В предыдущей статье мы рассмотрели вопрос, любил ли Мастер Маргариту, через призму психологии. В этой — продолжим психологический анализ, но сосредоточимся на поведении главных героев. Результат оказывается неожиданным: Булгаков создал не образец зрелых отношений, а систему с полностью перевёрнутыми гендерными ролями, которую с клинической точки зрения можно назвать созависимой диадой. Статья получилась довольно длинной, поэтому буду публиковать её по частям.
Часть 1: «Негероический герой: почему Мастер — антипод традиционной маскулинности»
В первой статье цикла мы детально разберем поведение Мастера в отношениях с Маргаритой. Вы узнаете, почему с точки зрения мужской психологии его поступки являются девиантными, и как Булгаков наделил своего героя чертами, которые в патриархальной культуре традиционно считаются «женскими». Это анализ капитуляции, пассивности и добровольного отказа от роли защитника и добытчика.
Исходя из общепринятых социальных норм и ожиданий от мужского поведения (роли защитника, добытчика, инициатора), поведение Мастера является нетипичным, выходящим за рамки традиционной маскулинности.
Что мы видим в романе:
1. Отсутствие инициативы с его стороны в бытовом и социальном обустройстве до болезни.
Факт: Мастер никогда не предлагал Маргарите жить вместе, выйти за него замуж, не создал для нее надежного, защищенного пространства. С его стороны не было действий, направленных на то, чтобы закрывать бытовые потребности своей любимой женщины. Он предоставил делать это её официальному мужу.
Мужская психология/роль: Традиционно мужчина стремится стать опорой, защитником, добытчиком для своей любимой. Он берет на себя ответственность за создание и обеспечение общего дома. Исходя из того, что мы видим в романе, Мастер от этого очень далёк.
2. Он пассивен в развитии отношений.
Факт: Их отношения начинаются и развиваются по инициативе Маргариты. Это она, поняв, что любит его, начинает приходить к нему каждый день. Он же занимает позицию ожидания - буквально сидит у окна в ожидании Маргариты.
Мужская психология/роль: Классическая модель часто предполагает, что мужчина является активной стороной в ухаживании и "завоевании", его ведёт так называемый охотничий инстинкт. Мастер же пассивен. Он в романе представлен принимающей стороной. Он принимает то, что каждое утро Маргарита приходит к нему, готовит завтрак, наводит чистоту и порядок в его квартире, является его "тайною женой".
3. Он слаб духом и не способен быть эмоциональной опорой Маргарите.
Факт: Это Маргарита пытается защитить и поддержать его. Он просто плывет по течению. Понятно, что его поведение обусловлено его психо-эмоциональными особенностями, но сейчас речь не об этом.
Мужская психология/роль: От мужчины часто ожидают эмоциональной стабильности, способности быть "скалой", на которую можно опереться в шторм. Мастер в шторм сам тонет и его способ защиты Маргариты - оставить её в неизвестности, причиняя ей тем самым невыносимую душевную боль.
С точки зрения традиционной мужской психологии и социальных ролей, поведение Мастера девиантно.
- Он не добытчик (ему до болезни и после исцеления с помощью Воланда не приходит в голову устроиться на работу, чтобы обеспечивать любимую).
- Он не защитник (он слаб и не в состоянии отстоять даже себя).
- Он безынициативен (пассивен в отношениях).
- Он не является для Маргариты надёжной опорой (эмоционально нестабилен и зависим).
Если рассматривать его поступки через призму поведения в паре, то они демонстрируют классические черты, которые в патриархальной культуре традиционно приписываются зависимой, пассивной женской роли.
Это выглядит так:
1. Капитуляция и отказ от борьбы.
Его позиция: Он ничего не ждал. Он просто сложил лапки и плыл по течению. Жизнь в клинике его полностью устраивала. Там он был всем обеспечен, едой, одеждой. Платить ему за это не нужно было, всё это было за государственный счёт. Это высшая форма пассивности — добровольная депривация собственной воли.
2. Перекладывание эмоционального труда.
Его позиция: Он погружен в свои переживания, свои страхи, свою творческую трагедию. Он не способен предложить Маргарите ни эмоциональной поддержки, ни стабильности. Весь эмоциональный труд по поддержанию отношений, по утешению, по ободрению ложится на нее.
Женский архетип: В традиционной модели это роль жены/возлюбленной, которая обязана быть «жилеткой», психологом и эмоциональной опорой для мужчины, в то время как он решает «внешние» задачи. Здесь эта модель перевернута: Мастер занимает позицию того, кто требует эмоциональной заботы.
3. Отказ от ответственности и ведомость.
Его позиция: Он не берет на себя ответственность ни за их общее будущее, ни даже за свое собственное. Он не предлагает план действий, не борется. Он позволяет событиям и другим людям (Маргарите, Воланду) управлять своей жизнью. Он — ведомый.
Женский архетип: Это соответствует устаревшей, но культурно укорененной модели, где женщина следует за мужчиной, полагаясь на его решения и его силу. Мастер следует за Маргаритой.
аудиокнига "Мастер и Маргарита", М. А. Булгаков, глава 24. Извлечение Мастера
4. Жизнь через призму отношений.
Его позиция: Для Маргариты любовь — это поле битвы и деятельной жертвы. Для Мастера — это пристанище, где он может спрятаться от мира. Его идентичность растворяется не только в романе, но и в этих отношениях, он существует благодаря им, а не вместе с ними.
Женский архетип: Снова мы видим инверсию. Традиционно считается, что для женщины отношения — центральный смысл, а для мужчины — часть жизни. Здесь Мастер ведет себя так, как будто отношения — его единственное убежище.
Анализ его поведения в отрыве от «творческого ореола» показывает картину, которая в рамках традиционных гендерных стереотипов выглядит как гипертрофированно-женственная пассивность и зависимость. Мастер воплощает пассивное, принимающее, страдательное начало. Маргарита — активное, волевое, спасающее.
Поэтому устоявшийся термин вроде «художник-затворник» не может оправдать его действий, которые по сути, являются бездействием. Суть не в том, кто он, а в том, как он ведет себя с любимой женщиной. А ведет он себя как человек, занявший в паре пассивную, зависимую, «женскую» (в ее традиционном, стереотипном понимании) позицию.
Если Мастер воплощает пассивное начало, то что же тогда Маргарита? Ответ — во второй части.
Читайте также: