Новости из мира автопрома всё чаще напоминают финансовые триллеры. На этой неделе компания Nissan объявила о шаге, который на первый взгляд кажется парадоксальным: автопроизводитель продает свою глобальную штаб-квартиру в Иокогаме (Япония) за 97 миллиардов иен (около $643 млн).
Но сотрудники не будут паковать коробки. Весь смысл сделки в том, что Nissan немедленно заключит 20-летний договор аренды на это же самое здание.
Что это — хитрый план или жест отчаяния? Давайте как аналитики, "вскроем" этот классический финансовый маневр. Это не "переезд". Это — "Алгоритм Sale-and-Leaseback", и его запускают только в одном случае: когда компании срочно нужны "живые" деньги.
"Кэш" против "Кирпичей": Что такое Sale-and-Leaseback
Чтобы понять логику Nissan, нужно уйти от бытового мышления. Для нас с вами "свой дом" — это актив и безопасность. Для мегакорпорации, терпящей убытки, ее "дом" (штаб-квартира) — это "мертвый капитал". Это миллиарды, "замороженные" в бетоне и стекле, в то время как заводам нужны деньги на выпуск машин.
Схема "Продай и Арендуй" (Sale-and-Leaseback) — это классика корпоративных финансов.
- Компания находит покупателя на свою недвижимость (в данном случае, фонд MJI Godo Kaisha).
- Она получает сразу всю сумму ($643 млн), улучшая свой баланс и получая "живые" деньги (ликвидность).
- Она тут же подписывает долгосрочный договор аренды (на 20 лет с Mizuho Trust & Banking) и продолжает работать как ни в чем не бывало.
Nissan только что обменял актив (здание) на наличность и долгосрочное обязательство (20-летнюю аренду).
Цифры не врут: Зачем им $643 миллиона?
А теперь — контекст, который превращает эту сделку из "странной" в "вынужденную".
Финансовый отчет Nissan за первое полугодие (апрель-сентябрь) — это катастрофа.
- Чистый убыток: $1.4 миллиарда (221.9 млрд иен).
- Для сравнения (год назад): $125 миллионов (19.2 млрд иен) чистой прибыли.
Компания за год перевернулась из "плюса" в гигантский "минус". Продажи за 6 месяцев — всего 1.48 млн машин. План на год — 3.25 млн. То есть, чтобы выполнить план, им нужно во втором полугодии почти удвоить темпы продаж. Это выглядит маловероятно.
И вот тут "всплывает" магия бухгалтерии. От продажи здания Nissan получит разовый доход (не путать с операционной прибылью) в размере $480 млн (73.9 млрд иен).
Этот "разовый" доход красиво ляжет в годовой отчет и частично "замаскирует" чудовищный операционный убыток. Инвесторы увидят не "-1.4 млрд", а, условно, "-0.9 млрд". Это "бумажное" улучшение, но оно нужно, чтобы успокоить акционеров.
Главный вопрос, на который Nissan не ответил: какова будет сумма ежегодной аренды? Они получили $643 млн сегодня, но сколько они отдадут за 20 лет завтра? Эта цифра, скорее всего, будет очень внушительной.
Это не единичный случай: "Оздоровление" в действии
Если смотреть на ситуацию в целом, продажа HQ — это не "аномалия", а часть общей стратегии "оптимизации", а точнее — "сокращения".
Параллельно с этой новостью стало известно, что Nissan закрывает свой завод в Мексике. Это не просто завод, а совместное предприятие (СП) с Mercedes-Benz, открытое в 2017 году. Оно тоже оказалось убыточным, и Nissan "сбрасывает балласт". Сборку там прекратят уже в этом ноябре.
Что мы видим? Nissan, как и многие "старые" автогиганты, оказался в "идеальном шторме":
- Провал на ключевых рынках (продажи падают).
- Гигантские затраты на "электрификацию", которые пока не окупаются.
- Жесткая конкуренция со стороны китайских брендов и Tesla.
Продажа штаб-квартиры — это не "крах". Крах — это банкротство. Это — вынужденная хирургия.
Nissan "режет" активы (завод в Мексике, здание в Иокогаме), чтобы получить "живые" деньги и купить себе время. Эти $643 миллиона пойдут не на бонусы. Они пойдут на финансирование операционной деятельности (которая сейчас убыточна) и на разработку новых моделей, которые, возможно, "выстрелят" в будущем.
Nissan обменял "фамильное серебро" на "патроны" для будущей войны за выживание. Вопрос в том, хватит ли этих "патронов" и попадут ли они в цель, пока 20-летний счетчик аренды тикает.
А как вы считаете, является ли такой шаг (продажа активов для покрытия убытков) признаком грядущего оздоровления компании или, наоборот, началом конца "старой гвардии" автопрома? Поделитесь вашим мнением в комментариях.