Несмотря на появление класса мопедов, старый-добрый малокубатурный мотоцикл не исчез. Даже наоборот, начал набирать популярность.
Модное влияние стримлайна, буквально обрушилось на мототехнику с моторами до 200 кубических сантиметров. Мотоциклы этой группы частично получили ульрасовременные - по тем временам - каплевидные обводы, а зачастую, когда не удавалось подчинить конструкцию каплевидности, мотоциклетку обвешивали съёмным панелями-капотами. Закрывая мотоцикл в "доспехи" буквально с головы до пят.
Сравнительно недорогое производство малокубатурников позволяло экспериментировать с формами на грани фола. И если мотоциклы с более крупными моторами, по большей части сохраняли "классический" вид, то в этой группе фейерверк идей фонтанировал через край.
Ридель Imme 100 (Пчела) 1947г. 100 кубов. 2 такта 4.5 л.с.
Как и советский двигатель "Иртыш" завода им. Баранова, мотор этого мотоцикла был побочным продуктом немецкой фирмы производящей пусковые двигатели для авиационных турбин.
Но не только авиационное происхождение придало мотоциклу необычный внешний вид.
Необычная конструкция с консольным креплением переднего колеса - на одном пере вилки, необычный внешний вид мотора, выполненного в виде "капли". Необычная рама в одну трубу. Необычный моноамортизатор заднего колеса.
И "необычная" цена. Мотоциклет был в полтора раза дороже конкурентов. Фирме никак не удавалось расширить и удешевить производство.
Ахиллес Спорт. 1953г. ФРГ\Швейцария.
150\175 кубов. Мощность 6.5 и 9.5 л.с.
Пример того что бывает когда конструкторы теряют волю, загипнотизированную идеей как-бы-обтекаемости.
В это время в Италии начинался бум мотороллера Веспа. И это не могло не сказаться на внешности обычных мотоциклеток.
Puch VZ 50. Австрийская фирма "Пух", подошла к дизайнерским экспериментам более взвешенно. Надёжный и тяговитый 50ти кубовый, 2х тактный моторчик стал основой для создания многочисленного семейства малокубатурных мотоциклов.
Несмотря на "мопедную" мощность 1.8 л.с., мотор оснащался кик-стартером и 3-х скоростной КПП. А оснащение двухместным сиденьем выводило мототехнику с ними из мопедов в более старший класс мотоциклов. И позволяло "обмотать" мотоциклетку разными капотами-панелями на любой вкус.
Puch DS 50.
В программе производства были как классические мотоциклы, так и обильно, по мотороллерному закапотированные. И вдобавок на колёсах малого диаметра.
DUCATI 60cc Sport. 1960г.
Типичный итальянский малокубатурный мотоцикл. Внешность и скоростные данные почти как у "настоящего". Практически "настоящий" и двигатель. 4-тактный мотор в 60 кубов и мощностью до 2.25 л.с, разгонял мотоциклетку до 64-74 км\ч.
1958г HONDA SUPER CUB C100
Ну и наконец тот самый "Каб" - "щеночек". Одноцилиндровый 49 см³, 4 тактный мотор форсированный до 4,5 л. с. 3-ступенчатая с автоматическим сцеплением.
К моменту создания мотоциклетки, фирма Хонды была уже немалым устоявшимся производством. Фирма разрослась на столько, что начала экспансию в Европу. И качество продукции вполне позволяло конкурировать на богатом и требовательном европейском рынке.
1962г HONDA CA100
100 кубовый Каб. Конструкция и надёжность первого мотора Каба, позволили увеличить рабочий объём вдвое. При этом внешние размеры мотора остались прежними. Увеличился только диаметр цилиндра. Неизменными остались и размеры самого мотоцикла. Мощность выросла до 7-8 л.с. Но тут главное была уже не мощность мотора, а его тяговитость. После старта, Каб можно было "ставить" на высшую, прямую передачу, и практически всё время двигаться на ней. Мотор уверенно подхватывал даже на 10 км\ч, и легко разгонялся с двумя японцами на сидении.
2019г HONDA SUPER CUB C125.
Модель находится в производстве и в наши дни. Планка производства давно перевалила за 100 млн штук по всему миру. Вместе с выпуском лицензионных копий!
Ну а подражания...
Кстати о "подражаниях". Считается что именно эта маленькая Ява стала источником вдохновения для создании "щеночка" Хонды. В пользу предположения говорит и горизонтальный цилиндр.
Ява -50 Пионер. Другое название - Ява 550. 1952-54гг.
50ти кубовый, 2х тактный мотор мощностью около 1.6 л.с., с 3 передачами мягкой подвеской переднего колеса и фирменным кистартером, который одновременно служил рычагом КПП.
За характерную форму седла, в Чехословакии мотоциклетку называют "пень". Возможно ещё и за жёсткую подвеску заднего колеса. Которое на большой скорости - по паспорту "пень" разгонялся до 60 км\ч. - грубо "пинало" седока в пятую точку.
К слову - 250-350 кубатурные ЯВЫ, 353 и 354, выпускавшиеся в Чехословакии с 52 года, получили прозвище "перак" (пёрышко) за изумительно мягкую подвеску.
Ява 50 Пионер. 1969г.
В 60-х годах произошла очередная модернизация прежде всего формы деталей кузова – Тип 20 и Тип 21. У Типа 20 ноги водителя защищены от грязи щитком. Тип 21 был более спортивный и без этой защиты.
Двигатель был у обеих одинаковый, мощность 3.5л.с. при 6 500 об/мин.
Мотоцикл по паспорту достигал скорость 60 км/час. В таком виде микромотоцикл более напоминал японского "Каб"а. Но как мы видим, образцов для подражания хватало и в самой Европе.
Мотоциклетка выпускалась до конца 70-х. Когда ей на смену пришла более простая Ява "Бабетта".
Но этот тип мототехники уже можно называть скутеретта, термин появился в начале 70-х и стал обозначать мотоциклы с таким типом хребтовой рамы, когда двигатель ещё находится между ног водителя, но бензобак находится под сиденьем. И в нём при посадке, над двигателем теперь можно заносить ногу как на скутере-мотороллере, не перекидывая ногу через седло как у мотоциклов.