В традиционной русской избе каждый элемент имел особое значение, но особое место занимали окна и двери – те самые проёмы, через которые в дом проникали не только свет и воздух, но и, согласно верованиям наших предков, различные силы.
Наши предки подходили к строительству, к украшению окон и дверей избы с особым трепетом.
Они считали, что от конструкции и визуального оформления входов зависит не только практичность жилища, но и его сакральная защита.
В этой статье вы узнаете некоторые секреты узорочья русского дома: какие существовали поверья, связанные с окнами и дверьми, каково было их символическое значение, почему именно так, а не иначе украшали окна и двери в русской избе, и как это можно применить в современном доме.
Окна в русской избе
В русской избе самые большие окна располагались с южной или с восточной стороны. С практической точки зрения именно с этих сторон в течение дня в дом попадает больше всего света, именно поэтому данные направления считались благими и посвящались Богам Яриле и Даждьбогу.
Назывались окна на Руси красивым словом «очи» (т.е. глаза дома) или «убор огня» (убор – особая сила, энергия, свойственная каждой стороне света, каждому пространству). И поэтому вдоль окон и на наличниках располагались различные обереги, талисманы - узоры– все с огненными символами.
Зáвеси: для чего «три девицы под окном пряли поздно вечерком»?
Окна в избе, в представлении наших предков, нужны были не только для света. Они считались еще и границей между пространством дома и окружающим миром. Граница пространства своего и чужого.
Для контроля этой границы на окнах всегда висели зáвеси.
Читай также: 👉 Домашнее обережье – зáвеси, занавеси и огневки как обереги для дома.
Зáвесь – «за весью». «Весь» – это род, который несёт одну весть (информацию = родовой эгрегор). Отсюда и традиция на зáвесях (которые чаще всего были в пол-окна) располагалась информация о том, по каким принципам живёт род в этом доме.
Кроме этого, на зáвесях изображались знаки, так или иначе отображающие границу миров:
- изображения воды – символизируют информацию от предков, речку Смородину и готовность к переменам – явную воду (это все разные знаки воды);
- водоплавающие птицы (утки, лебеди и т.п.) – символизируют творчество и готовность преодолеть навные программы рода.
Так зáвеси не только оберегали, но и призывали творческую силу и извне, показывали готовность к изменениям.
Помните, в сказке А. Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»? И это неспроста!
В старину девицы на выданье именно под окошком избы занимались рукоделием: с одной стороны – они еще под защитой своей веси, рода, а с другой стороны – уже на погляд другим.
И в современном мире девушкам, которые хотят выйти замуж, полезно именно рядом с окошком сидеть и рукодельничать. Магия проста, но очень эффективна.
Наличники – весть, направленная вовне
Окна с внешней стороны избы – это «заземье чужое», место, откуда приходят различные перемены. Вот и защищали наши предки окна наличниками с внешней стороны, ставнями резными да расписными.
Основные мотивы, которые изображались на ставнях и наличниках:
- Мировые Деревья – честь, хвала своему роду и приглашение женихов/невест для построения совместного родового древа (если в доме был кто-то на выданье, что тоже можно понять по символам);
- Будимиры (петухи), павы, чудо-птицы – приглашались соратники по общему духовному стремлению пробуждать окружающий мир.
Таким образом, внешнее убранство и украшение окон символизировало важные вести, направленные к Богу («запрос во Вселенную», - как сказали бы сейчас).
Даже на наличниках начала XX века еще можно увидеть орнаменты с изображением Мирового Дерева, семян, небесных хлябей – просьбы об информации, о достатке, о плодородии.
Узорочье и обережье дверей в русской избе
В русской традиции дверь – это хранитель дома.
Двери в избе не должны были располагаться на прямой линии, их располагали с небольшим сдвигом.
А если входные двери были расположены четко друг напротив друга (т.е. на «матке» - средней линии), тогда обязательно снаружи пристраивали сени (коридор со стороны улицы, дополнительный пристрой к дому) с боковым входом в него.
Также ставили крыльцо с богатой отделкой: с небольшой крышей-коньком, ступеньками, с резными перилами и опорными столбами, где шло сочетание навных символов и явных, т.е., с одной стороны, рассказ о том, от чего защищаюсь, с другой, что приглашаю в дом.
Считалось, что крыльцо или сени позволяют пришедшим силам задержаться в доме, а не пролетать насквозь. Сила зашла, чуть-чуть походила и с задержкой вышла, а всё лучшее оставила.
Двери украшали и дополняли различными оберегами.
Например, существовали дверные рушники с характерными узорами, которые повязывали на ручки дома. Их задача была обнулить пришедших людей и ту негативную информацию, которую они, возможно, принесли с собой.
Изнутри дверь окаймлялась большим дверным рушником, в особенности по праздникам, который, по характеру расположения, напоминал подкову, позже его заменившую.
Кроме этого, над входной дверью (для защиты от порч, сглазов и колдунов) изнутри вбивали либо три гвоздя/три иголки остриями вверх - «ведьмины вилы», сопровождая заговором. Также вешались специальные травы, камни и многое другое.
Также часто изнутри за дверную балку (притолок) втыкали старые ножницы или нож, или старую косу (рукоять могла отсутствовать, но лезвия обязательно должны быть целыми).
Считалось, эти обереги предотвратят различные несчастья в доме.
Читай также: 👉 Очищение оберегов, одежды стихиями и четверговой солью.
Со стороны улицы над дверным проемом вешалась подкова, обязательно концами вниз для того, чтобы отрицательная энергия входящего человека уходила в землю.
А внутри дома подкова вешалась концами вверх, чтобы в доме было всякое благосостояние: всё, что хорошего принёс с собой в дом человек (вещи, еда, вести, радость и т.д.) осталось в доме подольше.
Внешняя дверь всегда открывалась наружу. Но если были сени – тогда могла открываться и вовнутрь.
А последняя дверь, через которую человек входил в сам дом, всегда делалась чуть-чуть ниже, чем средний рост человека. Это служило хорошим оберегом от невеж: человек, входя в дом, нагибался в дверном проеме и автоматически кланялся хозяину и Красному Углу, даже если по своему невежеству не подумал бы этого делать.
У западных славян в дверном проеме часто подвешивались соломенные обереги, представляющие собой сложные объемные конструкции, также заставляющие человека поклониться.
Читай также: 👉 Шаркунки — травяные обереги.
Традиционно входные двери делались с очень тугими петлями для того, чтобы, когда человек вошел, дверь за ним «отхлопнула хвосты». Это был элементарный способ очищения от суеты и мелкой нечисти, «поветрия» (вид мелкого сглаза от завистников и сплетников), которую человек мог принести с собой из внешнего мира.
Символы украшения крыльца
Двери и крыльцо – это врата в мир своих, поэтому их традиционные украшения содержали родовые символы.
Например, по коньку над крыльцом можно было узнать, каким родовым умением обладают люди, живущие в данном доме, к какой варне они принадлежат и т.п.
Снаружи крыльцо обязательно имело:
- зубчатый орнамент по перилам;
- столбовой орнамент – символизирует мировой столб, дуб с его корнями и ветвями.
Очень часто опорные столбы крыльца были витыми по спирали – это символизировало очищение и стремление к осознанию жития. Как правило, левый столб был витой против часовой стрелки, а правый завивался по часовой стрелке. Это очень напоминает современные принципы очищения разными торсионными полями, а также работу египетских жезлов фараона и др. приборов. Так разные структуры очищали человека, который проходит между ними, от всякой нави.
Читай также: 👉 Писанка. Метод очищения души.
Кроме этого, наши предки под крыльцо закапывали различные вещи. Например, маленький горшок с различным содержимым, который запечатывался воском и зарывался под ступеньки. В него часто складывали обереги и символы тех благ, которые желали всегда иметь в своем доме:
- На достаток: монетки, маленькую ложечку для сытой жизни и т.п.;
- Маленький стилизованный гребень из дерева, чтобы не было ссор и раздоров;
- Клок шерсти;
- «Перуновы стрелы» - это песок, который сплавился от удара молнии или окаменелые малюски древности. В христианской традиции их называли «чертовы пальцы», а булгары (южные славяне) называли их «Перуновы громницы» и добавляли их в женские поясные береги – просверливали и вплетали в кисти поясов.
И др. (подробнее – в семинарах «Магия русского дома» и «Узорочье дённое»).
А ещё была такая традиция: насыпать под первую ступеньку семена горчицы, чтобы не было ссор и раздоров.
***
Вот сколько смыслов и традиций несли самые обычные окна и двери в русской избе.
И да, знакомясь с этим, можно увидеть, как мудро наши предки относились к каждому элементу жилища.
Крыльцо, словно страж домашнего очага, оберегал вход в мир уюта и спокойствия. А окна, подобно глазам дома, хранили в себе память поколений и пропускали не только свет, но и силу добра, вести из внешнего мира.
П.С. Чтобы узнать больше о значении символов и орнаментов и научиться составлять собственные гармоничные узоры, рекомендуем семинар «Узорочье дённое».