В 2016 году фильм возглавил рейтинг лучших кинокартин XXI века по версии британской телерадиовещательной корпорации Би-би-си.
… фильм для тех любопытных, которые способны ничего не понять и задать себе наконец-таки ВОПРОС ... какой к чёрту арт-хаус?!
(я тоже ничего не понял, но предлагаю вариант расшифровки Дэвида Линча, который сам ничего не понял)
Человеку Богом подарена единственная Реальность – мотивированное Развитие через сверхусилие ввысь. Такое эволюционное движение вперёд возможно только при помощи осознанности, направленной на Высшее человеческое «Я». Страсти и боль «прошивают» Эго собственной правотой, «истинной» агрессией суверенного Желания, близоруким самосознанием автомата под управлением структур страха, алчности и обмана.
Дар Устремлённости к горизонту возможностей – это не индивидуальная способность. Прорыв в видовую (цивилизационную) трансформацию возможен только благодаря глобальному порыву, синергетическому ресурсу, помноженному на ЗОВ Духа Человечности, вскормленного в нас альтруизмом и безличностным Приятием Мира в его Потенциале Божественного Замысла.
Прозябание Души, запертой в кокон голодного бесчувственного Эго, приводит к иллюзии материального существования, к дурному сну, к смерти при жизни.
Небольшая поэтическая отсылка, которую можно пропустить (пардон, что начал писать о фильме «издалека») …
Эреб (Мрак) и Нюкта (Ночь) изначально выделяются из Хаоса и порождают Танатоса (Смерть) и Гипноса (Сон без сноведений).
Древнегреческий поэт Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. – 17 или 18 г. н. э. – точно не помню) в «Метаморфозах» описывает жилище Гипноса как пещеру, из которой вытекает река Забвения. Вступив в отношения со своей матерью Нюктой, Гипнос порождает на свет Морфея – «того, кто формирует сны», сны о людях. От Гипноса и Пасифеи, одной из харит (греч. «изящество»), появляется Фантас – олицетворение снов о предметах.
От Эреба и Нюкты рождаются правдивые ((вещие) и лживые сновидения, персонофицированные как ониры (греч. толпа грёз), а от Гипноса и одной из ониров рождается изменяющий свой облик Икел, прозванный людьми Фобетором (греч. «пугающий») из-за устрашающих снов о животных и космических чудовищах, которые он производит.
Повелитель Сна был отцом тысяч сыновей, целого народа-племени, но из всех их он выделял Морфея, который умел принимать облик любого человеческого существа по своему желанию. Никакой Сон не мог состязаться с ним в артистизме имитации людей и их мира.
Всё это типично и сюжетно сопоставимо с пураническими описаниями Бога ВИШНУ, который покоясь га Змее-Нагепосреди Причинного океана, находится в состоянии йогического сна – Самадхи, и порождает через Лотос-Лакшми Творца Брахму. Войдя в свой сон в виде Аватара, Вишну тоже начинает взаимодействие с людьми – например, в образе Кришны в битве на Курукшетре.
Согласно индийской мифологии, люди происходят от первопредка Ману, потомка Мрака-Ночи, седьмого Праджапати Брахмы. Ману предстоит и как мужчина Дакши (рождён из правой стороны Творца), и как женщина Вирини (рождена из левой стороны Творца).
Происхождение Ночи также связывается с первым умершим, отказавшимся от бессмертия, - ЯМОЙ (Солнцем) и Его сестрой и возлюбленной ЯМИ (Луной), которой боги даровали забвение в виде ночи, чтобы уменьшить её скорбь.
Свет в первозданной Тьме появляется вместе с началом Творения, сопутствует стихии Движения, придаёт Видимость (Смысл, Функцию). «Луч Света» Маричи становится первым Праджапати Брахмы, выйдя из его Души. Именно этот духовный Свет наполнил пространство Великого Сна Вишну, когда ещё не было светил.
В буддизме Ваджраяны свет во сне, проявляющий образы сновидений, связывается с танцем Дакини Ясного Света – Салчже Дудалма (тиб. «проясняющая вне понятий»). В «Материнской тантре» она описывается как прекрасная обнажённая женщина с телом, сотканным из света, обитающая в сердце практикующего йогу Сна). В правой руке она держит нож, а в левой – чашу-капалу из верхней части человеческого черепа, зажав локтём огненный трезубец. Эти устрашающие атрибуты служат оружием в борьбе с невежеством, персонификация которого в виде поверженного демона часто изображается под ногами Дакини.
В тантрическом буддизме Дакини предстают как хранительницы тайных учений, безжалостно расправляющихся с иллюзиями и ложными смыслами/идеями этого мира, как защитницы стремящихся к Пробуждению. Для йогина она является прибежищем и опорой в практике. Свет в обычном сне – это лишь незначительная часть ослепительного сияния Салдже Дудалмы, того Ясного Света, который находится за иллюзорными образами сновидений и посмертными кармическими наваждениями.
Современный практик Йоги Сна Лама традиции БОН Тендзин Вангьял Ринпоче пишет: «Эта Дакини не имеет формы в самой практике, но, засыпая, мы визуализируем её в виде сияющего шара света. Мы визуализируем свет, а не что-нибудь имеющее форму, поскольку работаем на уровне энергии, где нет формы. Мы пытаемся избавиться от любых противопоставлений, таких как «внутри» и «снаружи», «я» и «другие». Когда мы визуализируем форму, наш ум привычно думает о форме, как о чём-то отличном от себя, а нам необходимо выйти за пределы двойственности. Эта Дакини – олицетворение Ясного Света. Она – это именно то, чем являемся мы в своём чистом состоянии: ясном и сияющем. При выполнении практики мы сами становимся Дакини. Устанавливая связь с Салчже Дудалмой, мы соединяемся со своей глубинной природой.
Современные теории возникновения Вселенной из точки сингулярности, расширения пространства после Большого взрыва и появления фотонного света не противоречит космогонической мифологии древних греков и индийцев, персонифицировавших этапы развития космоса и описавших происходящие в нём процессы через взаимодействие богов.
(Ref., Пандориум – VK, Олард Диксон «Времена сновидений», #Пандориум_иное)
Драматургия психоделических снов Дэвида Линча – это иллюстрация сладкого обмана предельно близкой невозможной мечты, похожей на пьянящий аромат прошедшего домашнего праздника, на детскую веру в нескончаемый Новый год с подарками под вечнозелёной ёлкой и бессмертными улыбающимися родителями. А потом - тишина и ночной снегопад за окном, бегущие тени занавесок на потолке от фар проходящих машин и новая серия нежданных грёз и пробуждений. Добро пожаловать в ретро-фантазии о себе-другом, о дружеском гостеприимстве знакомых призраков, сидящих за общим столом Прошлого с работающим телевизором …
Первые кадры лучшего фильма Дэвида Линча – лицо прекрасной девушки Риты (Лауры Хэрринг) в лимузине на ночном шоссе. Она или кто-то другой выбрал её тело, огни Лос-Анжелеса за окном, это модное платье, аромат духов и сигарет, тревожный поток сознания и этот парализующий вопрос о пункте назначения и смерти?
В обычной жизни мы придумываем историю. Во сне история придумывает нас. У сновидения, как у заводной витрины магазина игрушек есть свой стиль и настроение – палитра красок, архитектура, ландшафт, загадочная кукольная атмосфера и «гости», отличающиеся от предметных форм – сэр Интерес с привкусом страха, мистер Ужас с мелодией приключения, леди Страсть с эротическим манящим ароматом бурлеска и клоунады.
Параллельные миры, как тени, играют под лучами несуществующего солнца. Диалоги-загадки, люди-оболочки, нарисованные кафе и такси – как настоящие. Фильмы Дэвида Линча – это приглашение в томную галлюцинацию неожиданных поворотов событий, «сон со стороны». Творческое безумие – это его жанр спонтанного искусства транса, свободного полёта бессмысленности изначального… Контраст света и тени в его фильмах - как в детстве в деревне на закате с шумом ветра в золотистой листве изумрудного леса. «Малхолланд Драйв» - экспериментальная сказка для взрослых, весёлый бред бесстыдной импровизации.
Как кукла Барби, то есть Бэтти Элмс (в фильме - Наоми Уоттс), может быть обыденной? У неё внутри - улыбчивый Барби-Лэнд, где можно сделать карьеру звёздной актрисы и понравиться всем-всем-всем, - главное верить в себя! Нарисованное счастье в Барби-Лэнд – это чистейшее Прошлое-Настоящее-Будущее в кукольном домике, - как мыльная опера вечерами у семейного очага, когда телезрители придумывают киногероев, не задумываясь о том, что кто-то придумал их самих.
Голливуд – это сон внутри сна. «Малхолланд Драйв» — это слоёный пирог впечатлений, неразлагаемый на ингредиенты. Но Голливуд – это и магия, потому что ЖИЗНЬ – ЭТО ТО, ВО ЧТО ВЕРИШЬ, хотя она – совсем другое. Вера – это убежище, обитель спящих душ, всегда готовых пробудиться и продолжать жизнь во сне, не отличимом от того, во что верил при жизни. Даже если ничего не помнишь, надо поверить в свою забытую жизнь (или кучу перерождений) и двигаться дальше. Есть те, кто готов помочь вспомнить – заменить прошлое настоящим (эффект тот же). Главное – не забывать ключ от дома, куда можно вернуться и начать всё сначала.
Этот фильм – КАРМИЧЕСКИЙ ПЕРЕВЁРТЫШ о головокружительном симбиозе душ в следующих перерождениях. Бэтти Элмс (Наоми Уоттс) в прошлой жизни звали Дайана Сэлвин (та же Наоми Уоттс), и она (представляете?!!) переродилась в Риту-без-памяти (Лаура Хэрринг), точнее СТАЛА ЧАСТЬЮ ДУШИ убитой ей, Дайаной, в прошлой жизни Камиллы Роудс (та же Лаура Хэрринг). Дайана и Камилла из-за своей взаимопроникающей и взаимоотталкивающей страсти (фантастически, по Линчу) продублировали свои души и тела в следующем перерождении так, что их связь стало невозможно разорвать ни жизни, ни смерти. Но потом эти две пульсирующие души объединились в одну (жизнь любит стирать границы времени и пространства)! Именно поэтому Бэтти в последней сцене первой части фильма исчезает-растворяется. Всё это время Бэтти давала возможность Дайане и Камилле стать единым целым, ДУШОЙ-АНДРОГИНОМ.
Звучит как незаслуженно угаданная сенсация дилетанта, но Дэвид Линч, подобно Гераклиту, проиллюстрировал самый важный Принцип проявленной Вселенной «вверху», который должен проявиться в людях нашей планеты «внизу»: «ВСЁ ЕСТЬ ОДНО И ОДНО ЕСТЬ ВСЁ».
P.S. Не утверждая эффект переселения душ, можно с уверенностью сказать только то, что Дайана Сэлвин и Камилла Роудс вернулись в тот мир, которому всецело принадлежали и где не исчерпали все варианты встреч с самими собой через вечное возвращение друг к другу.
А кто нам приснится в нашем долгом как жизнь Сегодня?
Когда в бескрайности природы,
Где, повторяясь, всё течёт,
Растут бесчисленные своды
И каждый свод врастает в свод,
Тогда звезда и червь убогий
Равны пред мощью бытия,
И мнится нам покоем в Боге
Вся мировая толчея
ГЁТЕ
P.P.S.
- Слово «silencio» на русский язык переводится как «тишина», «молчание», «спокойствие». Пространство тишины – это зазор между копией и оригиналом, мыслью и воспоминанием, любовью и расставанием, смертью и перерождением.
- Свободные ассоциации к фильму «Малхолланд Драйв»: «Институт Роузвуд» (2016), «1408» (2007), «Криминальное чтиво» (1994), «Игрок» (1992), «Дневник его жены» (2000), «Идентификация» (2003), «Барби» (2023), «Треугольник» (2009), «Матрица» (1999), «Город Зеро» (1988), «Дубликат» (2018), «Начало» (2010), «Господин Никто» (2009), «ОДНО ЦЕЛОЕ» (2025).
- «Не преследуйте реальность. Ждите, когда она придёт сама». (Абстрактный Режиссёр из фильма-мистификации Дэвида Линча под названием «Малхолланд Драйв»)