1990-е годы стали золотой эрой для американских пикапов. Это было время смелых дизайнерских решений, революционных технических решений и острой конкуренции между автогигантами. Именно в этот период пикапы начали превращаться из сугубо утилитарных рабочих лошадок в статусные, мощные и комфортабельные автомобили. Мы собрали пятерку самых легендарных и влиятельных пикапов этого десятилетия, которые не только доминировали на дорогах, но и навсегда изменили представление о том, каким может быть грузовик.
Dodge Ram (второе поколение, 1994–1998)
Этот пикап произвел настоящую революцию в сегменте своим смелым, брутальным дизайном, вдохновленным тяжелыми грузовиками, и передовой технической начинкой. Для ¾-тонных и более тяжелых модификаций он впервые в сегменте получил переднюю подвеску на coil springs вместо рессор, что кардинально улучшило плавность хода и управляемость.
Он также предлагал первый в мире 8,0-литровый бензиновый V10 Magnum, выдававший 300 л.с. и 450 Н·м крутящего момента. Второе поколение производилось с 1994 по 2001 год, однако именно модели 1994–1998 годов считаются эталонными и наиболее значимыми.
Сердцем самых желанных модификаций стал 5,9-литровый Cummins 12V с механической топливной аппаратурой Bosch P7100. Этот двигатель, особенно в версии с механической КПП (175 л.с., 420 Н·м), снискал славу практически «неубиваемого» и до сих пор пользуется бешеной популярностью у энтузиастов.
Продажи нового Ram взлетели с момента его появления. Если в 1993 году было продано около 75 000 грузовиков, то к 1995 году Dodge продавал уже более 400 000 Rams в год. Ram обладал самой прочной рамой в своем классе, сделанной из стали с пределом прочности 36,000 psi, что обеспечивало ему лучшие показатели по грузоподъемности и буксировке.
Chevrolet C/K (GMT400, 1988–2000)
Эта модель, известная среди поклонников как «OBS» (Old Body Style), является иконой стиля и надежности. Она завершила эру классических C/K и стала последним поколением, носившим это легендарное имя, уступив дорогу Silverado. Пикап отличался аэродинамичным и в то же время классическим дизайном, а также комфортабельным салоном.
Четвертое поколение Chevrolet C/K выпускалось с 1988 по 2000 год в США, при этом некоторые версии, например, тяжелые шасси-кабины C3500HD, производились аж до 2002 года.
В 1990 году Chevrolet выпустил спортивный пикап 454 SS на базе обычной модели. Он оснащался 7,4-литровым (454 куб. дюйма) V8 двигателем, который развивал 230 л.с. и 500 Н·м крутящего момента. Это был настоящий «хот-род» от заводского концерна, предназначенный для тех, кто хотел выделиться.
На полноприводных версиях (K-Series) GM заменила неразрезной передний мост на независимую переднюю подвеску, что было серьезным шагом вперед для комфорта и управляемости. Модель успешно пережила смену поколений. Когда в 1999 году дебютировал новый Silverado (GMT800), производство GMT400 продолжилось параллельно с ним еще два года под именем «Silverado Classic».
Ford F-Series (девятое поколение, 1992–1996) и (десятое поколение, 1997–1998)
Ford F-Series был и остается бессменным лидером продаж в США, и в 90-е он задавал тон всему рынку. Девятое поколение (1992-1996) запомнилось своим обтекаемым, «аэродинамичным» дизайном, пришедшим на смену угловатым формам 80-х. Десятое поколение (1997-1998) получило еще более плавные и округлые линии. Девятое поколение производилось с 1992 по 1996 год, а десятое — с 1997 по 1998 год, после чего началась эра нового, радикально измененного поколения.
В 1993 году Ford представил свой ответ Chevrolet 454 SS — спортивный пикап F-150 Lightning. Он оснащался 5,8-литровым V8, который производил 240 л.с. и 500 Н·м крутящего момента. Lightning был не просто мощным, он получил усиленную подвеску и улучшенную аэродинамику, чтобы стать по-настоящему спортивным пикапом.
В 1995 году на смену внедорожнику Bronco пришел четырехдверный Ford Expedition, что отразило общий тренд пикапов и SUV 90-х — стремление к увеличению комфорта и семейной практичности. Модель F-150 1990-х годов закрепила статус Ford как законодателя мод. В 1994 году на смену старой и сложной передней подвеске Twin-Traction-Beam пришла более простая и эффективная торсионная.
Chevrolet S10 / GMC Sonoma (второе поколение, 1994–2004)
Эта модель была одной из самых популярных на рынке американских компактных пикапов 90-х. Она сочетала в себе практичность, экономичность и широкие возможности для работы и отдыха, завоевав огромную популярность. Второе поколение Chevrolet S10 и GMC Sonoma производилось с 1994 по 2004 год.
У Chevrolet был свой заряженный пикап - S-10 Cyclone 1991 года с турбированным 4,3-литровым V6, развивавшим около 285 л.с. Внешность пикапа была брутальная, но одновременно с эти очень стремительная и спортивная.
Компания American Motors также попыталась выйти на рынок компактных пикапов с моделью Jeep Comanche, построенной на платформе Cherokee с несущим кузовом. Однако автомобилисты отнеслись к ней с недоверием, и в 1992 году производство было прекращено. Компактные пикапы пришлись по вкусу американцам. Только за первый год выпуска Chevrolet продала 177 758 пикапов S10.
Dodge Dakota (второе поколение, 1997–2004)
Dodge Dakota занимал уникальную нишу «среднеразмерного» пикапа, будучи крупнее компактных Ranger и S10, но меньше полноразмерных F-150 и Ram. Второе поколение, дебютировавшее в 1997 году, получило запоминающийся дизайн, напоминавший уменьшенную копию своего старшего брата — Ram, за что его прозвали «baby-ram». Второе поколение Dodge Dakota производилось с 1997 по 2004 год.
Еще в первом поколении в 1991 году Dakota получил опциональный 5,2-литровый V8 Magnum, что сделало его первым пикапом в своем классе с восьмицилиндровым двигателем. Эта традиция мощных моторов продолжилась и во втором поколении.
В 1998 году на платформе Dakota был построен полноценный внедорожник Dodge Durango, что доказало универсальность и надежность базового шасси.
Рестайлинг 2001 года принес Dakota еще более агрессивный внешний вид, однако, как отмечается, он пришелся по вкусу не всем покупателям, что в итоге повлияло на продажи.
Заключение
Пикапы 1990-х годов — это не просто автомобили, а символы целой эпохи. Они сочетали в себе мощь, практичность и начинавший зарождаться комфорт. Именно в это время закладывались основы сегодняшнего разнообразия и технологичности грузовиков. Легенды вроде Dodge Ram с его неубиваемым Cummins, спортивного Chevrolet 454 SS или новаторского Ford F-150 навсегда останутся в истории автопрома как примеры смелых инженерных решений и безоговорочной любви к дороге.