Найти в Дзене

Родные языки и нейросети. ИИ вместо бабушки.

Власти вроде как взялись за родной язык, не прошло как говорится и 30 лет после начала языкового сдвига.

Взялись-то взялись, но как? Ну а как обычно берутся бюрократические институты? Создание фондов, проведение фестивалей, выделение грантов и тд. А есть ли от этого всего толк? Для кого-то наверное есть. Для отчетности тоже есть: столько-то грантов выделено, столько-то мероприятий проведено…Провели, освоили…и забыли. А для сохранения и развития языка есть ли от этого толк? Стали ли в семьях говорить на родном? А на сельских улицах, в детских играх со сверстниками звучит ли родной язык? Подчеркиваю: в селах, не в городе. В городе нигде не звучит. Ни среди взрослых ни среди детей. Нету от этих мероприятий стало быть толку для языка.

Родной язык в школе. Выделили 2 часа в неделю в младших классах и по 1 часу в старших. Хех. Это позволит освоить родной? Вы как, английский по окончании школы хорошо знали? Ну вот, и родной так же будете знать. И через год другой благополучно забудете, потому что говорить не с кем. Нет языковой среды. Сегодня во многих семьях родного языка не слышно. Последний бастион родного языка, его как говорится колыбель и ареал, пал. ПатихIа

Учить в школе родной, ресурсозатратное и бесполезной дело. Дети будут ныть, учителя стонать. И их можно понять. У них и так нагрузки нешуточные. Это хорошо если преподаватель с искоркой, не формально относится к преподаванию родного, а если нет. Видел и таких.

Зная как сегодня в некоторых школах преподают остальные предметы можно представить что будет с родным. И это если родители еще выберут уроки родного. А они массово выбирают “русский как родной” и их тоже можно понять. Дополнительная морока с домашними заданиями никого не прельщает. Сам мучился когда дочка из школы приносила задания по даргинскому языку. В итоге отдалиее на… на сами понимаете куда.

И еще прибавьте ко всему этому что ребенок, в отличии от русского языка, приходит в школу ни одного слова на родном не зная. Тут уже не об изучении речь идет, а об обучении родному. Это все равно как в селах после революции начинали учить местных русскому. Но там хотя бы мотивация была. А уж потом грамматика и литература. В общем, как я уже написал, бесперспективное и ресурсозатратное дело.

Критикуешь, предлагай, любят у нас говорить. Ну типа, если я критикую мою старую Ладу Калину, то должен предоставить пакет чертежей и несколько томов инженерных решений. А иначе ни-ни…ездий и не …. молчи.

Начну с картины которую я довольно часто вижу прогуливаясь по парку. Идет молодая мамаша с коляской. В каляске ребенок лет трех, сидит уткнувшись в телефон и смотрит какие-то мультики. Мамаша одной рукой ведет коляску, другой тоже смотрит в телефон. Придя домой, она скорее всего тоже посадит дитятю в уголочек, вручит ему в руки телефон и пойдет заниматься своими делами на кухню. А дитю только это и нужно. Он часами в телефоне. И с малых лет, практически с пеленок погружен в русский язык. А потом мы кричим:” Вооот, телефоны все портят”, “Этот Интернет губит наш язык”. Хочу сразу отметить что я ни в коем разе не против русского языка. Но ребенок его и так выучит. Но родной язык - это язык который ребенок учит первым, а не тот который учит в 7 лет в школе. И то с неохотой. Потому что он ему не родной. Это для вас он может быть родным, если вы его сами с детства выучили. Для меня родной, потому что усвоил его с молоком матери. А для ребенка нет.

А представьте что вместо русского в телефоне звучал бы родной, кубачинский, аварский, даргинский и тд? Или в Интернете было бы сотни, тысячи роликов, мультфильмов на родном? А если бы вместо Алисы, ребенок разговаривал с кубачинской ГIяллиш? Вернее она бы с ним говорила на кубачинском?

Для создания сотен и тысяч роликов никаких ресурсов не хватит. Над такими проектами как “Синий трактор”, “Фиксики” или как их там, работают целые компании.

Что делать?

Надо бросить все силы не на изучение родного в школе, а на обучение нейросетей. Дети в школе языка не выучат. И даже то что выучили через год забудут, потому что не с кем им говорить на родном.

А нейросеть не забудет. Она еще и вашего ребенка научит. Не вы, не бабушка, а ГIяллиш будет петь ему колыбельную. Не вас, а ГIяллиш он будет изводить вопросами. И она в отличии от вас и бабушки не скажет “Гьегъевиче, аххуну”(Отстань, не знаю), а в стопицотый раз разжует ему все, подстраиваясь под его темперамент и характер.

Нейросеть обученная кубачинскому языку будет генерировать пачками мультфильмы и ролики на кубачинском, писать тексты и озвучивать их.

“Бездушная нейросеть заменит чтоли бабушку” скажут мне. Да, ту бабушку из прошлой жизни, которая сидела вязала “мачайте” и рассказывала внуку или внучке сказки и пела им наши песни, не заменит.

А где они сейчас такие бабушки? Много бабушек сидят с внуками? А из тех которые видят внуков пару раз в месяц, многие с ними на родном разговаривают?

“ Ой, он у нас раньше так хорошо говорил на нашем, а теперь чота не хочет”, “Ну ничего, когда вырастет, выучит”. Ага, выучит. Не знал, не знал, а потом раз и выучил. Так же обычно и бывает, ага.

В общем в таком контексте ИИ заменит и бабушек и дедушек. Вынуждены будем мы чтобы он заменил. Другого выхода я не вижу.

Конечно это дело не одного дня и даже не одного года. Но это проект смотрящий в будущее и опирающийся на понятные подрастающему поколению инструменты.

Идея кому-то может показаться дикой. Но как говорили классики: “Гипотеза достаточно сумасшедшая чтобы быть правдой”.

Пока никто не шел по этой дороге и нам придется идти первыми. Но я уверен, это именно тот путь, который реально что-то сделает, в отличии от скучных школьных уроков, от которых у детей если что-то и вырастет, то только отвращение в родному языку. Ролик с плачущей от задания по аварскому языку девочки вам в доказательством.

Что для этого нужно? Это я распишу в следующий раз. Нейросеть мне в помощь.