Найти в Дзене
Авториторика

Nissan в ловушке: Автогигант продал главный офис, чтобы просто продолжить работать

Новости из мира автопрома всё чаще напоминают финансовые триллеры. На этой неделе компания Nissan объявила о шаге, который на первый взгляд кажется парадоксальным: автопроизводитель продает свою глобальную штаб-квартиру в Иокогаме (Япония) за 97 миллиардов иен (около $643 млн). Но сотрудники не будут паковать коробки. Весь смысл сделки в том, что Nissan немедленно заключит 20-летний договор аренды на это же самое здание. Что это — хитрый план или жест отчаяния? Давайте как аналитики, "вскроем" этот классический финансовый маневр. Это не "переезд". Это — "Алгоритм Sale-and-Leaseback", и его запускают только в одном случае: когда компании срочно нужны "живые" деньги. Чтобы понять логику Nissan, нужно уйти от бытового мышления. Для нас с вами "свой дом" — это актив и безопасность. Для мегакорпорации, терпящей убытки, ее "дом" (штаб-квартира) — это "мертвый капитал". Это миллиарды, "замороженные" в бетоне и стекле, в то время как заводам нужны деньги на выпуск машин. Схема "Продай и Аре
Оглавление

Новости из мира автопрома всё чаще напоминают финансовые триллеры. На этой неделе компания Nissan объявила о шаге, который на первый взгляд кажется парадоксальным: автопроизводитель продает свою глобальную штаб-квартиру в Иокогаме (Япония) за 97 миллиардов иен (около $643 млн).

Но сотрудники не будут паковать коробки. Весь смысл сделки в том, что Nissan немедленно заключит 20-летний договор аренды на это же самое здание.

Что это — хитрый план или жест отчаяния? Давайте как аналитики, "вскроем" этот классический финансовый маневр. Это не "переезд". Это — "Алгоритм Sale-and-Leaseback", и его запускают только в одном случае: когда компании срочно нужны "живые" деньги.

"Кэш" против "Кирпичей": Что такое Sale-and-Leaseback

Чтобы понять логику Nissan, нужно уйти от бытового мышления. Для нас с вами "свой дом" — это актив и безопасность. Для мегакорпорации, терпящей убытки, ее "дом" (штаб-квартира) — это "мертвый капитал". Это миллиарды, "замороженные" в бетоне и стекле, в то время как заводам нужны деньги на выпуск машин.

Эта башня в Иокогаме — больше не актив Nissan. Теперь это — источник $643 млн наличных и 20-летняя статья расходов на аренду.
Эта башня в Иокогаме — больше не актив Nissan. Теперь это — источник $643 млн наличных и 20-летняя статья расходов на аренду.

Схема "Продай и Арендуй" (Sale-and-Leaseback) — это классика корпоративных финансов.

  1. Компания находит покупателя на свою недвижимость (в данном случае, фонд MJI Godo Kaisha).
  2. Она получает сразу всю сумму ($643 млн), улучшая свой баланс и получая "живые" деньги (ликвидность).
  3. Она тут же подписывает долгосрочный договор аренды (на 20 лет с Mizuho Trust & Banking) и продолжает работать как ни в чем не бывало.

Nissan только что обменял актив (здание) на наличность и долгосрочное обязательство (20-летнюю аренду).

Цифры не врут: Зачем им $643 миллиона?

А теперь — контекст, который превращает эту сделку из "странной" в "вынужденную".

Финансовый отчет Nissan за первое полугодие (апрель-сентябрь) — это катастрофа.

  • Чистый убыток: $1.4 миллиарда (221.9 млрд иен).
  • Для сравнения (год назад): $125 миллионов (19.2 млрд иен) чистой прибыли.

Компания за год перевернулась из "плюса" в гигантский "минус". Продажи за 6 месяцев — всего 1.48 млн машин. План на год — 3.25 млн. То есть, чтобы выполнить план, им нужно во втором полугодии почти удвоить темпы продаж. Это выглядит маловероятно.

Убыток в $1.4 млрд за полгода — вот реальная причина, заставившая менеджмент пойти на продажу активов.
Убыток в $1.4 млрд за полгода — вот реальная причина, заставившая менеджмент пойти на продажу активов.

И вот тут "всплывает" магия бухгалтерии. От продажи здания Nissan получит разовый доход (не путать с операционной прибылью) в размере $480 млн (73.9 млрд иен).

Этот "разовый" доход красиво ляжет в годовой отчет и частично "замаскирует" чудовищный операционный убыток. Инвесторы увидят не "-1.4 млрд", а, условно, "-0.9 млрд". Это "бумажное" улучшение, но оно нужно, чтобы успокоить акционеров.

Главный вопрос, на который Nissan не ответил: какова будет сумма ежегодной аренды? Они получили $643 млн сегодня, но сколько они отдадут за 20 лет завтра? Эта цифра, скорее всего, будет очень внушительной.

Это не единичный случай: "Оздоровление" в действии

Если смотреть на ситуацию в целом, продажа HQ — это не "аномалия", а часть общей стратегии "оптимизации", а точнее — "сокращения".

Параллельно с этой новостью стало известно, что Nissan закрывает свой завод в Мексике. Это не просто завод, а совместное предприятие (СП) с Mercedes-Benz, открытое в 2017 году. Оно тоже оказалось убыточным, и Nissan "сбрасывает балласт". Сборку там прекратят уже в этом ноябре.

Продажи новых моделей, как Ariya, пока не могут компенсировать общие убытки концерна, вынуждая его идти на реструктуризацию.
Продажи новых моделей, как Ariya, пока не могут компенсировать общие убытки концерна, вынуждая его идти на реструктуризацию.

Что мы видим? Nissan, как и многие "старые" автогиганты, оказался в "идеальном шторме":

  1. Провал на ключевых рынках (продажи падают).
  2. Гигантские затраты на "электрификацию", которые пока не окупаются.
  3. Жесткая конкуренция со стороны китайских брендов и Tesla.

Продажа штаб-квартиры — это не "крах". Крах — это банкротство. Это — вынужденная хирургия.

Nissan "режет" активы (завод в Мексике, здание в Иокогаме), чтобы получить "живые" деньги и купить себе время. Эти $643 миллиона пойдут не на бонусы. Они пойдут на финансирование операционной деятельности (которая сейчас убыточна) и на разработку новых моделей, которые, возможно, "выстрелят" в будущем.

Nissan обменял "фамильное серебро" на "патроны" для будущей войны за выживание. Вопрос в том, хватит ли этих "патронов" и попадут ли они в цель, пока 20-летний счетчик аренды тикает.

А как вы считаете, является ли такой шаг (продажа активов для покрытия убытков) признаком грядущего оздоровления компании или, наоборот, началом конца "старой гвардии" автопрома? Поделитесь вашим мнением в комментариях.

-5