Найти в Дзене
Nikoptis

Запись 47. Inland War

Итак, человеческое Я представляет собой незримое поле боя, во внутренних областях которого непрерывно разворачивается извечная драма соперничества между двумя фундаментальными началами, одно из которых оказывается его влиятельным покровителем и главным союзником, а второе — непримиримым и не менее могущественным врагом. Так Сверх-Объект и Сверх-Субъект, конституирующие сознание и подсознание индивида, проявляют себя в человеческой психике, определяя всё её разнообразие и чрезвычайно сложную динамику. Однако, ввиду заведомой аппроксимативности и ограниченности человеческого существа, его неспособности, в особенности на ранних стадиях своего развития, осмыслить и освоить собственные психические содержания, неизбежно происходит их экстернализация, то есть проецирование вовне, на фигуры могущественных богов и богинь. И затем, уже в своём новом трансцендентном качестве, эти содержания вновь проникают в психику индивида, встраиваясь в её глубинные неосознаваемые структуры и принимая на себя,

Итак, человеческое Я представляет собой незримое поле боя, во внутренних областях которого непрерывно разворачивается извечная драма соперничества между двумя фундаментальными началами, одно из которых оказывается его влиятельным покровителем и главным союзником, а второе — непримиримым и не менее могущественным врагом.

Так Сверх-Объект и Сверх-Субъект, конституирующие сознание и подсознание индивида, проявляют себя в человеческой психике, определяя всё её разнообразие и чрезвычайно сложную динамику.

Однако, ввиду заведомой аппроксимативности и ограниченности человеческого существа, его неспособности, в особенности на ранних стадиях своего развития, осмыслить и освоить собственные психические содержания, неизбежно происходит их экстернализация, то есть проецирование вовне, на фигуры могущественных богов и богинь. И затем, уже в своём новом трансцендентном качестве, эти содержания вновь проникают в психику индивида, встраиваясь в её глубинные неосознаваемые структуры и принимая на себя, по сути, внешнее управление, пока индивидуальное Я медленно и весьма мучительно созревает в их амбивалентной нуминозной тени.

Таким образом, на заре человечества возникают две соперничающие коллективные инстанции — Сверх-Я (Супер-Эго) и Сверх-Оно (Супер-Ид), каждая из которых незримо встаёт за спинами своих незрелых и несамостоятельных протеже — индивидуального сознания и подсознания.

Так выглядит базовая диспозиция противоборствующих сил внутри человеческой психики.

Однако эта древняя война, бушующая в ментальных сферах, продолжается и в нашей наличной реальности, где каждый конкретный мужчина и каждая отдельно взятая женщина оказываются своего рода функциями, проводниками двух фундаментальных начал.

© Nikoptis

Иллюстрация: Марк Ро́тко — Панель I (Гарвардский триптих), 1962