Найти в Дзене
Антон Наумкин

Маленькое японское военно-авиационное фарфоровое сокровище

В конце XIX-го, первой половине XX-го века в Японии были весьма распространены чашки для саке с памятными или дарственными надписями для военных. Их вручали солдатам "на дембель", на память о значимых событиях, например, за участие в крупных маневрах, от офицеров полка коллеге на свадьбу или при поступлении в академию. Чаши вручались и участникам боевых действий, начиная с японо-китайской войны 1894-1895 годов и до японо-китайской с 1937 года. За Тихоокеанскую войну, видимо, чашек наделать много не успели. Во-первых, во время войны мало кто успел вернуться домой, во-вторых, усилившаяся цензура стала запрещать все подряд, а в-третьих, с некоторого времени вместо чашек стали делать фарфоровые гранаты и мины. После капитуляции военные сакедзуки резко вышли из моды. Сейчас собирание военных сакедзуки - один из редких видов коллекционирования (сакедзукимия или сакедзукифилия?).

Несведущему человеку этот культ чашек порой кажется преувеличенным, граничащим с архаическим фетишизмом (см. В. П. Мазурик. «Чайная чашка и ее функции в японском чайном действе (тяною)» - хоть и про чайные чашки, но смысл с сакедзуки такой-же).

По случаю мне досталась сакедзуки, очевидно, второй половины 1930-х годов, со стандартным сюжетом:

На рисунке изображена Великая Китайская стена (или стена любой другой китайской крепости), за которой виден классический китайский храм. На стене - японский флаг, что явно намекает, кто победил (в итоге - нет). Надпись: "На память триумфального возвращения" (вариант: "В честь победного возвращения"). Очевидно, что эта чаша досталась военнослужащему, чья часть вернулась в Японию после участия в боевых действиях в Китае, либо его уволили в запас. Сюжет с крепостной стеной очень распространен с начала 1930-х годов - для Маньчжурского инцидента 1931-1932 годов и боев во Внутренней Монголии в 1933 году. Подобные картинки использовались и далее.

Самое интересное - на обороте. Некоторые японские военные чашки выполнялись в форме стального шлема (каски) - кабуто. Пример японской "каски" Тип 90 из экспозиции Музея "Моторы войны":

-2

Причем эта чаша оказалась еще более редким вариантом - в виде полевой кепки. Четко различимы армейская эмблема, два люверса, подбородный ремешок:

-3

Сзади сделаны даже тесемочки! Мастер знал, что делает:

-4

Вот пример почти такой же, только с тремя люверсами , настоящей полевой кепки с выставки в музее "Поклонная гора" в Москве:

-5

Как известно, "каска" имеет округлую форму и, как следствие, на столе стоять не будет. Для устранения этого недостатка на чашках в виде кабуто делалась подставка, обычно в виде снарядов, цветков сакур, якорей и самолетов (обратите внимание - одномоторных):

Различные образцы "подставок" "Кабуто сакедзуки" из книги Dan King. Japanese Military Sake Cups. 1894-1945.
Различные образцы "подставок" "Кабуто сакедзуки" из книги Dan King. Japanese Military Sake Cups. 1894-1945.

Но эта "подставка" в виде трех разлетающихся двухмоторных самолетов! Такого образца нет даже в "Библии" всех сакедзукифилов Дэна Кинга (Dan King. Japanese Military Sake Cups. 1894-1945):

-7

Вот скан самолетов:

-8

Естественно, меня заинтересовало, какой самолет мог послужить прототипом для мастера. Морские были "отметены" сразу - чашка явно армейская, иначе был бы якорь. Очевидно, сакедзуки была сделана во второй половине 1930-х годов, все самолеты 1940-х годов уже из-за военной цензуры на чашки не попадали. Под подозрение в первую очередь попали бомбардировщики. Из двухмоторных армейцев там выбор небольшой - Ki-1, Ki-2, Ki-21 (о первых двух, не могу не порекомендовать статью Тихий океан 1/72 "Двухмоторные бомбардировщики", надеюсь и за Ki-21 дальше будет).

Силуэты первых кандидатов на роль "подставки" Ki-1, Ki-2, Ki-21:

Рисунок вне масштаба.
Рисунок вне масштаба.

Ki-21 похож больше остальных, но нашелся явно более подходящий кандидат - Ki-34. Думаю, именно он послужил прототипом для "подставки" этой чашки:

-10

Вот такой вот красавчик но открытке тех времен:

Гражданская версия Ki-34 - AT-2.
Гражданская версия Ki-34 - AT-2.

Интересно кто был владелец? Летчик, механик, стюардесса, или просто "киномеханик, писарь и хлеборез"? Можно только фантазировать.

Как вам такая чашка саке?