет. Лишь после смерти супруга она открыла тайну сначала невестке, а потом и сыну.

"У них с Матвеевым получилась не только работа, но и любовь. Грешно, но так случилось. Моей жене Лиге мать призналась в этом много лет назад. Рассказала, что у них с отцом был договор — он принимает дочь, и они больше никогда никому об этом не говорят", — вспоминал сын актрисы Каспар.

Часть 5: Брак по расчету — "билет в счастливое будущее"

Почему же Вия никогда не уходила от мужа? Ответ прост и трагичен: она никогда по-настоящему не любила Димитерса.

Когда они встретились, она была юной начинающей актрисой, а он — на 14 лет старше, опытным и успешным. Девушка так мечтала об актёрской карьере, что согласилась стать женой влюбленного Артура, понимая: он — её "билет в счастливое будущее" на сцене.

-6

Димитерс был для неё практически Станиславским: учил, наставлял, помогал в профессии. Но в их браке не было ни страсти, ни нежности, ни настоящей любви. Это был союз двух уважающих друг друга людей — и только.

Часть 6: Прощание навсегда — последняя встреча

Судьба развела Вию и Евгения по разным городам: он — в Москве, она — в Риге. У каждого — устоявшаяся жизнь, семья, работа. В советское время подобные адюльтеры могли разрушить карьеру обоим.

Гордая Вия не стала ничего просить. Она просто вернулась к мужу, родила дочь и продолжила изображать счастливую жену. Кристиана всегда считала Артура Димитерса своим отцом. Правду о своём происхождении она узнала только в 30 лет — в 1995 году, и рассказала ей обо всём сама Вия.

Спустя три года, на праздновании 70-летнего юбилея актрисы в Москве, произошла их последняя встреча с Матвеевым. Вия Францевна обомлела, когда увидела, как через толпу гостей к ней пробирается похудевший, измученный человек с усталыми глазами — её бывший возлюбленный.

-7

Прошла целая жизнь. Оба постарели, оба боролись с болезнями... Матвеев обнял её, поздравил и поцеловал. Это было прощанием: вскоре народного артиста СССР не стало. А через несколько лет, в 2008-м, скончалась и сама Вия Артмане.

Часть 7: Закат жизни — почему дети сдали мать в "психушку"

Последние годы жизни великой актрисы были трагичны. С распадом СССР её слава померкла, ролей практически не было. Она тяжело болела, страдала от одиночества и, по некоторым данным, от старческого слабоумия.

Именно тогда дети — Каспар и Кристиана — приняли тяжелое решение поместить мать в психиатрическую клинику. Общественность была шокирована: как можно так поступить с национальной гордостью?

Но ситуация, вероятно, была сложнее, чем кажется со стороны. Уход за пожилым человеком с психическими нарушениями требует специальных навыков и круглосуточного внимания. Возможно, дети просто не справлялись и действовали из лучших побуждений, пытаясь обеспечить матери профессиональный уход.

Её последней работой в кино стала роль императрицы Екатерины II в фильме "Золотой век". И зрители навсегда запомнили её такой — сильной, красивой, гордой и независимой. Но за этим образом скрывалась женщина с разбитым сердцем, так и не нашедшая своего счастья.

-8

Эпилог: Цена славы и одиночества

История Вии Артмане заставляет задуматься: что важнее — слава и успех или простая человеческая любовь? Она получила всё, о чём мечтала в юности: признание, звания, народную любовь. Но была ли она счастлива?

Как вы думаете, оправдывает ли профессиональный успех личные жертвы? И можно ли осуждать детей, которые, возможно, пытались сделать для матери то, что считали лучшим в сложившихся обстоятельствах?

Эта история не имеет простых ответов. Но она точно учит одному: за глянцевым фасадом известности часто скрываются настоящие человеческие драмы, о которых мы, зрители, даже не догадываемся...