Найти в Дзене

Любил ли Мастер Маргариту?

Я, конечно же, далеко не первый и, скорее всего, не последний человек, который задается этим вопросом. Сам Булгаков считал отношения между своими персонажами "настоящей, верной, вечной любовью". Но то ли его представления о такой любви были не верными, то ли он просто не успел раскрыть в своем последнем произведении свое понимание любви, потому что из-за продолжительной болезни ушел из жизни, не завершив работу над романом, но отношения между его Мастером и Маргаритой воспринимаются довольно не однозначно. Как я уже говорила в своей первой статье-размышлении об этом произведении, впервые я его прочла в 22 года, и тогда мне казалось, что любовь между героями романа самая что ни наесть настоящая, взаимная. И вот, спустя много лет, я вдруг осознала, что на самом деле Мастер Маргариту не любил. 1. Он проявляет искренний интерес к ее жизни и внутреннему миру. 2. Он уважает ее как личность. 3. Он присутствует в отношениях не только физически, но и эмоционально. 4. Его поступки соответствуют
Оглавление

Как вы думаете, любил ли Мастер из романа Булгакова Маргариту?

Я, конечно же, далеко не первый и, скорее всего, не последний человек, который задается этим вопросом. Сам Булгаков считал отношения между своими персонажами "настоящей, верной, вечной любовью".

Но то ли его представления о такой любви были не верными, то ли он просто не успел раскрыть в своем последнем произведении свое понимание любви, потому что из-за продолжительной болезни ушел из жизни, не завершив работу над романом, но отношения между его Мастером и Маргаритой воспринимаются довольно не однозначно.

В подвальчике
В подвальчике

Как я уже говорила в своей первой статье-размышлении об этом произведении, впервые я его прочла в 22 года, и тогда мне казалось, что любовь между героями романа самая что ни наесть настоящая, взаимная. И вот, спустя много лет, я вдруг осознала, что на самом деле Мастер Маргариту не любил.

Исходя из чего, можно понять, что мужчина любит женщину?

1. Он проявляет искренний интерес к ее жизни и внутреннему миру.

2. Он уважает ее как личность.

3. Он присутствует в отношениях не только физически, но и эмоционально.

4. Его поступки соответствуют словам (посмотрите на его действия!). Это, пожалуй, самый важный пункт. Если он обещал — он делает. На него можно положиться в серьезных и не очень вопросах. Он заботится о своей женщине, это не обязательно грандиозные жесты. Но он привезет лекарства, когда она больна; уступит более удобное место; помнит, что она любит пить кофе с корицей и пр. Он вкладывает в отношения ресурсы: свое время, усилия, эмоции и финансы. И женщина чувствует, что она самое главное в его жизни.

5. Он видит с ней общее будущее.

6. Он защищает ее, отстаивая ее интересы.

7. Он гордится ею. Его глаза "загораются", когда он на нее смотрит. Он с удовольствием представляет ее своим друзьям и коллегам, он рад ее достижениям и не стесняется говорить о них.

Давайте пройдемся по каждому пункту

1. "Он проявляет искренний интерес к ее жизни и внутреннему миру" - не знаю, как вы, а я этого в романе не заметила. Возможно, Булгаков это подразумевал, но решил не прописывать или просто не успел. Но мы исходим из того, что имеем в том варианте романа, который вышел в свет.

2. "Он уважает ее как личность" — да, с этим сложно спорить. Но тем не менее, уважение - это все-таки не только о любви. Уважать можно друга (не возлюбленного, а именно друга), коллегу, начальника...

3. "Он присутствует в отношениях не только физически, но и эмоционально" — да, с этим пунктом тоже соглашусь. Более того, Мастер позволял себе показать свою слабость Маргарите, быть эмоционально уязвимым, делился своими страхами и сомнениями. Но, опять же, мы все можем быть такими не только с любимыми, но и с близкими друзьями, родственниками, а иногда даже с незнакомцами, перед которыми можно высказать все, что накопилось на душе, после чего просто уйти, совершенно забыв о своем случайном собеседнике.

4. "Его поступки соответствуют словам" — этот пункт самый провальный, на мой взгляд. Что Мастер дал Маргарите в отношениях, кроме страсти и общения? Он о ней заботился? Он её обеспечивал всем необходимым для жизни, закрывая все ее потребности? — Нет! Это делал ее официальный муж.

Стал ли Мастер ее настоящим мужем (а не тайным или номинальным) или, хотя бы, заявил о желании им стать? — Опять же, нет! В романе говорится лишь о том, что они вместе гуляли, разговаривали, проводили хорошо время в его квартирке. Ему было удобно с Маргаритой во всех отношениях. Она была для него бесплатной уборщицей, кухаркой, удовлетворяла его мужские потребности в сексуальном плане, была его психологической поддержкой. А в замен она получала, лишь его страсть и общение.

5. "Он видит с ней общее будущее" — исходя из предыдущего пункта, могу однозначно сказать, что нет. Каким может быть будущее пары любящих друг друга людей? В моем понимании, это создать семью, жить вместе долго и счастливо под одной крышей, родить и воспитать детей... Стремился ли Мастер к этому? Нет.

Конечно, можно сказать, что он был знаком с Маргаритой не очень долго, и их отношения просто не успели "дорасти" до этой стадии. Но ведь, он считал Маргариту своею "тайною женой", и как я понимаю, сложившаяся ситуация его совершенно устраивала. Он не хотел что-либо менять, брать на себя ответственность, чтобы изменить это положение вещей.

Его нисколько не смущало, что любящая его женщина уходит на ночь к своему настоящему мужу. С точки зрения любящего мужчины, это вообще нормально, как вы думаете? Мне почему-то кажется, что нет.

6. "Он защищает ее, отстаивая ее интересы" — очень часто слышу и читаю, что Мастер отказался от Маргариты, потому что он ее любил и таким способом хотел ее защитить, что его отказ от нее — это акт жертвенной любви. Он ощущал, как травля его самого после публикации глав романа разрушает его собственную жизнь, и решил, что следует оградить Маргариту от последствий публикации, отказавшись от нее (Маргариты). Его исчезновение из ее жизни было искаженной, но искренней попыткой "отпустить птичку на волю", разорвать связь, которая, как он считал, ведет ее к гибели. Он предпочел причинить ей боль расставанием, чем, по его мнению, позволить системе сломать и ее.

Но так ли это? Наступление системы на Мастера и его болезнь случились гораздо позднее того, как они с Маргаритой стали "тайными мужем и женой", проще говоря, любовниками, потому я не могу согласиться с этими доводами в пользу Мастера и его любви к Маргарите. В 4 и 5 пунктах я уже объяснила свою позицию.

А если рассматривать его отказ от Маргариты, когда он уже болен, то возникает вопрос: "Кого же он пытался защитить в первую очередь, когда заболел? Возможно не ее, а себя?" Даже будучи здоровым, он не проявлял желания стать ее законным мужем, и, значит, не стремился прожить с ней всю оставшуюся жизнь вместе. А заболев, возможно, он просто не хотел быть ей обязанным? Булгаков, конечно, об этом не говорит, но мы же анализируем поведение Мастера, как если бы он был реальным человеком.

7. "Он гордится ею" — да, соглашусь, это очень хорошо прописано автором в эпизоде, где Мастер рассказывает о Маргарите Иванушке. Но, опять же, так можно гордиться и своим другом (именно другом, без любовной подоплеки), родственником и т.п.

аудиокнига "Мастер и Маргарита", М. А. Булгаков, глава 13. Явление героя

Может быть, для Мастера Маргарита была музой, вдохновлявшей его на творчество? Но его роман был не о ней, а о Пилате! И даже если допустить, что Маргарита действительно была его музой, то считать кого-то своей музой — это, по сути, поставить человека на службу себе и своему творчеству. Что, прямо скажем, эгоцентрично.

Муза вдохновляет нашего героя, а что он ей дает в ответ? Мастер получал от Маргариты энергию, веру, восхищение. Взамен он давал ей причастность к своему великому замыслу. Любовь ли это? Как мне кажется, это больше похоже на взаимовыгодный духовный симбиоз, чем на зрелую любовь, где интересы партнера ставятся на один уровень со своими собственными.

Итак, к чему же мы пришли в итоге?

Любящий мужчина (в классическом понимании любви) не смирился бы с тем, что его женщина вынуждена возвращаться к мужу, которого она не любит. Он бы боролся за то, чтобы быть с ней всегда. Мастер же принимает эту ситуацию как данность. Он создает для нее "тайный мир" в подвале, но не стремится этот мир легализовать.

Маргарита же выполняет все функции жены — убирает, готовит, поддерживает морально. Она вкладывает в эти отношения всю себя. Мастер принимает это, но с его стороны мы не видим эквивалентных действий, направленных на ее социальную защиту и совместное будущее с ней. Его главный вклад в их отношения — это его роман, но это все равно проект, сконцентрированный на самом Мастере.

Мастер Булгакова — не "мужчина", а "творец". Автор, по всей видимости, намеренно лишает его имени, чтобы подчеркнуть, что это архетип Художника. А Художник в романтической традиции — часто эгоцентричен, слаб в житейских делах и не приспособлен к миру. Его стихия — творчество, а не социальные битвы. Его слабость — не оправдание, но объяснение его поступков. Он не "не хотел" бороться за Маргариту в бытовом смысле — он был не способен на эту борьбу в принципе.

Каков вклад Мастера в отношения с Маргаритой? Он предлагает ей свой роман и свою компанию. Его вклад сосредоточен на нем самом. Для творческого человека это может быть самым ценным, что у него есть, но в системе партнерства этого недостаточно. Он не предлагает ей стабильности, безопасности или равного партнерства.

Любовь между Мастером и Маргаритой с первой секунды их встречи описана Булгаковым как удар молнии, нечто мистическое и роковое. Она не строилась по канонам "познакомились, ухаживали, поженились". Она вспыхнула сразу как данность. Но опять же, разве это любовь? Это больше похоже на страсть, которая может и не перерасти в любовь.

Здоровая любовь предполагает два целых «Я», которые добровольно выбирают быть вместе. Здесь же мы видим, скорее всего, слияние. Для Маргариты Мастер становится смыслом жизни. Без него ее существование теряет ценность. Она готова ради него на все, вплоть до сделки с дьяволом. Это классический признак зависимости: «Я не существую без тебя».

Для Мастера же Маргарита становится функцией: она — его муза, его уютная «тихая гавань». Как мне кажется, он любит то, что она для него делает и то, кем он ощущает себя рядом с ней.

Так любил ли Мастер Маргариту? Как вы думаете?

Читайте также: