Дорогой проситель алиментов для своей разбитой души. Вы, как попрошайка с золотой чашей, стучитесь в двери друзей, семьи, партнёров и даже случайных попутчиков в метро, надеясь, что они вольют в вас хоть каплю уверенности, которую вы сами в себе высушили. Вы не ищете поддержки. Вы ищете внешнего донора для своей атрофированной воли. Пока вы ищете, кто бы вас поддержал, жизнь продолжает хлестать вас по лицу, и единственное, что вы успеваете, — это повернуть голову в сторону очередного «спасителя», чтобы удар пришёлся по другой щеке.
АКТ I: ДРУЗЬЯ КАК ЗЕРКАЛА, В КОТОРЫХ ВЫ ПЫТАЕТЕСЬ УВИДЕТЬ СЕБЯ ЦЕЛЫМ
Вы звоните другу. Изливаете душу. Ждёте, что он даст вам мудрый совет, плечо, спасение. Но друг — не спасатель. Он — такой же тонущий, который просто лучше маскирует свои судороги. Его «всё будет хорошо» — это не пророчество. Это — заученная мантра, которую он повторяет сам себе, чтобы не сойти с ума. Вы просите у него поддержки, но что вы на самом деле хотите? Чтобы он взял на себя бремя вашего выбора. Чтобы он сказал: «Поступай так», и тогда, если всё рухнет, виноват будет он, а не вы. Вы ищете не поддержки. Вы ищете козла отпущения для своей будущей неудачи. А друг, тем временем, смотрит на вас и видит в вашей панике собственное отражение, и его сердце сжимается не от сострадания к вам, а от ужаса за себя.
Культурный шов (Литература): «Белые одежды» Дудинцева. Учёные в сталинских лабораториях, живущие в постоянном страхе, не могут поддержать друг друга — они могут лишь молча понимать взгляд, полный такого же ужаса. Ваши друзья в современном мире — такие же запуганные учёные. Их поддержка — это не решение, а молчаливое братство по несчастью, которое не спасает от лагеря, но даёт понять, что ты не один в своём ожидании ареста.
АКТ II: СЕМЬЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ ВАШИХ ПРОШЛЫХ ПРОИГРЫШЕЙ
Вы звоните родителям. Ждёте утешения, одобрения, безусловной любви. Но семья — не убежище. Это — поле битвы, где все раны стары, а все обиды знакомы. Их «мы всегда поможем» — это не поддержка. Это — приглашение вернуться в детскую, снять с себя груз взрослости и снова стать тем ребёнком, за которого всё решают. Они дадут вам денег, накормят супом, но их взгляд будет говорить: «Мы же предупреждали». Вы ищете у них поддержки, а получаете подтверждение своей несостоятельности. Каждое «не переживай» от матери — это напоминание, что вы всё ещё её маленький мальчик, который не справился. Вы просите поддержки, а на деле хотите, чтобы они признали вашу взрослость, ваши решения, вашу правоту. Но они не могут этого сделать, потому что тогда рухнет их собственная идентичность — идентичность родителей, которые всё ещё нужны.
Культурный шов (Музыкальный альбом): Альбом Arcade Fire «Funeral».
Его песни — это гимны семьям, которые сами едва держатся на плаву, детям, пытающимся найти опору в руинах. Вы ищете поддержки в семье, как герои альбома, но находите лишь общее горе и старые фотографии, которые не согревают, а лишь напоминают о том, что тепло осталось в прошлом.
АКТ III: ПАРТНЁР КАК ЖИВАЯ ГРУША ДЛЯ БИТЬЯ ВАШИХ НЕУДАЧ
Вы приходите к партнёру. Ждёте, что он станет вашей скалой, гаванью, тихой пристанью. Но партнёр — не психотерапевт. Он — заложник вашего настроения, который вынужден выслушивать ваши жалобы, потому что договор отношений обязывает его «поддерживать». Его терпение — не безгранично. Каждая ваша просьба о поддержке — это капля его любви к вам. И однажды счёт опустеет. Вы ищете у него спасения, а на деле перекладываете на него груз своей апатии. Вы хотите, чтобы он взял на себя ответственность за ваше счастье, потому что вам слишком страшно делать это самому. Но, спасая вас, он тонет сам, и вскоре вам придётся спасать двоих, хотя вы не можете спасти даже одного.
Культурный шов (Кино): «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади. Герои не могут поддержать друг друга в кризисе, потому что их боль разъединяет, а не объединяет. Вы смотрите на своего партнёра и ждёте, что он будет Асгаром Фархади для вашей души — режиссёром, который выстроит идеальный кадр из вашего хаоса. Но он — всего лишь другой актёр в этой пьесе, который не знает своего текста.
АКТ IV: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЕДИНСТВЕННЫЙ ВИД ПОДДЕРЖКИ, КОТОРОМУ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ
Вы обходили кругом единственный источник настоящей поддержки — себя. Потому что это страшно. Потому что это требует признать: никто не придёт. Никто не даст вам ответа. Никто не возьмёт на себя груз ваших решений. Опоры нет. Есть только ваши ноги и земля под ними, которая может быть твёрдой или зыбкой, в зависимости от вашего умения держать равновесие. Настоящая поддержка — это не слова утешения. Это — способность быть для себя одновременно и тонущим, и спасателем. Услышать в своей панике не крик о помощи, а команду к действию. Перестать искать, кто бы вас поддержал, и начать поддерживать себя самому — не жалостью, а действием. Не оправданиями, а решением.
Культурный шов (Искусство): Перформанс Йозефа Бойса «Как объяснять картины мёртвому зайцу». Художник, который находит смысл в диалоге с тем, кто заведомо не может его понять. Ваша истинная поддержка — в таком же диалоге — с самим собой. Вы должны стать тем мёртвым зайцем и художником одновременно — искать ответы не снаружи, а в молчаливом, безумном, но честном разговоре с собственной душой.
Эпилог
Хватит искать поддержки во внешнем мире. Все эти телефоны, объятия, слова — всего лишь анестезия, которая не лечит болезнь, а лишь откладывает момент, когда вам придётся стать своим собственным хирургом. Ваша слабость — не в том, что вам не у кого искать поддержки. Она — в том, что вы ищете её не там. Ваша опора — не в другом человеке. Она — в вашей способности смотреть в лицо хаосу и говорить: «Я справлюсь, потому что другого выхода нет, а если и есть — то он мне не нужен».
#бездивана #опоравсебе