СЫН НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ? (1 часть)
Все, что вам стоит знать о мотивации и как распознать, где у ребенка с этим трудности.
Так или иначе каждый из родителей сталкивается или столкнется с тем, что его ребенок не хочет, устал, не стремится, нет интереса к учебе, к спорту, к развитию.
Есть причины и следствия. Разберем.
❓Что такое мотивация
Мотивация — это внутренняя энергия, направленная на удовлетворение потребности.
Цепочка устойчивой мотивации:
Потребность - стимул - действие - результат - удовлетворение - новая потребность.
Когда цепочка рвётся — мотивация падает.
Что поможет понимать, как мотивировать ребенка на полезные действия: учебу, спорт, здоровье и т.д.?
Всё начинается с ПОТРЕБНОСТЕЙ
Любая мотивация строится на иерархии потребностей.
Если низший уровень потребностей не закрыт - на потребности высшего порядка (созидающие) просто не хватает энергии (мотивации).
1. Базовые (физиологические):
Сон, еда, отдых, движение, безопасность.
Когда ребёнок устал, не выспался, голоден или тревожен —
психика тратит силы на выживание, а не на развитие.
Учёба, спорт, самореализация в этот момент исключены из потребностей.
2. Социальные:
Контакт с родителями, чувство принадлежности, поддержка.
Если ребёнок чувствует, что его не слышат, обесценивают, сравнивают -
мотивация нарушается. Он делает “потому что надо”, а не “потому что хочу”.
3. Созидающие (высшие):
Интерес, исследование, стремление к успеху, творчеству, самореализация.
Они рождаются только тогда, когда первые два уровня устойчивы.
Без ощущения “я в безопасности” и “меня принимают”
невозможно стремиться к “я хочу учиться, развиваться, созидать”.
Именно поэтому уставший, перегруженный или тревожный ребёнок
может “внезапно потерять мотивацию” —
на самом деле его психика просто экономит энергию.
Задача взрослого - не требовать “соберись”,
а вернуть баланс на первых уровнях:
1. Сон, режим, еда, безопасность - с этим справляется большинство.
2. Эмоциональный контакт, поддержка, принятие.
Это не про “мы вместе дома”.
Это про ощущение ребёнка: “меня видят”, “меня слышат”, “я могу быть собой”.
Если связь с близкими ослабевает, ребёнок теряет внутреннюю опору.
Появляется тревожность, раздражение, отстранённость или апатия.
Он не понимает, как и на что ему ориентироваться, погружается во внутренний хаос.
Когда основа восстановлена - появляется энергия, то есть
мотивация переходит на новый уровень. Здесь можно строить стратегию дальше.
Об этом в следующей части.
- как развивается мотивация (6 стадий)
- три кита внутренней мотивации
- внешние факторы (кроме близких), которые гасят мотивацию
- что может сделать родитель "здесь и сейчас", чтобы ребенок хотел учиться, заниматься спортом и развиваться - 5 рабочих шагов.