Еще две мысли, в которых видны параллели со стратегией Го. Тимур спрашивает: «Зачем современной компании нужно много сервисов? Иначе у нее не хватит гравитации удерживать клиента. Ты тянешь клиента скидками, акциями, а он «Бах!» и обратно отлетел. Потому что у тебя сервисов нет, либо ты не умеешь их делать хорошо».
Гравитация камней на доске Го проявляется там, где формируется ацуми – плотность. Можно даже увидеть, как меняется развитие группы противника вблизи высокой плотности наших камней. Стратегия создания сфер влияния и игра на мойо - это, пожалуй, самый яркий пример использования гравитации камней. Если смотреть упрощенно, то чем больше степеней свободы у группы, тем больше у нее связей с окружающим пространством и тем больше влияния (при прочих равных) у нее есть в потенциале. Понятно, что бывают большие группы без влияния, закрытые камнями противника.
Вторая идея касается стратегии дисрапта. По мнению Тимура, благодаря взрывному росту технологий ты можешь сейчас разобраться в какой-то новой технологии быстрее и лучше остальных и получить конкурентное преимущество, заработав много денег. Так можно перевернуть игру. Тогда можно сыграть поверх правил, в том числе поверх стратегии соперника, переиграв его.
Стратегия дисрапта заключается в том, чтобы конкурировать с соперниками по своим правилам, предварительно переписав их. "Что ты можешь делать лучше, быстрее и эффективнее других, чтобы переписать правила и перевернуть игру? В бизнесе начать конкурировать по своим правилам, предварительно эти правила переписав, – это способ создать голубой океан там, где он сейчас алый".
Он специально подчеркивает, что правила не нужно нарушать, нужно навязывать свои правила. Но чтобы их навязать, надо сначала их поменять, то есть стать источником правил игры для других. Самый яркий пример - это Стив Джобс, который умел переписывать правила.
В Го такую игру поверх правил ведет игрок белыми камнями на форе. При должном умении игрок в буквальном смысле создает голубой океан там, где он алый, так как поле заполнено черными камнями.