Кристина Даэ - главная героиня готического романа Гастона Леру “Призрак Оперы”. Юное дарование из бедной шведской семьи, с юных лет она была вынуждена выступать на ярмарках, чтобы хоть как-то прокормить семью. Но вскоре ее заметила семья благотворителей, которые взяли девочку под свою опеку, обучили и помогли переехать в Париж. Однако там, в сверхпопулярном Опера Гарнье юная Кристина выступает простой хористкой, пока однажды за ее обучение и продвижение не берется таинственный голос, который она слышит в своей гримерной. Именно он помогает ей раскрыть свой талант и начать исполнять сложнейшие партии, что позволяет ей конкурировать с ведущей солисткой театра. Но не слава нужна Кристине, ведь, даже став известной, она разрывается между верностью “голосу” (которым на самом деле оказывается наводящий ужас на весь театр Призрак Оперы) и сердечной склонностью к виконту Раулю, с которым знакома с детства.
Такова фабула знаменитого романа, но имеет ли она что-то общее с реальными артистами парижской Оперы?.. Была ли линия главной героини списана с реально существовавшей певицы или все это не более, чем художественный вымысел? Сегодня мы рассмотрим истории двух наиболее вероятных претенденток на роль прототипа Кристины Даэ и попробуем понять, насколько их судьбы или отдельные детали биографии могли стать прообразом литературной героини.
Кристина Нильсон
Первый и, пожалуй, самый вероятный прототип Кристины Даэ - это известная в свое время шведская певица Кристина Нильсен. Совпадений в их биографиях, особенно в том, что касается ранней юности, столько, что невольно начинаешь думать, а не является ли образ главной героини Леру не собирательным, как это обычно бывает в литературе, а описательным. Итак, давайте же посмотрим, что объединяет знаменитую вокалистку и героиню романа.
1. Имя и происхождение
Обеих девушек зовут Кристина и обе родились в Швеции. Обе происходят из крестьянских семей, причем у настоящей Кристины было еще пять старших братьев и сестра. В книге наличие в семье Даэ других детей, кроме Кристины, не упоминается.
2. Ранняя страсть к музыке и близость с отцом
Книжная Кристина стала певицей во многом благодаря отцу, который “по воскресеньям пел на клиросе в церкви” и научил еще не умевшую читать и писать дочь разбирать нотную грамоту. Йонас Нильссон, отец реальной Кристины, тоже был музыкально одаренным крестьянином и выступал в церкви. Но денег на большую семью не хватало, так что Нильсоны выступали на ярмарках, где Кристина пела и играла на скрипке и флейте.
3. Покровители с одинаковым именем
На этом совпадения не заканчиваются. Обеих Кристин вскоре заметили богатые покровители: профессор Валериус помог книжной Кристине с отцом переехать в Гетеборг, а позже и в Париж, он же позаботился о ее воспитании и образовании, талант Кристины Нильсон разглядел окружной судья М. Торнхъель и также отправил ее в Гетеборг учиться этикету и вокалу у мадам Аделаиды Валериус-Лёйхусен.
4. Внезапная слава
Книжная Кристина выступает в парижском театре Опера Гарнье просто хористкой, но каждый день в своей гримерной она слышит неизвестный голос, который помогает ей улучшить свои вокальные данные и разучить сложные партии, пока однажды ей не представляется возможность продемонстрировать публике свои таланты. Выступление Кристины становится фурором, и в театре новую звезду начинают видеть заменой взбалмошной и непостоянной основной солистке Карлотте.
Кристина Нильсон, перебравшись в Париж, дебютирует в театре Лирик в роли Вероники в опере Верди “Травиатта”. Выступление имело блестящий успех, несмотря на то, что ранее девушка была неизвестна публике. Она лишь недавно поступила в театр, открытый известной певицей Каролиной Миолан-Карвалью и ее мужем-антрепенёром, но на три года стала ведущей артисткой, выступая в “Волшебной флейте” и “Дон Жуане”.
5. Роковая роль “Фауста”
Удивительно, но в жизни обеих героинь - и реальной, и книжной - большую роль сыграла одна и та же постановка, а именно “Фауст” Гуно. В книге после триумфа Кристины, директора получают загадочное письмо с угрозами в адрес театра, если роль Маргариты отдадут другой актрисе. Но к требованию Призрака не относятся серьезно, главную роль играет ведущая солистка Карлотта и тут начинают происходить странные вещи: опытная певица вдруг теряет голос и "дает петуха”, а на зрителей падает огромная люстра, в результате чего погибает одна женщина. Кристина, которая должна заменить Карлотту, пропадает. Лишь через несколько часов она находит своего возлюбленного и рассказывает, что ее похитил Призрак Оперы. Через некоторое время в театре снова ставят “Фауста” и главную роль отдают Кристине, но это не помогает задобрить Призрака - теперь он похищает ее прямо со сцены.
В жизни реальной певицы, Кристины Нильсон, “Фауст” тоже сыграл важную роль. Когда Театр Лирик разорился, Парижская Опера выкупила основную часть его репертуара и переманила артистов. В числе прочих, в Оперу перешли и Кристина с Каролиной Миолан-Карвалью, которая много лет играла Маргариту в “Фаусте” и ожидалось, что она продолжит исполнять ее и в новом театре. Однако, когда “Фауста” стали ставить в Опере, главная роль отошла Нильсон. И хотя критики в основном сосредоточились на разнице между двумя певицами, простым зрителям постановка понравилась и Нильсон часто исполняла эту партию на протяжении всей своей карьеры.
На этом мы закончим со сходствами и обратим внимание на то, что различает двух Кристин.
Во-первых, театры. Несмотря на то, что обе певицы выступают в парижской Опере, имеются в виду все же разные театры. Дело в том, что Опера Гарнье, которая упоминается в романе Леру, была построена лишь в 1875 году, в то время как активная работе Нильсон в Париже пришлась на 1864-1869 года и выступала она в другой, так называемой Старой Опере на улице Пелетье.
Во-вторых, карьера реальной Кристины сложилась не в пример лучше. Она выступала на гастролях в Королевском театре Ковент-Гарден в Англии, потом на несколько лет отправилась в турне по Северной Америке, выступала в Австро-Венгрии, Испании и родной Скандинавии. В 1872-ом году она побывала в Петербурге и Москве, где привлекла внимание императорской четы и получила от них драгоценности, о ее выступлениях в Российской империи высоко отзывался П.И.Чайковский, а сами гастроли упоминаются в романе Льва Толстого «Анна Каренина».
В-третьих, есть различия и в личной жизни. Несмотря на то, что в книге роман виконта Рауля и Кристины становится едва ли не главной движущей силой сюжета, о продолжении их отношений нам ничего не известно. И если все же предположить, что герои поженились (что в те времена было бы мезальянсом и порицалось в обществе) и Кристина стала женой графа (Рауль после смерти брата наследует титул), тогда это скорее объединяет двух певиц, но и тут есть нюанс. Первый муж Кристины Нильсон был французским биржевым маклером. Они поженились в Лондоне, но семья жениха не приняла его выбор и бойкотировала свадьбу. Через 10 лет Нильсон овдовела. Второй раз она действительно вышла замуж за графа, дона Анхеля Рамона Марию Вальехо, графа де Каса Миранда, испанского журналиста и дипломата. Но это был брак уже взрослых состоявшихся людей: ей было 44 года, ему - 55. Через 15 лет Кристина Нильсон овдовела во второй раз, купила виллу и жила в ней до конца своих дней. Умерла певица в 1921-ом году в возрасте 78 лет.
Итак, мы видим, что биография реально существовавшей и весьма известной во второй половине 19-ого века певицы Кристины Нильсен имеет очень много общего с биографией певицы Кристины Даэ, описанной в романе Гастона Леру. Но может ли это быть просто совпадением? Скорее всего нет. Леру хорошо знал Нильсон, даже был ее фанатом, а в пожилые годы неоднократно намекал, что его героиня вдохновлена реальным человеком. Современные исследователи считают, что именно Кристина Нильсон стала прототипом героини Леру - очень уж много общего в их биографиях, особенно в юные годы. Однако есть и еще одна “претендентка” на роль такого прототипа. И это тоже известная шведская певица...
Енни Линд
Юханна Мария Линд родилась в Стокгольме и была незаконнорожденной дочерью бухгалтера и школьной учительницы. Ее мать уже была замужем, но из-за обвинений в прелюбодеянии им пришлось развестись. Однако женщина отказывалась выходить замуж второй раз, пока жив ее первый муж, так что родители будущей певицы поженились лишь когда той было 14 лет. И здесь мы видим первое сходство с литературной героиней.
1. Происхождение
Да, Енни Линд не из крестьянской семьи как книжная Кристина, но ее семья тоже не относилась к высшему обществу и свое детство Енни провела среди простых людей. В ее жизни тоже были покровители, но не обеспеченные буржуа, а солистка Шведской королевской оперы, которая, услышав необычный голос девочки, помогла ей попасть на прослушивание и в актерскую школу.
2. Обретение голоса
Но карьера будущей певицы могла оборваться, так и не начавшись. Когда Енни было 12 лет, у нее возникли первые проблемы с голосом. Однако она выздоровела и даже смогла стать придворной певицей короля Швеции и Норвегии. Но ее голос уже был серьёзно повреждён чрезмерным использованием и неподготовленной техникой, так что вскоре девушка могла лишиться карьеры. На помощь ей пришел учитель пения Мануэль Гарсия, с которым она занималась почти три года. Он настоял на том, чтобы та три месяца вообще не пела и дала связкам отдых, после чего он практически заново стал обучать её здоровой и безопасной вокальной технике. Можно сказать, что Гарсия стал для Енни Линд тем самым Ангелом Музыки, уроки с которым помогли взойти на сцену и Кристине Даэ.
3. Муза гениев
Енни Линд была весьма успешной певицей середины 19-ого века: она выступала в Дании, Германии и Австрии, пела ведущие партии в «Лючии ди Ламмермур», «Сомнамбуле», «Весталке», «Свадьбе Фигаро». За уникальный голос и талант Енни Линд даже получила прозвище “Шведский соловей”.
Считается, что Енни Линд стала музой для многих известных деятелей искусства. Так, ею всю жизнь восхищался Ханс Кристиан Андерсен. Они встретились впервые в 1840-ом, а три года спустя он записал в своем дневнике "Я люблю!". Он помогал ей справиться с волнением перед выступлениями, но застенчивый от природы, побоялся признаться в своих чувствах. Когда Енни покинула Данию, он послал ей вдогонку письмо с признанием, но, когда они встретились в следующий раз, она не подала виду, что читала его. Всю оставшуюся жизнь они были друзьями, часто переписывались, где Енни обращалась к писателю исключительно "братец" или "дитя", хотя ему было 40, а ей всего 26 лет. Ханс Кристина Андерсен посвятил ей сказки “Ангел” и “Соловей”. Более того, ряд исследователей считает, что холодность певицы в ответ на его робкие ухаживания вдохновила писателя на образ Снежной королевы.
Но Андерсен был не единственным влюбленным в Енни Линд. В последние годы жизни в нее безответно влюбился Мендельсон. Он обещал ради неё бросить семью, бежать с ней в Америку, угрожал самоубийством, но певица отказала ему, правда в год его смерти она покинула оперную сцену и основала Фонд стипендий имени Феликса Мендельсона.
Как Кристина Даэ, ставшая музой Призрака, создавшего оперу “Торжествующий Дон Жуан”, Енни Линд становилась музой и объектом страсти многих известных деятелей искусства.
4. Ранний конец карьеры
Несмотря на успехи и растущую популярность, Енни Линд довольно рано покинула сцену. В 1849-ом году, в возрасте 29 лет, она объявила о своём уходе из оперы, причины такого решения так и остались неизвестными. Однако в том же году к ней обратился крупнейший американский антрепренёр Финеас Барнум с предложением совершить турне по Соединенным Штатам. Уговорить певицу, которая уже приняла решение об уходе, было трудно и тогда бизнесмен нашел ключ к ее сердцу. Барнум, зная о добром сердце Линд и ее активном участии в благотворительности, предложил ей перевести все ее гонорары на помощь бедным, в том числе на поддержку бесплатного школьного образования в её родной Швеции. Линд согласилась.
Благодаря широкой рекламной кампании, устроенной Барнумом, Енни Линд стала сенсацией, еще когда находилась на корабле по пути в Америку. Билеты на ее концерты продавались с аукциона, а ажиотаж был настолько велик, что американская пресса окрестила его «Линдоманией». Всего она дала 93 концерта в Америке, что принесло ей около 350 000 долларов (на нынешние цены это более 10 миллионов долларов), а известность и слава Енни Линд надолго закрепилась в сознании американцев, так что уже в наши дни ее образ используется в кинофильмах, например “Величайший шоумен”.
5. Тихая жизнь
Если считать, что в книге Рауль и Кристина поженились и стали вести тихую и незаметную, но счастливую жизнь (как это показано, например, в фильме и мюзикле, частично основанных на романе Леру), то и в этом есть некое сходство с Линд, ведь она в 1852 году вышла замуж за коллегу-композитора Отто Гольдшмидта и посвятила себя семье, родив сына и дочь. Она отказывалась от всех предложений вернуться на сцену, но изредка пела на домашних вечерах. В зрелые года она стала преподавать вокал в королевском колледже музыки в Лондоне. Енни Линд скончалась в возрасте 67 лет.
Итак, вторую претендентку на роль прототипа и прообраза Кристины Даэ объединяет с ней необычная история раскрытия голоса, что обеспечило взлет карьер обеих певиц, скромный характер и ранний конец карьеры, которую обе предпочли тихой семейной жизни. Есть у двух героинь и различия. Например, в отличие от Кристины, вся карьера которой прошла в Париже, Енни Линд в этом городе никогда не выступала. Считается, что еще в юности ее не приняли в Оперу и этот отказ сильно задел девушку, так что, даже став международной звездой, она всегда отказывалась от выступлений там. Также у двух певиц, реальной и вымышленной, различается репертуар. Если Кристина исполняла сложные драматические партии Маргариты, Офелии и Королевы Ночи, то Енни Линд, по мнению критиков, больше шла «холодная, не трогающая, ледяной чистоты тона и стиля» манера исполнения, а ее высшие достижения в основном связаны не с оперными ариями, а с концертными вступлениями.
Сегодня мы рассмотрели биографии двух известных певиц, которые могли стать прообразом Кристины Даэ в известном романе “Призрак Оперы”. И та, и та шведки, как и литературная героиня. Все трое певицы, известные своими уникальными вокальными данными, но как же по-разному сложились их жизни! Кристину Нильсен и Кристину Даэ объединяет до смешения похожие биографии ранних лет, а голос Енни Линд, как и голос героини романа, был раскрыт более зрелым педагогом. Но есть в их судьбах и различия. Так можно ли говорить, что та или иная певица послужили вдохновением для создания образа Кристины? Здесь, пожалуй, каждый решает для себя. Ну а мы всегда рады познакомить вас, дорогие читатели, с возможными прототипами и прообразами известных героев, сравнить их судьбы и выявить сходства и различия, ведь в этом проявляется главное - любовь к истории и литературе.