Найти в Дзене

Кто стал прототипом Кристины Даэ из “Призрака Оперы”?

Кристина Даэ - главная героиня готического романа Гастона Леру “Призрак Оперы”. Юное дарование из бедной шведской семьи, с юных лет она была вынуждена выступать на ярмарках, чтобы хоть как-то прокормить семью. Но вскоре ее заметила семья благотворителей, которые взяли девочку под свою опеку, обучили и помогли переехать в Париж. Однако там, в сверхпопулярном Опера Гарнье юная Кристина выступает простой хористкой, пока однажды за ее обучение и продвижение не берется таинственный голос, который она слышит в своей гримерной. Именно он помогает ей раскрыть свой талант и начать исполнять сложнейшие партии, что позволяет ей конкурировать с ведущей солисткой театра. Но не слава нужна Кристине, ведь, даже став известной, она разрывается между верностью “голосу” (которым на самом деле оказывается наводящий ужас на весь театр Призрак Оперы) и сердечной склонностью к виконту Раулю, с которым знакома с детства. Такова фабула знаменитого романа, но имеет ли она что-то общее с реальными артистами пар
Оглавление
Источник: phantom-opera.ru
Источник: phantom-opera.ru

Кристина Даэ - главная героиня готического романа Гастона Леру “Призрак Оперы”. Юное дарование из бедной шведской семьи, с юных лет она была вынуждена выступать на ярмарках, чтобы хоть как-то прокормить семью. Но вскоре ее заметила семья благотворителей, которые взяли девочку под свою опеку, обучили и помогли переехать в Париж. Однако там, в сверхпопулярном Опера Гарнье юная Кристина выступает простой хористкой, пока однажды за ее обучение и продвижение не берется таинственный голос, который она слышит в своей гримерной. Именно он помогает ей раскрыть свой талант и начать исполнять сложнейшие партии, что позволяет ей конкурировать с ведущей солисткой театра. Но не слава нужна Кристине, ведь, даже став известной, она разрывается между верностью “голосу” (которым на самом деле оказывается наводящий ужас на весь театр Призрак Оперы) и сердечной склонностью к виконту Раулю, с которым знакома с детства.

Такова фабула знаменитого романа, но имеет ли она что-то общее с реальными артистами парижской Оперы?.. Была ли линия главной героини списана с реально существовавшей певицы или все это не более, чем художественный вымысел? Сегодня мы рассмотрим истории двух наиболее вероятных претенденток на роль прототипа Кристины Даэ и попробуем понять, насколько их судьбы или отдельные детали биографии могли стать прообразом литературной героини.

-2

Кристина Нильсон

-3

Первый и, пожалуй, самый вероятный прототип Кристины Даэ - это известная в свое время шведская певица Кристина Нильсен. Совпадений в их биографиях, особенно в том, что касается ранней юности, столько, что невольно начинаешь думать, а не является ли образ главной героини Леру не собирательным, как это обычно бывает в литературе, а описательным. Итак, давайте же посмотрим, что объединяет знаменитую вокалистку и героиню романа.

1. Имя и происхождение

-4

Обеих девушек зовут Кристина и обе родились в Швеции. Обе происходят из крестьянских семей, причем у настоящей Кристины было еще пять старших братьев и сестра. В книге наличие в семье Даэ других детей, кроме Кристины, не упоминается.

2. Ранняя страсть к музыке и близость с отцом

Книжная Кристина стала певицей во многом благодаря отцу, который “по воскресеньям пел на клиросе в церкви” и научил еще не умевшую читать и писать дочь разбирать нотную грамоту. Йонас Нильссон, отец реальной Кристины, тоже был музыкально одаренным крестьянином и выступал в церкви. Но денег на большую семью не хватало, так что Нильсоны выступали на ярмарках, где Кристина пела и играла на скрипке и флейте.

3. Покровители с одинаковым именем

На этом совпадения не заканчиваются. Обеих Кристин вскоре заметили богатые покровители: профессор Валериус помог книжной Кристине с отцом переехать в Гетеборг, а позже и в Париж, он же позаботился о ее воспитании и образовании, талант Кристины Нильсон разглядел окружной судья М. Торнхъель и также отправил ее в Гетеборг учиться этикету и вокалу у мадам Аделаиды Валериус-Лёйхусен.

4. Внезапная слава

Книжная Кристина выступает в парижском театре Опера Гарнье просто хористкой, но каждый день в своей гримерной она слышит неизвестный голос, который помогает ей улучшить свои вокальные данные и разучить сложные партии, пока однажды ей не представляется возможность продемонстрировать публике свои таланты. Выступление Кристины становится фурором, и в театре новую звезду начинают видеть заменой взбалмошной и непостоянной основной солистке Карлотте.

-5

Кристина Нильсон, перебравшись в Париж, дебютирует в театре Лирик в роли Вероники в опере Верди “Травиатта”. Выступление имело блестящий успех, несмотря на то, что ранее девушка была неизвестна публике. Она лишь недавно поступила в театр, открытый известной певицей Каролиной Миолан-Карвалью и ее мужем-антрепенёром, но на три года стала ведущей артисткой, выступая в “Волшебной флейте” и “Дон Жуане”.

5. Роковая роль “Фауста”

Удивительно, но в жизни обеих героинь - и реальной, и книжной - большую роль сыграла одна и та же постановка, а именно “Фауст” Гуно. В книге после триумфа Кристины, директора получают загадочное письмо с угрозами в адрес театра, если роль Маргариты отдадут другой актрисе. Но к требованию Призрака не относятся серьезно, главную роль играет ведущая солистка Карлотта и тут начинают происходить странные вещи: опытная певица вдруг теряет голос и "дает петуха”, а на зрителей падает огромная люстра, в результате чего погибает одна женщина. Кристина, которая должна заменить Карлотту, пропадает. Лишь через несколько часов она находит своего возлюбленного и рассказывает, что ее похитил Призрак Оперы. Через некоторое время в театре снова ставят “Фауста” и главную роль отдают Кристине, но это не помогает задобрить Призрака - теперь он похищает ее прямо со сцены.

В жизни реальной певицы, Кристины Нильсон, “Фауст” тоже сыграл важную роль. Когда Театр Лирик разорился, Парижская Опера выкупила основную часть его репертуара и переманила артистов. В числе прочих, в Оперу перешли и Кристина с Каролиной Миолан-Карвалью, которая много лет играла Маргариту в “Фаусте” и ожидалось, что она продолжит исполнять ее и в новом театре. Однако, когда “Фауста” стали ставить в Опере, главная роль отошла Нильсон. И хотя критики в основном сосредоточились на разнице между двумя певицами, простым зрителям постановка понравилась и Нильсон часто исполняла эту партию на протяжении всей своей карьеры.

На этом мы закончим со сходствами и обратим внимание на то, что различает двух Кристин.

Во-первых, театры. Несмотря на то, что обе певицы выступают в парижской Опере, имеются в виду все же разные театры. Дело в том, что Опера Гарнье, которая упоминается в романе Леру, была построена лишь в 1875 году, в то время как активная работе Нильсон в Париже пришлась на 1864-1869 года и выступала она в другой, так называемой Старой Опере на улице Пелетье.

Во-вторых, карьера реальной Кристины сложилась не в пример лучше. Она выступала на гастролях в Королевском театре Ковент-Гарден в Англии, потом на несколько лет отправилась в турне по Северной Америке, выступала в Австро-Венгрии, Испании и родной Скандинавии. В 1872-ом году она побывала в Петербурге и Москве, где привлекла внимание императорской четы и получила от них драгоценности, о ее выступлениях в Российской империи высоко отзывался П.И.Чайковский, а сами гастроли упоминаются в романе Льва Толстого «Анна Каренина».

Нильсон в роли Королевы Ночи
Нильсон в роли Королевы Ночи

В-третьих, есть различия и в личной жизни. Несмотря на то, что в книге роман виконта Рауля и Кристины становится едва ли не главной движущей силой сюжета, о продолжении их отношений нам ничего не известно. И если все же предположить, что герои поженились (что в те времена было бы мезальянсом и порицалось в обществе) и Кристина стала женой графа (Рауль после смерти брата наследует титул), тогда это скорее объединяет двух певиц, но и тут есть нюанс. Первый муж Кристины Нильсон был французским биржевым маклером. Они поженились в Лондоне, но семья жениха не приняла его выбор и бойкотировала свадьбу. Через 10 лет Нильсон овдовела. Второй раз она действительно вышла замуж за графа, дона Анхеля Рамона Марию Вальехо, графа де Каса Миранда, испанского журналиста и дипломата. Но это был брак уже взрослых состоявшихся людей: ей было 44 года, ему - 55. Через 15 лет Кристина Нильсон овдовела во второй раз, купила виллу и жила в ней до конца своих дней. Умерла певица в 1921-ом году в возрасте 78 лет.

-10

Итак, мы видим, что биография реально существовавшей и весьма известной во второй половине 19-ого века певицы Кристины Нильсен имеет очень много общего с биографией певицы Кристины Даэ, описанной в романе Гастона Леру. Но может ли это быть просто совпадением? Скорее всего нет. Леру хорошо знал Нильсон, даже был ее фанатом, а в пожилые годы неоднократно намекал, что его героиня вдохновлена реальным человеком. Современные исследователи считают, что именно Кристина Нильсон стала прототипом героини Леру - очень уж много общего в их биографиях, особенно в юные годы. Однако есть и еще одна “претендентка” на роль такого прототипа. И это тоже известная шведская певица...

Енни Линд

-11

Юханна Мария Линд родилась в Стокгольме и была незаконнорожденной дочерью бухгалтера и школьной учительницы. Ее мать уже была замужем, но из-за обвинений в прелюбодеянии им пришлось развестись. Однако женщина отказывалась выходить замуж второй раз, пока жив ее первый муж, так что родители будущей певицы поженились лишь когда той было 14 лет. И здесь мы видим первое сходство с литературной героиней.

1. Происхождение

Да, Енни Линд не из крестьянской семьи как книжная Кристина, но ее семья тоже не относилась к высшему обществу и свое детство Енни провела среди простых людей. В ее жизни тоже были покровители, но не обеспеченные буржуа, а солистка Шведской королевской оперы, которая, услышав необычный голос девочки, помогла ей попасть на прослушивание и в актерскую школу.

2. Обретение голоса

-12

Но карьера будущей певицы могла оборваться, так и не начавшись. Когда Енни было 12 лет, у нее возникли первые проблемы с голосом. Однако она выздоровела и даже смогла стать придворной певицей короля Швеции и Норвегии. Но ее голос уже был серьёзно повреждён чрезмерным использованием и неподготовленной техникой, так что вскоре девушка могла лишиться карьеры. На помощь ей пришел учитель пения Мануэль Гарсия, с которым она занималась почти три года. Он настоял на том, чтобы та три месяца вообще не пела и дала связкам отдых, после чего он практически заново стал обучать её здоровой и безопасной вокальной технике. Можно сказать, что Гарсия стал для Енни Линд тем самым Ангелом Музыки, уроки с которым помогли взойти на сцену и Кристине Даэ.

3. Муза гениев

Енни Линд была весьма успешной певицей середины 19-ого века: она выступала в Дании, Германии и Австрии, пела ведущие партии в «Лючии ди Ламмермур», «Сомнамбуле», «Весталке», «Свадьбе Фигаро». За уникальный голос и талант Енни Линд даже получила прозвище “Шведский соловей”.

Ханс Кристиан Андерсен в 1836 году
Ханс Кристиан Андерсен в 1836 году

Считается, что Енни Линд стала музой для многих известных деятелей искусства. Так, ею всю жизнь восхищался Ханс Кристиан Андерсен. Они встретились впервые в 1840-ом, а три года спустя он записал в своем дневнике "Я люблю!". Он помогал ей справиться с волнением перед выступлениями, но застенчивый от природы, побоялся признаться в своих чувствах. Когда Енни покинула Данию, он послал ей вдогонку письмо с признанием, но, когда они встретились в следующий раз, она не подала виду, что читала его. Всю оставшуюся жизнь они были друзьями, часто переписывались, где Енни обращалась к писателю исключительно "братец" или "дитя", хотя ему было 40, а ей всего 26 лет. Ханс Кристина Андерсен посвятил ей сказки “Ангел” и “Соловей”. Более того, ряд исследователей считает, что холодность певицы в ответ на его робкие ухаживания вдохновила писателя на образ Снежной королевы.

-14

Но Андерсен был не единственным влюбленным в Енни Линд. В последние годы жизни в нее безответно влюбился Мендельсон. Он обещал ради неё бросить семью, бежать с ней в Америку, угрожал самоубийством, но певица отказала ему, правда в год его смерти она покинула оперную сцену и основала Фонд стипендий имени Феликса Мендельсона.

Как Кристина Даэ, ставшая музой Призрака, создавшего оперу “Торжествующий Дон Жуан”, Енни Линд становилась музой и объектом страсти многих известных деятелей искусства.

4. Ранний конец карьеры

Несмотря на успехи и растущую популярность, Енни Линд довольно рано покинула сцену. В 1849-ом году, в возрасте 29 лет, она объявила о своём уходе из оперы, причины такого решения так и остались неизвестными. Однако в том же году к ней обратился крупнейший американский антрепренёр Финеас Барнум с предложением совершить турне по Соединенным Штатам. Уговорить певицу, которая уже приняла решение об уходе, было трудно и тогда бизнесмен нашел ключ к ее сердцу. Барнум, зная о добром сердце Линд и ее активном участии в благотворительности, предложил ей перевести все ее гонорары на помощь бедным, в том числе на поддержку бесплатного школьного образования в её родной Швеции. Линд согласилась.

Енни Линд стала героиней популярного фильма "Величайший шоумен"
Енни Линд стала героиней популярного фильма "Величайший шоумен"

Благодаря широкой рекламной кампании, устроенной Барнумом, Енни Линд стала сенсацией, еще когда находилась на корабле по пути в Америку. Билеты на ее концерты продавались с аукциона, а ажиотаж был настолько велик, что американская пресса окрестила его «Линдоманией». Всего она дала 93 концерта в Америке, что принесло ей около 350 000 долларов (на нынешние цены это более 10 миллионов долларов), а известность и слава Енни Линд надолго закрепилась в сознании американцев, так что уже в наши дни ее образ используется в кинофильмах, например “Величайший шоумен”.

5. Тихая жизнь

Енни Линд со своим мужем, Отто Гольдшмидтом
Енни Линд со своим мужем, Отто Гольдшмидтом

Если считать, что в книге Рауль и Кристина поженились и стали вести тихую и незаметную, но счастливую жизнь (как это показано, например, в фильме и мюзикле, частично основанных на романе Леру), то и в этом есть некое сходство с Линд, ведь она в 1852 году вышла замуж за коллегу-композитора Отто Гольдшмидта и посвятила себя семье, родив сына и дочь. Она отказывалась от всех предложений вернуться на сцену, но изредка пела на домашних вечерах. В зрелые года она стала преподавать вокал в королевском колледже музыки в Лондоне. Енни Линд скончалась в возрасте 67 лет.

Рисунок неизвестного, на котором изображена Енни Линд
Рисунок неизвестного, на котором изображена Енни Линд

Итак, вторую претендентку на роль прототипа и прообраза Кристины Даэ объединяет с ней необычная история раскрытия голоса, что обеспечило взлет карьер обеих певиц, скромный характер и ранний конец карьеры, которую обе предпочли тихой семейной жизни. Есть у двух героинь и различия. Например, в отличие от Кристины, вся карьера которой прошла в Париже, Енни Линд в этом городе никогда не выступала. Считается, что еще в юности ее не приняли в Оперу и этот отказ сильно задел девушку, так что, даже став международной звездой, она всегда отказывалась от выступлений там. Также у двух певиц, реальной и вымышленной, различается репертуар. Если Кристина исполняла сложные драматические партии Маргариты, Офелии и Королевы Ночи, то Енни Линд, по мнению критиков, больше шла «холодная, не трогающая, ледяной чистоты тона и стиля» манера исполнения, а ее высшие достижения в основном связаны не с оперными ариями, а с концертными вступлениями.

-18

Сегодня мы рассмотрели биографии двух известных певиц, которые могли стать прообразом Кристины Даэ в известном романе “Призрак Оперы”. И та, и та шведки, как и литературная героиня. Все трое певицы, известные своими уникальными вокальными данными, но как же по-разному сложились их жизни! Кристину Нильсен и Кристину Даэ объединяет до смешения похожие биографии ранних лет, а голос Енни Линд, как и голос героини романа, был раскрыт более зрелым педагогом. Но есть в их судьбах и различия. Так можно ли говорить, что та или иная певица послужили вдохновением для создания образа Кристины? Здесь, пожалуй, каждый решает для себя. Ну а мы всегда рады познакомить вас, дорогие читатели, с возможными прототипами и прообразами известных героев, сравнить их судьбы и выявить сходства и различия, ведь в этом проявляется главное - любовь к истории и литературе.

Кто, по вашему мнению, больше похож на Кристину из романа? Или, быть может, у вас есть другие варианты? Делитесь в комментариях и читайте другие наши статьи о прототипах известных литературных персонажей: