1958 год. Москва. Три подруги живут в общежитии и все надеются на то самое эфемерное счастье, которое можно получить только в самом главном городе Союза. Тося простая девушка с простым взглядом на мир; Людмила уверена, что с хорошим мужчиной должно обязательно повезти, а Екатерина стремится поступить в институт и получить фундаментальное образование. В один удачный момент Катерина и Люда остаются жить у Катиных родственников в роскошной профессорской квартире. Там происходит знакомство с молодыми людьми, которые начинают оказывать девушкам знаки внимания. Стремительно развивающиеся романы у каждой из героинь по началу кажутся той самой сказкой, о которой они мечтали, но скоро им предстоит столкнуться с тем, что последует за этой первоначальной эйфорией.
Владимир Меньшов сделал неоценимый вклад в культуру нашей страны всего несколькими меткими картинами, которые мгновенно разлетелись на цитаты и плотно осели в контексте нашей страны. Персонажи превратились в узнаваемые архетипы, а схожие ситуации начали регулярно сравниваться с работами режиссера. «Москва слезам не верит» была заругана критиками в год выхода, бюджет у картины был скромный и особых надежд киностудия на проект не возлагала. А потом фильм стал хитом советского проката и получил премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Свою заслуженную статуэтку режиссеру придется ждать еще долго, а о причинах такого решения американского киноакадемии начнут слагать байки, которые только усиливали особую атмосферу вокруг картины. Как получилось, что на первый взгляд непритязательная мелодрама о трех подругах покорила сердца не только жителей этой страны, но и очаровала зрителей за пределами Союза? Что такого было заложено в этом удивительном фильме, который до сих пор остается прекрасным образчиком советского кинематографа, славного своими необычными и сложными картинами? В конце концов, как у молодого начинающего режиссера получилось нащупать нерв, который тронул чуть ли не каждого, кто решал посмотреть картину самостоятельно? На все эти вопросы мы и попробуем сегодня ответить.
Сценарий картины был написан довольно быстро, а Меньшов изначально не хотел браться за съемки мелодрамы. Лишь образ будильника, который своим звонком связывал два времени внутри пространства картины так понравился режиссеру, что он все же дал свое согласие на съемки фильма. Это решение позволило наполнить историю меткой и очень выверенной режиссурой Меньшова, который очень четко представлял какой картина должна получиться в конечном итоге. Не смотря на достаточное количество пролитых слез в кадре, общий тон фильма остается удивительно позитивным и жизнеутверждающим. Меньшов явно симпатизирует своим героиням и желает им только хорошего.
В первой части фильма перед нами предстает легкомысленная молодость, авантюрная смелость и искренняя целеустремленность девушек, готовых на все ради своего счастья. Из троих подруг только Тося не гоняется за какими-то высшими целями, а уже в начале картины начинает отношения с простым советским парнем, которому только предстоит стать отцом ее детей. Предприимчивая и чрезмерно активная Людмила использует любой шанс на случайное знакомство с обеспеченным москвичом, и именно она становится инициатором небольшого обмана. Представившиеся обеспеченными дочерями профессора девушки принимают у себя несколько кавалеров и среди них находят симпатию, о которой по началу даже не могли и мечтать. Екатерине досталась главная роль среди подруг, и именно ее судьба будет рассмотрена наиболее подробно и тщательно. Ее гложет мысль об обмане, но ради Людмилы она все же соглашается на обман, последствия которого ей не ведомы.
Роман с оператором телестудии Родионом принесет ей нежелательного ребенка и одиночество, которого на момент финала первой части картины будут лишены ее подруги. Людмила удачно начнет встречаться с перспективным хоккеистом, а Тося уже будет счастливо замужем. Контраст характеров и взглядов на жизнь героинь создает динамику, на которой и держится довольно увесистая часть повествования. Благодаря впечатляющему хронометражу у каждой из девушек довольно четко очерчен характер. У них хватает выделяющихся качеств и общей выпуклости для того, чтобы не теряться на фоне друг друга, а успешно соседствовать в пространстве картины. Не последняя роль в удивительной киногеничной притягательности девушек принадлежит актрисам, которые воплотили всеми любимых героинь на экране. Алентова, Муравьева и Рязанова смогли влюбить в себя и заставить переживать за собственные судьбы миллионы людей. Споры о том, чья доля оказывается наиболее благоприятной ведутся до сих пор, не смотря на довольно сильно сменившийся общественный вектор.
«Москва слезам не верит» – картина удивительной воздушной легкости. В ней так точно пойман момент времени, что не очароваться советской Москвой просто невозможно. Девушки ходят на фестивали французского кино и видят там звезд первой величины, сталкиваются с начинающим актером Смоктуновским, а Людмила достает проходку в ленинскую библиотеку, надеясь найти там для себя приличного академика. Катерина работает на заводе, не получив всего два балла на вступительных экзаменах в институт, и эта часть карьеры еще сыграет довольно важную роль в ее дальнейшей судьбе. Девушка оказывается принципиальной и честной, ее моральные принципы одерживают верх, а последствия мимолетной сексуальной связи она принимает удивительно зрело и взвешено. Екатерина безусловно винит себя за обман, но в то же время решение Родиона полностью отказаться от девушки и ребенка становится точкой, после которой ее жизнь кардинально меняется. Засыпая в слезах после рождения дочери, она еще не знает, что будет ожидать ее через 20 лет.
Будильник звонит, и женщина просыпается в своей просторной двухкомнатной квартире. На дворе 1978 год, она будит взрослую дочь в институт и уходит на завод, где уже довольно долгое время работает директором. У женщины женатый любовник в исполнении блистательно обаятельного Олега Табакова, собственная машина и вообще все, о чем только может мечтать советский гражданин. Екатерина не потратила годы зря и построила успешную карьеру, воспитала чудесную дочь, но все так же надеется встретить мужчину, с которым будет счастлива.
Прыжок во времени в середине картины подобен стакану ледяной воды, который выплескивают в лицо неподготовленному зрителю. Мир изменился, героини хоть и кажутся другими, но остаются все теми же искренними и немного наивными девушками. Людмила развелась с хоккеистом, который со временем превратился в запойного пьяницу, но она все так же надеется встретить своего генерала. Только у Тоси все сложилось так, как должно было. Счастливый брак, трое сыновей, вместо пустого участка за городом у них теперь роскошная дача с садом и яблоками. Меньшов хоть и беспощаден в некоторых изображениях жизни героинь, сохраняет трепетную симпатию к этим женщинам и дарит каждой пару радостных мгновений. Судьба Екатерины становится еще большим центром повествования. История фокусируется на ее новом романе со слесарем Гошей, который однажды встретил ее в электричке и решил, что теперь будет жить свою жизнь вместе с ней.
Образ советского романтического героя довольно интересно воспринимается спустя годы. Слесарь с аристократичным лицом актера Баталова стал не просто расхожей шуткой, но и узнаваемым типажом того, как в то время представляли себе сильного и уверенного в себе мужского персонажа. В наше время можно увидеть довольно много обсуждений о том, что Гоша порядочный сексист и сразу бросается в запой, только узнав о том, что любимая им женщина мало того, что получает больше денег, так еще и оказывается директором завода. Модная деконструкция словно игнорирует тон, с которым Меньшов раскрывает своего героя. Гоша показан не просто чрезмерно маскулинным героем со стандартным набором чисто мужских черт, но и весьма трогательным и по-своему очаровательным. Он дитя своего времени и как может старается принять женскую сторону в самых разных вопросах. Гоша готовит Кате ужин после рабочего дня, вступается за парня ее дочери и старается быть тем мужчиной, который будет достоин ее руки. Его предубеждения сталкиваются с реальностью, в которой ему приходится принять факт того, что он был неправ. Даже в пьяном диалоге с мужем Тоси он говорит, что его обидел факт того, что Екатерина не сказала ему о своем положении и социальный статус для нее важнее. Изначальный сценарий картины назывался «Дважды Солгавшая» и это название довольно метко описывает главный конфликт героини. Первая ложь приносит ей ребенка и разбитое сердце, а вторая ложь не мешает в конечном итоге быть с тем, кого она по ее собственным словам искала всю жизнь.
«Москва слезам не верит» великолепная мелодрама и просто чудесная советская картина, которую очень легко и приятно пересматривать. Меньшов демонстрирует неподдельное мастерство в работе с непростым материалом и очень выразительно рисует фактуру вокруг главных героинь. Знаменитая люстра стала символом картины не просто так. Москва в картине дышит, бурлит и ощущается необузданным зверем, способным проглотить любого, кто оказывается не готов к испытаниям. Меньшов помимо основного сюжета очень тонко работает со второстепенными и третьестепенными линиями. Настойчивость Екатерины на производстве приводит к случайной встрече с отцом ребенка в первой половине фильма и зеркальной же встрече во второй. Всю первую часть мужа Людмилы уговаривают выпить, и в самом конце он пьет рюмку за здоровье дочери Екатерины, спустя 20 лет эта рюмка превратит его в алкоголика. Но перед нами не хтонь про тяжелую жизнь, так что даже у пропойцы появляется маленький шанс на хороший финал в одной из сцен. В фильме очень много комичных, искренних и ярких эпизодов вроде приема в профессорской квартире, где уморительный Басов играет начальника Главка. Лии Ахеджаковой ушла маленькая роль руководительницы клуба танцев, которому категорически не хватает холостяков. Все это создает контекст и помогает проникнуться любовью ко всему, что происходит в картине. В нее легко погрузиться, поверить и понадеяться, что чудо действительно может произойти, даже если по пути будет пролито несколько горьких слезинок.
Меньшов снял картину, которая с легкостью смогла застыть вне времени. Совершенно не обязательно жить в 1958 и 1978 году, чтобы понять, что происходит в фильме. Вся необходимое уже есть во внутрикадровом пространстве и это довольно редкое свойство для фильмов. Настоящее искусство будет просто понятно без лишних слов, и «Москва слезам не верит» образец именно такого искусства. Это легковесная, и безумно обаятельная мелодрама, которую так легко полюбить и поселить в своем сердце навсегда, чтобы иногда к ней возвращаться и получать все те же эмоции, как во время самого первого просмотра.