Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Сдадим тебя в детдом. Чемоданные истории

Оглавление

Несколько раз в моей практике встречались случаи, когда, исследуя с клиентом запрос, почему нет доверия к партнеру или партнера нет вообще, мы выходили на истории, когда ему – ребенку угрожали, что сдадут его в детский дом или в интернат. Либо за неугодное поведение: ты плохой, и значит, мы от тебя избавимся, либо за недостаточное рвение: будь лучше, будь упорным, стремись куда мы хотим, а иначе...

Ребенку демонстративно собирали чемодан (30+ лет назад), а человек до сих пор, давно взрослый, не мог найти себе места и с трудом выстраивал отношения.

Также о чемоданных историях рассказывали клиенты, испытывавшие постоянную фоновую тревогу. И те, кто жил подгоняя себя: ну же, лучше, лучше!.. но почему-то раз за разом срывался "в тяжкие".

Мы "разбирали тот чемодан" внутри выросшего ребенка.

Давайте и здесь разберем.

Операция "Чемодан"

"Сдадим тебя в детский дом" – это, безусловно, жестокая манипуляция, цепляющая волю ребенка на крючок ужаса и вины. Удочка для ловли неокрепших душ.

Что остаётся ребенку, которому некуда бежать и который не может "дать сдачи"? (Ну потому что это не враги вроде как, а родители и бабушки-дедушки).
Пожалуй, разве что согласиться с ультиматумом.

Смириться, сдаться, обмануть себя, что происходящее всего лишь сон или что это, наоборот, нормально. Что в порядке вещей отпихивать от себя детей, если они какие-то не такие.

Остаётся притвориться послушным роботом. И делать то, что они хотят: стремиться быть лучше и не совершать ошибок, "не грешить" и не расстраивать старших.

Костюм робота очень быстро прирастает к коже. И иногда чемоданные истории ломали маленького человека, поселяя в нем тревогу и недоверие самым близким.

Советский мейнстрим как по нотам

И хотя сегодня подобный "метод воспитания" выглядит дико, в советские времена это, похоже, было модным веянием. Или почему люди в разных семьях могли делать одно и то же?

Разыгрывали спектакль из семи действий:

1. Ребенку, который сделал что-то не так либо не хотел делать то, что от него ждали, объявлялось, что теперь его сдают в детский дом / интернат. Сдают, а не отдают.

"Такой, как ты, не нужен. Мы с тобой прощаемся. Хватит. Сейчас соберем для тебя чемодан".

2. Дальше они действительно доставали какой-нибудь чемодан с антресоли и действительно начинали складывать в него детские вещи.

3. Потом выкуривали ребенка из-под стола или из другого убежища (если тот еще был в силах сопротивляться).

4. Одевали ребенка и выводили из квартиры. С чемоданом в руке.

-2

К истории "Чемодан" в терапии нужно прикасаться очень осторожно, потому что это действительно потрясение для ребенка. И все случаи, которые я видела, заканчивались тем, что клиент говорил: "Я не помню, что было дальше".

А "я не помню, 😴😱 что было дальше" означает, что в какой-то момент ребенок отключился, его сознательный разум перестал справляться, и он впал в состояние диссоциации. Шок. Ужас. Превышение допустимого напряжения.
Ведь всё было так правдоподобно. Взрослые очень старались.

Кто-то из детей отключался уже на моменте, когда его пытались вытащить из-под стола, а он отчаянно цеплялся.
Кто-то – на лестничной площадке, за руку с мамой, у которой в руке был чемодан.
Кто-то – в лифте.

Эти истории никогда не выходили за пределы крыльца дома, но этого было достаточно, чтобы...

5. Ребенок начинал умолять простить его и никуда не отдавать, обещал исправиться, измениться и делать так, как скажут.

6. На этом гнев сменялся на милость (ведь цель достигнута). Ребенка возвращали в родные стены, раздевали и грозили пальцем: «Смотри же...»

7. А чемодан вновь отправлялся на антресоль, чтобы выглядывать оттуда облезлым краем и напоминать, что надо вести себя хорошо. Жизненно необходимо.

Этакое серое НЛП, где якорь страха был постоянно на виду: смотришь на чемодан ➡️ боишься ➡️ стараешься не выходить за рамки.

Страх ошибки, будущий перфекционизм, тревога и недоверие – вот что на самом деле было упаковано в тот чемодан.

-3

Иногда по возвращении чемодан даже не сразу разбирали, и он несколько дней оставался молчаливой угрозой:

"Мы в любой момент готовы выйти с тобой за дверь, чтобы отправиться туда, где ты не знаешь, что с тобой будет".

Угроза неизвестности

Пожалуй, вот это "я не знаю, что там будет" и есть самое страшное. Про страх неизвестности говорили все дети, тревожащиеся внутри взрослых, которые все-таки дошли в терапию.

Что такое интернат или детский дом? Каково там? Они не знали точно. Но раз взрослые говорили об этом угрожающим тоном, значит...
Впрочем, перспектива оказаться в непонятном месте, без родных, уже достаточный повод, чтобы забраться под стол.

Удивительно, но один из клиентов лишь через несколько месяцев работы упомянул, что мама и бабушка периодически говорили ему про детдом. Его запросом было избавиться от тревоги.
А
тревога и есть страх будущего, страх неизвестности.

Вероятно, детский ужас в какой-то момент стал настолько привычным, что как будто потерялся смысл об этом думать и говорить.
"Это случалось периодически. Разве нужно считать это травмой?"
Или это было шоковым переживанием и мозг вытеснил чемоданную историю как можно дальше
под покров нормальности, давности, нашептывая: это не имеет значения... не чувствуй...

Но на самом деле это имеет значение.

Внутренний ребенок, который не забыл тот чемодан, верит еще долго-долго:

"Со мной могут сделать что угодно. Если я оступлюсь, меня отправит в неизвестное место.
Да, здесь меня иногда ругают и пугают, но там я вообще не знаю, что будет, и, возможно, там будет намного хуже".

И тогда лучше согласиться с тем, что есть.

-4

Операция "Чемодан" редко была единоразовой. Чаще всего тревога в ребенке закреплялась, и, когда он вырастал, ощущал ее внутри себя перманентно.
Страх взрослого, вроде бы не имеющий основания:

"Я не понимаю, чего боюсь. В целом всё хорошо. Но я должен контролировать, я должен планировать свою жизнь до мелочей. Я должен всё предусмотреть. Я должен быть perfect".

Я должен быть начеку = Раньше мне было небезопасно.

Привычка к предательству

Какие еще последствия у истории "Чемодан"?

Чаще всего людям, которых обещали сдать в детдом, трудно строить близкие отношения. Почему? Думаю, тут понятно.

Самые близкие люди пугали. Самые близкие были угрозой. Они брали за руку и пытались вывести за дверь с чемоданом.

Какие нейронные связи в ответ на "Чемодан" простраивает мозг?
"
Близкие – это те, кому я не могу доверять. Близкие люди предают. Близкие люди – это опасно".

А зачем взрослому человеку создавать пару, если с ним рядом будет близкий, и автоматически включатся программы тревоги, ужаса и предательства?

Вольно или невольно такой человек начнет проецировать на второго все эти чувства.

И даже, скорее всего, он сразу выберет в пару человека, который будет «помогать» ему всё это испытывать.

Человек, привыкший, что его пугают, шестым чувством узна́ет того, кто будет его пугать, чтобы проживать это вновь и вновь.

Привыкший к предательству, выберет себе в пару предателя.

Зачем??

Во-первых, чтобы перепрожить и по-другому выйти из тех историй, изменить узор отношений. Во всяком случае на это надеется бессознательное.
Во-вторых, у таких выросших детей глубоко внутри прописано, что
нормально любить того, кто предает. И даже так: выживание зависит от того, кто предает (или пугает, или ругает).

В результате или пара не создается, или относительно быстро распадается: долго не протянешь на тревоге, угрозах и предательстве.

-5

Осколки травм

И все эти советские чемоданы, какими бы пугающими ни были эти истории, к сожалению, до сих пор отзываются в наше время. Уже не модно говорить: отдам тебя дяде милиционеру. Но нет-нет да и станешь свидетелем картины "нельзя чувствовать, а то нас разлучат". Например, в парке, где много детей:

Мама и ребенок, который плачет, потому что ему холодно, или грустно, или он голодный, или что-то еще.
И заботливая тетя, которая, проходя мимо, решает "помочь" маме и говорит малышу: "
Сейчас я тебя собой заберу, если будешь плакать".

Если вы такая мама или вы прохожий, пожалуйста, скажите ребенку, что тетя говорит неправду и никуда она его не заберет.

Потому что дети пока еще наивные, еще доверяют людям и миру. Им кажется, что взрослые – мудрые, сильные, это такие боги, которые не могут обманывать и не могут ошибаться.
И, наверное, хорошо детям вовремя сообщить, что
взрослые тоже делают ошибки – чтобы не пришлось это выяснять через 20-30 лет в терапии.

-6

Может быть, такая тетя ранена чемоданным осколком и внутри нее прячется девочка, отключившаяся в ответ на угрозы.

Тетю не надо перевоспитывать. А вот ребенку можно показать, что чувствовать – это нормально и безопасно.

Пугающие тети (и дяди) изнутри сами напуганы.

  1. Вероятно, их самих пугали. И они еще думают, что это нормально. 😨 "Я до сих пор боюсь... Пусть и он боится"
  2. Вероятно, некоторые из них проживали детство без родителей, потому что раньше запросто могли отдать на воспитание бабушке, сестре, тете. Родители могли умереть или быть рядом, но "не здесь".
  3. Родители могли использовать жесткие способы и слова, когда ощущали бессилие повлиять на детей.

Операция "Чемодан" могла совершаться взрослыми только от злости и отчаяния. В точке кипения, где отключаются разум и любовь и врубаются программы выживания: быстрее, выше, давай!

Эти взрослые были очень уставшие, потому что советское государство потребляло людей как ресурс через идеи "Отдай себя обществу! Быть единоличником – стыд и позор, от тебя отвернутся".

Чтобы выжить в те времена, нужно было много работать. И еще соответствовать ожиданиям системы, прятать или ломать свою индивидуальность. И всё это больно.

Семья – маленькая система. А дети требовали внимания и совершенно не хотели втискивать себя в рамки. Раздражали и пробуждали страх, что так нельзя. Ведь если мне нельзя чего-то хотеть, то и тебе нельзя. Если я молчу и терплю, то и ты... Но дети еще так не умеют, они еще сохраняют естественность.

И их "походы за рамки" не могли не триггерить взрослых. А способы влиять на детей были у всех разные: от слов и углов к телесным наказаниям и собираниям чемодана.

-7

Позаботьтесь о себе

Что бы я хотела сказать тем выросшим детям, которым когда-то собирали чемодан.

Нет, не о том, что нужно пойти к старшим выяснять, как же так.

Вы можете помочь в первую очередь себе.
ВЫ. СЕБЕ.

Пожалуйста, не делайте вид, что это было нормально.
Пожалуйста,
признайте, что это был травмирующий опыт.
И что для вас
это было страшно и тяжело.

ЭТО БЫЛО.

Пожалуйста,
посмотрите на себя – на того ребенка внутри, которому было страшно. Можно положить руку на грудь или обнять себя за плечи и сказать:

Это закончилось. Мне очень-очень жаль, что тебе было так страшно. И мне жаль, что твои близкие так с тобой поступали. Что пытались перевоспитать себя такими способами. Мне очень жаль, и я не буду так делать с тобой. Не буду тебя пугать и ругать. Можно по-другому.

С детьми можно по-другому.

Разделите, пожалуйста, тот опыт и сегодняшний и увидьте, что никто уже не может собрать вам чемодан. И никуда выдворить. Никто не должен и не имеет права вас пугать. Посмотрите на то, что вы имеете возможность и право выбирать себе в близкое окружение людей, которые поддерживают вас и на вашей стороне. И что это есть нормальные отношения. И вы можете их выстраивать или постепенно учиться это делать.

Если с вами случалась история "Чемодан", напишите здесь. Правда, что вас немало?

Желаю всем больше спокойствия, устойчивости и доверия себе и своим чувствам.

. . . . .

А теперь нужна хорошая музыка.

СЕЙЧАС можно выбирать. В этом и есть радость взрослой жизни.

Антон Беляев. Я буду там.
🤍

[video]https://rutube.ru/video/e5cf6b904618a671381b9445739acbf5/[/video]

Мария Александровна Любимова.
ЭОТ, ДПДГ и что-то еще для хороших перемен.

Автор: Любимова Мария Александровна
Психолог, Деньги вес клиенты

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru