Современные студенты все чаще совмещают учебу с подработкой. И у большинства из них выбор падает на репетиторство. Только окончившие школу и успешно сдавшие экзамены ребята спешат делиться своими знаниями со школьниками. Для этого даже не обязательно учиться на преподавателя – достаточно хорошо разбираться в предмете и уметь работать с детьми.
Мы поговорили с Анной Юсеп – студенткой третьего курса лингвистики, которая уже два года занимается репетиторством и помогает ученикам подтянуть английский язык. Она расскажет нам, как выглядит эта работа изнутри, о ее плюсах и минусах и поможет нам понять, каково это – учить других, когда сама еще учишься.
Что натолкнуло тебя на мысль стать репетитором и в какой момент это произошло?
«Я с шестого класса обучалась со своим репетитором. Именно она вдохновила меня на то, чтобы заниматься этой деятельностью. Впервые я задумалась о преподавании около трех лет назад. В тот момент мне пришла мысль, что от обучения других я смогуулучшить и свои знания».
С чего все началось – первые ученики, первые занятия, как ты вообще нашла первых клиентов?
«Моим первым клиентом был мой младший брат. И несмотря на то, что это был именно он, и я, казалось бы, была спокойной, все равно ощущала этот груз ответственности. Потом уже находила учеников по рекомендациям через знакомых. Здесь мне повезло, потому что в окружении есть много людей, которые работают с детьми. Так я смогла набрать своих первых учеников».
Как тебе удается совмещать занятия в университете и репетиторство? Бывает ли, что одно мешает другому?
«Так как я, по сути, работаю по специальности, на которую учусь, (Анна учится на специальности «Теория и методика преподавания») университет только помогает в изучении материала и приобретении новых навыков. То есть, я не только даю что-то новое детям, но и сама закрепляю пройденное. Конечно, бывает сложно совмещать, но я работаю, чтобы получать практический опыт, который поможет, когда я выпущусь, поэтому особых сложностей не возникает».
Как ты планируешь свое время и сколько часов в неделю тратишь на учеников?
«Планировать занятия и подстраивать их под личное учебное расписание с самого начала было одной из самых сложных частей этой работы. Но со временем я начала использовать электронные расписания и стало гораздо легче. С учениками я работаю суммарно 9 часов в неделю».
Как ты выстраиваешь контакт с учениками?
«Я считаю, что от занятий с репетитором будет польза только тогда, когда и родитель, и ребенок, и преподаватель будут работать вместе. Из-за этого мне нередко приходится обращаться за помощью к родителям. Обычно это случается, если ребенок не слушается, не выполняет домашнюю работу или часто отвлекается. С детьми я стараюсь строить доверительные отношения, но никогда не перехожу грань. Стараюсь, чтобы они доверяли мне как авторитету, но именнопреподавателю, а не как «подруге», потому что в ином случае не получится построить занятие продуктивно».
Считаешь ли ты репетиторство хорошим источником дохода для студента?
«Я могу сказать, что репетиторство – этохороший источник дохода для студента, но я выбрала этот вариант именно из-за практического опыта, который получаю. Репетиторство сложный и порой утомительный вид деятельности, к которому надо подходить с серьезностью и большой ответственностью».
Как ты определяешь стоимость своих занятий?
«Стоимость занятий формирую, опираясь на цель занятий, их длительность и количество уроков в неделю. По мере получения опыта и сертификатов о подтверждении уровня языка, стоимость поднимается».
Какие, на твой взгляд, главные плюсы в том, чтобы быть репетитором?
«Из внешних пунктов – это практический опыт, хорошие возможности заработать, совмещая занятия со своей основной деятельностью. Из внутренних – необходимость постоянно развиваться, развитие умения отстаивать свое«я» и коммуникативных навыков».
А какие есть минусы или подводные камни?
«Я думаю, что, как и везде, это зависит от людей, с которыми взаимодействуешь. Мне легче работать со взрослыми, потому что они к своему возрасту уже достаточно дисциплинированы. Однако с детьми всегда интереснее. Я думаю, что одна из сложнейших задач репетитора – это завладеть вниманием ребенка и заинтересовать его в изучаемом предмете. Помимо этого, я знаю, что на первых порах сложно найти базу учеников и подобрать материал для работы».
Что бы ты посоветовала студентам, которые только думают начать преподавать?
«Не опускать руки, не стесняться просить помощи у опытных знакомых преподавателей, делать занятия интересными не только для ребенка, но и для себя. Получать удовольствие с подготовки и самого процесса преподавания. Обязательно ставить цели, которые должны быть достигнуты!».
Репетиторство для студентов — не просто способ подработать, а возможность научиться ответственности, гибкости и умению работать с людьми. Как показывает опыт, даже без педагогического диплома можно стать отличным наставником, если подходить к делу с энтузиазмом и любовью к предмету. Главное — не бояться начинать, искать свой стиль и получать удовольствие от того, что делаешь. Ведь, как говорит наша героиня, успех приходит к тем, кто умеет учиться сам и учить других с вдохновением.
Автор: Алиса Абдулаизова