Найти в Дзене
Абсолют

Адвайтаведанта — учение о Едином Сознании

Оглавление

Во все времена человечество пыталось понять природу Бога и самого существования. В разных культурах возникали философские и религиозные системы, говорящие о Едином начале, из которого всё происходит. Египетские жрецы, греческие мыслители, христианские мистики, суфии, буддисты — все они по-своему указывали на одну и ту же тайну: за многообразием мира скрывается единый Источник.

Даже в современных монотеистических религиях можно заметить отголоски этой идеи — веру в единого Творца, в присутствие Божественного во всём. Но в древней индийской традиции существует учение, которое выражает это понимание особенно ясно и последовательно. Это Адвайтаведанта — философия недвойственности, утверждающая, что всё сущее есть проявление одного и того же Сознания.

Что означает «Адвайта»

Слово адвайта (अद्वैत) на санскрите означает «не-два»: (अ (a) — приставка отрицания, означающая «не» или «без» и द्वैत (dvaita) — «двойственность», «двоичность», от корня dvi — «два».) — отсутствие разделения или недвойственность.

Это основа всего учения: между Богом, человеком и миром нет подлинной границы.

Есть только одно бесконечное Сознание — Брахман, и всё, что воспринимается как «я» и «всё остальное», — лишь разные выражения этой единой реальности.

Человеческое «я» (Атман), по сути, не отделено от Брахмана.

Классическая формула Адвайты звучит так:

«Атман есть Брахман» — то есть индивидуальное сознание и абсолютное сознание тождественны.

Истоки учения

Корни Адвайты уходят в древнейшие тексты Индии — Упанишады. Но как цельное философское направление она оформилась в VIII веке благодаря великому мыслителю и учителю Ади Шанкаре (Шанкарачарье).

Шанкара систематизировал учение Веданты, комментируя Упанишады, Бхагавад-гиту и Брахма-сутры.

Он показал, что все эти тексты говорят об одной истине: единственной реальностью является Брахман — безграничное, вечное и неизменное Сознание, а всё остальное есть временное проявление, игра восприятия, называемая майя (иллюзия).

Иллюзия отделённости

По Адвайте, страдания человека возникают из-за авидьи — неведения, из-за ложного отождествления себя с телом, умом, эмоциями. Когда человек считает себя отдельным, он видит мир как угрозу, стремится защищаться, накапливать, бороться. Но как только он осознаёт, что сам является частью того же сознания, которое наполняет всё, страх исчезает. Шанкара приводил простую метафору:

«В темноте человек принимает верёвку за змею и пугается.

Но когда приходит свет, он видит, что змея никогда не существовала».

Так и разделение между «я» и «миром» существует только до тех пор, пока не приходит знание.

Путь знания — Джняна-йога

В отличие от религиозных систем, где освобождение связано с поклонением или исполнением обрядов, Адвайта предлагает путь самопознания — джняна-йогу.

Это не внешняя практика, а внутренняя работа сознания, в которой человек задаёт себе вопросы:

«Кто я?»

«Кому принадлежат эти мысли и переживания?»

«Что остаётся, когда исчезают все образы и представления о себе?»

Через наблюдение и различение (вивека) человек начинает видеть, что осознавание само по себе неизменно, в то время как всё остальное приходит и уходит.

Это осознание и есть истинное «Я» — не личность, не тело, а чистое присутствие.

Освобождение как узнавание

Цель Адвайты — мокша, освобождение. Но это не достижение, а узнавание того, что уже есть. Ты не становишься Брахманом — ты просто перестаёшь верить, что им не являешься. Когда исчезает неведение, остаётся только безмолвное знание:

«Я не отдельный наблюдатель. Я — само Сознание, в котором всё появляется и исчезает».

Современные продолжатели

В XX веке идеи Адвайты получили новое звучание через таких мастеров, как Рамана Махарши, Нисаргадатта Махарадж, Пападжи, Муджи. Их слова просты, но глубоки:

«Ты — не тело и не ум. Ты — то, в чём они возникают».

Они не создавали новую религию — лишь напоминали, что истина не во времени и не в будущем. Она уже здесь, в самом факте осознавания.

Адвайта сегодня

Учение Адвайты созвучно и современным поискам человека — будь то квантовая физика, психология или философия сознания. Все они по-своему приходят к тому же выводу: наблюдатель и наблюдаемое неразделимы. Сознание не находится внутри тела — тело существует внутри сознания. И, возможно, именно в этом единстве — ответ на все поиски. Не нужно становиться кем-то, чтобы быть целым. Ты уже то, что ищешь.