В мире современного искусства, где чтобы прославиться, достаточно приклеить банан к стене скотчем, появился новый старый герой. Его биография вызывает больше вопросов, чем философия Канта, а его искусство заставляет задуматься: то ли это гениальный пиар-ход, то ли мы все пропустили открытие машины времени. Знакомьтесь, Красил Макар — парень, который если и не видел Ленина лично, то уж точно знает о нём не понаслышке. Если верить его визитке, то ему 134 года, и он лично застал расцвет авангарда, не будучи при этом мумией.
Согласно легенде, Макар родился в 1889 году в крестьянской семье в селе Нижняя Синячиха на Урале и с 1901 по 1939 год бродил по деревням, расписывая избы и утварь. Затем, в 2017 году, он "переехал" в Екатеринбург и вышел на арт-сцену, будто лишь на денёк отлучился. На вопрос скептиков он парирует: "Любовь к своему делу подарила мне долголетие". Что это — мистификация, тонкая игра с историей или новая мифология? А какая разница, когда это так чертовски интересно?
🎨 Творчество: Уральская роспись, победившая айфоны
Макар — это не просто псевдоним, это концепция. Он возрождает забытое "красильное дело" — урало-сибирскую домовую роспись, промысел, который так и не стал конвейерным, оставшись эксклюзивным и рукотворным.
· Техника "разбела": Его визитная карточка — эффектный прием, когда на кисть берутся сразу две краски — основная и белила. Один мазок — и вот уже цвет вибрирует, переливается, живёт своей жизнью. Это вам не цифровой пиксель, это магия в чистом виде.
· От избы к заводу и космосу: Он мастерски соединяет, казалось бы, несовместимое. Его изящные, почти абстрактные цветы и ягоды, "разбежавшиеся" по холсту, он переносит на брутальные стены заброшенных заводов. А потом эти же ягоды превращаются в кометы, а соцветия — в созвездия. Он собрал из "протоформ" народной росписи собственную азбуку, где микрокосм и макрокосм встречаются на уральской стали.
🏛️ Где можно посмотреть на это чудо?
Макар не из тех художников, чьи работы пылятся в запасниках. Он активный участник актуального процесса, и его можно застать в самых неожиданных местах:
Проект / Выставка Место и даты Что это и почему это стоит увидеть
Уличные инсталляции & Стрит-арт Екатеринбург, Тюмень (постоянно) Ищет "бесхозные старые пространства" и превращает их в порталы в другое измерение. Его роспись на заброшенной клумбе в центре Екатеринбурга — уже местная легенда.
Скульптура "Крапива" Москва, ARTPLAY (строение 9), с 2023 года Четырёхметровая стальная скульптура, созданная в рамках биеннале уличного искусства. Символичный и немного колючий арт-объект, который точно не спутаешь с очередным "паблик-артом".
Персональные выставки Галерея "Треугольник", Москва (проходили в 2021-2022 гг.) Здесь можно было увидеть его "спелые ягодки" и "земное притяжение" во всей красе. Следующую стоит ждать именно здесь.
Крупные биеннале Уральская индустриальная биеннале (2019), Триеннале в "Гараже" (2020) Именно здесь Макар громко заявил о себе, например, с помощью эффектного батута, созданного по мотивам традиционной росписи.
🤔 Почему все сходят с ума по Макару?
Потому что он — идеальный художник для эпохи постправды. Он не просто рисует картинки, он создаёт целый мир, где прошлое — не музейный экспонат, а живой источник вдохновения. Его анонимность (никто так и не знает, кто скрывается за этим именем) даёт ему абсолютную свободу. Его сравнивают с Бэнкси, но он парирует, что это уже "традиция — каждого уличного художника называть русским Бэнкси".
В мире, где всё слишком быстро, сложно и цифрово, искусство Красила Макара — это глоток того самого "чистого загородного воздуха", напоминание о том, что красота рождается не в графическом редакторе, а на кончике кисти, заряженной столетиями.
Так что, если наткнётесь в городе на вибрирующий цветок или гигантскую стальную "Крапиву" — знайте, это поработал Красил Макар. Художник, который доказывает, что главное в искусстве — не возраст, а наличие легенды. И желательно — с разбелом.