Найти в Дзене
Absurdium

От невм к нотам: Как монах победил музыкальный хаос

История нот — это увлекательное путешествие от устной традиции к точной науке, переплетенное с красивыми легендами. Давайте разделим его на реальную историю и знаменитые предания. Реальная историческая эволюция нот 1. Античность: Греческие основы Древние греки использовали буквенную нотацию для записи музыки.Существовало две системы: одна для вокальной музыки (использовала буквы греческого алфавита), другая — для инструментальной. Однако эта система была сложной и не универсальной, и с падением Римской империи она была практически утрачена в Западной Европе. 2. Раннее Средневековье: Невмы С развитием христианства и григорианского хорала возникла острая необходимость унифицировать церковное пение на огромных территориях.Появились невмы (от греч. "pneuma" — дыхание) — специальные значки, которые ставились над текстом и указывали направление мелодии (вверх, вниз, сложный оборот). · Проблема: Невмы не указывали точную высоту звука, а лишь напоминали певцам об уже известном мотиве. Они

История нот — это увлекательное путешествие от устной традиции к точной науке, переплетенное с красивыми легендами. Давайте разделим его на реальную историю и знаменитые предания.

Реальная историческая эволюция нот

1. Античность: Греческие основы

Древние греки использовали буквенную нотацию для записи музыки.Существовало две системы: одна для вокальной музыки (использовала буквы греческого алфавита), другая — для инструментальной. Однако эта система была сложной и не универсальной, и с падением Римской империи она была практически утрачена в Западной Европе.

2. Раннее Средневековье: Невмы

С развитием христианства и григорианского хорала возникла острая необходимость унифицировать церковное пение на огромных территориях.Появились невмы (от греч. "pneuma" — дыхание) — специальные значки, которые ставились над текстом и указывали направление мелодии (вверх, вниз, сложный оборот).

· Проблема: Невмы не указывали точную высоту звука, а лишь напоминали певцам об уже известном мотиве. Они были мнемоническим устройством, а не точной записью.

3. Ключевой прорыв: Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо) (~991–1033)

Это самый важный человек в истории нотной грамоты.Монах-бенедиктинец Гвидо Аретинский систематизировал и революционизировал запись музыки.

· Нотный стан: Он ввел линии для точного обозначения высоты звука. Сначала их было две (красная и желтая), затем — четыре. Это позволило точно фиксировать интервалы между звуками.

· Сольмизация: Он придумал систему сольфеджио, чтобы певцы легче запоминали интервалы. Он использовал для этого гимн "Ut queant laxis" Иоанну Крестителю.

Ut queant laxis

Resonare fibris

Mira gestorum

Famuli tuorum

Solve polluti

Labii reatum

Sancte Iohannes.

Первые слоги каждой строки этого гимна и стали названиями нот: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Слог "Ut" был позднее заменен на более благозвучное "Do" (от лат. "Dominus" — Господь), а нота "Si" (от первых букв "Sancte Iohannes") была добавлена позже, завершив семинотную гамму.

· Ключи: Гвидо также использовал ключи (например, C-ключ и F-ключ), чтобы зафиксировать на нотоносце абсолютную высоту звуков.

Так музыкальная запись из мнемонической подсказки превратилась в точную "карту", которую мог исполнить любой грамотный музыкант, даже никогда не слышавший мелодию ранее.

-2

4. Дальнейшее развитие

· Пятилинейный стан: К XVII веку окончательно утвердился пятилинейный нотоносец, каким мы его знаем сегодня.

· Длительности нот: В XII–XIII веках развилась мензуральная нотация, которая ввела точное обозначение длительностей нот (целая, половинная, четвертная и т.д.).

· Нота "Si": Была добавлена в XVI веке, завершив формирование классического звукоряда.

---

Легенды и предания

Практически у любого гениального изобретения есть свои красивые легенды, и ноты — не исключение.

Легенда 1: Гвидо Аретинский и пальцы руки

Одна из самых популярных легенд гласит,что Гвидо придумал названия нот и систему сольмизации, глядя на свою левую руку. Суставы пальцев якобы символизировали ступени гаммы, и по ним он учил мальчиков-певчих. Эта "Гвидонова рука" действительно использовалась как педагогическое пособие в Средние века, но скорее как следствие, а не причина его системы.

Легенда 2: Монах и брат Дьяболус (Diabolus in Musica)

Эта легенда объясняет происхождение знака бекара(отменяющего диез или бемоль).

Сюжет: Один монах переписывал ноты и столкнулся с трудным для пения интервалом — тритоном (увеличенной квартой). Этот интервал считался настолько диссонансным и сложным, что его прозвали "Diabolus in Musica" — "Дьявол в музыке". Монах был в ужасе, не зная, как его исправить. В отчаянии он обратился с молитвой о помощи. И тут ему явился ангел (по другой версии — сам святой Григорий) и показал знак, который, будучи поставлен перед нотой, отменял предыдущее повышение или понижение. Монах поставил этот знак — и дьявольский интервал исчез! В знак благодарности он назвал этот символ "b-mollum" (мягкое 'b', наш бемоль), а квадратный знак отмены — "b-durum" (твердое 'b', ставшее бекаром).

Примечание: Это именно легенда. Исторически бемоль и бекар эволюционировали из буквы "b" (которой обозначали ноту "си") и ее разных начертаний.

История нот — это великий путь к стандартизации и ясности:

· От греческой буквенной системы (точной, но негибкой и забытой).

· Через невмы (интуитивные, но неточные).

· К гениальной системе Гвидо Аретинского (универсальной, точной и живой), которая с небольшими изменениями служит нам до сих пор.

А красивые легенды — это отражение того, как люди эпохи Средневековья и Возрождения осмысляли это удивительное изобретение, которое позволило "поймать в клетку из пяти линий" самую неуловимую из муз — музыку.

---

🔗 Ссылки для погружения в тему:

1. Гимн "Ut queant laxis" в оригинале – Послушайте, как звучит тот самый гимн, который подарил нам названия нот.

  · https://www.youtube.com/watch?v=OcRMD5q3hCM

2. Статья о Гвидо Аретинском в Британнике – Подробная биография и оценка его вклада (на английском).

  · https://www.britannica.com/biography/Guido-dArezzo

3. Невмы: как они выглядели – Наглядная галерея с примерами древней нотной записи.

  · https://www.classicfm.com/discover-music/musical-ancestors-of-modern-music-notation/

4. «Гвидонова рука» – интерактивное объяснение – Статья, которая показывает, как использовали руку для обучения.

  · https://www.metmuseum.org/toah/hd/guid/hd_guid.htm

5. Подробнее о «Diabolus in Musica» – Статья о тритоне и почему его так боялись.

  · https://www.classicfm.com/discover-music/devil-in-music-tritone/