Найти в Дзене
Слово за слово

Бог как имя собственное

На канале «Литинтерес» недавно вышла статья «Когда в русском языке появились заглавные буквы? Ответ парадоксальный», в которой авторы высказывают мысль о том, что заглавные буквы в кириллице были изначально, хотя разделения на строчные и заглавные не было. Идея в том, что первый шрифт, так называемый устав, – это торжественный, строгий, почти монументальный вид письма, использовавшийся в византийских (греческих) рукописях для богослужебных и официальных текстов. Каждая буква в нем четкая, прямая, с ровными пропорциями, без соединений. По сути, уставные литеры похожи на то, что мы сегодня называем заглавными буквами: А, В, Г, Д, К, Л, М и пр.

Постепенно, через полуустав, к XIV–XV векам появляется скоропись – быстрое, повседневное письмо, в котором буквы начинают писаться с наклоном, соединяться между собой. Именно из этой скорописи постепенно эволюционируют строчные буквы – те самые «маленькие», которыми мы пишем большую часть текста сегодня. Делается вывод: «Таким образом, исторически первыми были не строчные, а заглавные буквы».

Пример уставного письма в Остромировом Евангелии
Пример уставного письма в Остромировом Евангелии

Не могу согласиться с этой позицией полностью. Да, начертания уставных букв похожи на внешний облик сегодняшних заглавных, но это внешнее сходство не отражает сути. Стоит задуматься, что значит строчные буквы, и вся замечательная теория «Литинтереса» разрушается. Строчные – высотой в строку, не возвышающиеся над строкой. Именно таковым и было первоначальное уставное письмо – все буквы были строчными, хоть по виду и походили на сегодняшние заглавные. Дело в том, что за образец сегодняшних заглавных букв был взят латинский алфавит капитального письма (от лат. capitalis – «главный»). Прямые, «рубленные» буквы писать проще: с такой графики началась латиница, с таких начертаний начинает писать каждый ребенок. Но это лишь одна сторона вопроса.

Вторая намного глубже. Как мы уже отметили, в древнерусской письменности, особенно раннего периода, наши писцы не делали различия между большими и малыми буквами. Устав и полуустав – это ровное, одинаковой высоты начертание букв в строке. Наши предки не разделяли слова пробелами, не начинали предложение с большой буквы, не выделяли инициалами имена собственные. Однако некоторое выделение присутствовало. Так, особым художественным образом оформлялась инициальная буква каждой главы, именно отсюда название – заглавная буква. То есть, по сути, заглавные буквы в ранних текстах были, но только в начале глав. Так как инициальная буква часто писалась красной краской, появился термин – красная строка.

Капитальное письмо Римской империи
Капитальное письмо Римской империи

Но это далеко не самое интересное. Так же, как и мы с вами, наши предки выделяли в текстах определенные слова, но делали это иначе и по иным основаниям. В статье «Главные слова» мы говорили об этом подробно. Так как кириллическая письменность была создана в целях религиозно-культовых, то и обособлялись слова, имеющие возвышенный, культовый смысл. Эти слова изображались под титлами. Титло значило то же, что современное титул, таким образом, титлованные слова (слова под титлами) – главные слова для христианского мировоззрения. Например, Бог, Владыка, Владычица, Святой Дух, Евангелие и подобные писались сокращенно под титлами.

В XVI–XVII вв. появляется скоропись, где прослеживается тенденция употребления строчных букв увеличенных размеров как пограничных сигналов слова. Однако точных правил употребление этих больших букв не существовало, никаких собственных имен они не выделяли. Лишь в XVIII веке в русских грамматиках ставится вопрос о написании имен собственных с заглавной буквы. Закрепление на письме увеличенных размеров строчных букв как заглавных происходило в XVIII веке параллельно с появлением пробелов между словами.

Пример текста, написанного скорописью
Пример текста, написанного скорописью

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что такие имена, как Иван, Мария, Вероника, Виктория следует писать с заглавной буквы, хотя есть случаи параллельного от них образования нарицательных имен, которые пишутся с малой буквы. Такие названия растений, как иван-да-марья, вероника, виктория-регия служат тому примером. Однако целый ряд слов пишется то с большой, то с малой буквы: Бог/бог, Церковь/церковь, Слово/слово, Небо/небо, Дева/дева, Покров/покров, Троица/троица, Сын/сын, Патриарх/патриарх.

Доктор филологических наук Н.В. Подольская считает, что в этих случаях мы имеем дело не с одним словом, которое пишется то с большой, то с малой буквы, а с двумя разными словами: одно – имя собственное, другое – нарицательное, за которыми стоят разные понятия, хотя в словарях вы не найдете одно слово с разными значениями или совсем не найдете того значения, при котором следует писать заглавную букву. Двоякое написание происходит не по прихоти пишущего или редактора, оно обусловливается религией и идеологией.

Гражданский шрифт, введенный при Петре Первом. Заглавные буквы
Гражданский шрифт, введенный при Петре Первом. Заглавные буквы

Слова начинаются с заглавной буквы потому, что за ними, по православному пониманию, стоят не только самые высокие понятия (как это было с титлованными словами), но эти понятия представляют абсолютную единственность, а их имена являются именами собственными. По утверждению Н.В. Подольской, даже более, чем собственными. Это становится понятным при сравнении имен Бог Сын и Иисус, Богородица и Мария. Понятие Бог Сын/Сын Божий/Сын совершенно уникально, и его личное имя единственно-собственное в том смысле, что оно может относится только к той Божественной личности, которую принято называть второй ипостасью Троицы. Имя Иисус (евр. «спаситель») было известно до рождения Христа, его носят многие люди и сейчас в христианском мире.

Имя Богородица не имеет нарицательной параллели. Это определяется существом понятия, выраженного в речи двухосновным словом, которое собрало воедино два понятия: Родившая Бога. Сочетание этих понятий единственно и потому не имеет аналога в нарицательной лексике, так же, как и Богоматерь, Богоневеста. Эти слова созданы как имена собственные, а не возникли из имен нарицательных. Имя Мария (евр. «госпожа») — самое распространенное среди женщин во всем мире. Оно было известно и до рождения Девы Марии. Заметим, кстати, что в православной традиции имена Иисус и Мария даются людям не в честь Иисуса Христа и Девы Марии, а в честь святых, носивших эти имена.

Следует сказать, что слова Бог, Бог Сын, Бог Дух, Богородица часто употребляются, говоря языком грамматики, с определениями и дополнениями, которые постоянны и известны; могут использоваться в тексте самостоятельно, без слов Бог, Бог Сын, Дух, Богородица. Эти слова, являясь заместителями имен собственных и выражая сущность и сущностные свойства Бога, пишутся также с большой буквы: Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный. Прилагательное Божий от Бог пишется с заглавной буквы.

Нарицательное имя бог — это то слово, за которым изначально стоит иное понятие, чем в слове Бог. Это боги в политеических религиях: боги славянского пантеона — бог Перун, богиня Мокошь; боги греческого пантеона — Посейдон, Юнона. В приведенных примерах играет роль множественность понятия. В других случаях произошла утрата главного, основного смысла понятия Бог, когда слово не вмещает в себя сущностных свойств Бога. Это произошло во многих обиходных устойчивых словосочетаниях: ей-богу, не бог весть, бог знает и мн. др. В этих и в целом ряде других выражений все зависит от речевой ситуации. Так, выражение слава Богу – церковное, каноническое, это определенная формула, когда Богу воздается слава, хвала и потому в соответствующих текстах слово Бог – несомненно имя собственное. Из таких текстов выражения перешли в обиход, став устойчивыми речевыми оборотами, фигурами речи. То же произошло с такими выражениями, как ради Бога/бога, с Богом/богом, дай Бог/бог, не дай Бог/бог, побойся Бога/бога и др.

Поэтому прежде чем написать заглавную или строчную букву в таких словосочетаниях, нужно подумать, кто и при каких обстоятельствах их употребляет, ср. у Пушкина: «Не дай мне Бог сойти с ума», Ив. Шмелева: «Она при монастыре служит, работает ради Господа».

Тема эта сложная, здесь при выборе строчной или заглавной буквы скрыто много подводных камней, поэтому мы не будем в нее углубляться. Всех, кто заинтересовался, могу адресовать к статье Н.В. Подольской «Заглавная и строчная буквы в культовых словах», но основная идея, думаю, понятна, хотя и не все готовы её принять.