Найти в Дзене

СЫН НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ? (1 часть

СЫН НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ? (1 часть)

Все, что вам стоит знать о мотивации и как распознать, где у ребенка с этим трудности.

Так или иначе каждый из родителей сталкивается или столкнется с тем, что его ребенок не хочет, устал, не стремится, нет интереса к учебе, к спорту, к развитию.

Есть причины и следствия. Разберем.

❓Что такое мотивация

Мотивация — это внутренняя энергия, направленная на удовлетворение потребности.

Цепочка устойчивой мотивации:

Потребность - стимул - действие - результат - удовлетворение - новая потребность.

Когда цепочка рвётся — мотивация падает.

Что поможет понимать, как мотивировать ребенка на полезные действия: учебу, спорт, здоровье и т.д.?

Всё начинается с ПОТРЕБНОСТЕЙ

Любая мотивация строится на иерархии потребностей.

Если низший уровень потребностей не закрыт - на потребности высшего порядка (созидающие) просто не хватает энергии (мотивации).

1. Базовые (физиологические):

Сон, еда, отдых, движение, безопасность.

Когда ребёнок устал, не выспался, голоден или тревожен —

психика тратит силы на выживание, а не на развитие.

Учёба, спорт, самореализация в этот момент исключены из потребностей.

2. Социальные:

Контакт с родителями, чувство принадлежности, поддержка.

Если ребёнок чувствует, что его не слышат, обесценивают, сравнивают -

мотивация нарушается. Он делает “потому что надо”, а не “потому что хочу”.

3. Созидающие (высшие):

Интерес, исследование, стремление к успеху, творчеству, самореализация.

Они рождаются только тогда, когда первые два уровня устойчивы.

Без ощущения “я в безопасности” и “меня принимают”

невозможно стремиться к “я хочу учиться, развиваться, созидать”.

Именно поэтому уставший, перегруженный или тревожный ребёнок

может “внезапно потерять мотивацию” —

на самом деле его психика просто экономит энергию.

Задача взрослого - не требовать “соберись”,

а вернуть баланс на первых уровнях:

1. Сон, режим, еда, безопасность - с этим справляется большинство.

2. Эмоциональный контакт, поддержка, принятие.

Это не про “мы вместе дома”.

Это про ощущение ребёнка: “меня видят”, “меня слышат”, “я могу быть собой”.

Если связь с близкими ослабевает, ребёнок теряет внутреннюю опору.

Появляется тревожность, раздражение, отстранённость или апатия.

Он не понимает, как и на что ему ориентироваться, погружается во внутренний хаос.

Когда основа восстановлена - появляется энергия, то есть

мотивация переходит на новый уровень. Здесь можно строить стратегию дальше.

Об этом в следующей части.

- как развивается мотивация (6 стадий)

- три кита внутренней мотивации

- внешние факторы (кроме близких), которые гасят мотивацию

- что может сделать родитель "здесь и сейчас", чтобы ребенок хотел учиться, заниматься спортом и развиваться - 5 рабочих шагов.