Найти в Дзене
Литрес

Над его мыслями смеялись, а он был прав: как профессор Сорокин раньше всех увидел печальное будущее человечества

В начале XX века молодой социолог из Вологды предостерегал человечество: когда удовольствие станет важнее совести, цивилизация начнёт разрушать саму себя. Прошло сто лет, и слова Питирима Сорокина звучат уже не как философская гипотеза, а как констатация факта. Его книги, написанные в эмиграции, публика тогда воспринимала с любопытством, а теперь — со страхом и удивлением. Питирим Сорокин родился в семье простого ремесленника и рано понял: мысль может быть сильнее происхождения. Судьба привела его из вологодской глубинки в самый центр мировой науки — Гарвард, где он стал главой факультета социологии и президентом Американской социологической ассоциации. Родина быстро потеряла талантливого мыслителя: после революции 1917 года Сорокин оказался в эмиграции. Но, покидая страну, он вынес из жизни в ней главное — опыт наблюдения за обществом, которое разрушало само себя ради великих идеалов. Именно этот опыт стал для него лабораторией, где он научился видеть закономерности там, где другим м
Оглавление

В начале XX века молодой социолог из Вологды предостерегал человечество: когда удовольствие станет важнее совести, цивилизация начнёт разрушать саму себя. Прошло сто лет, и слова Питирима Сорокина звучат уже не как философская гипотеза, а как констатация факта. Его книги, написанные в эмиграции, публика тогда воспринимала с любопытством, а теперь — со страхом и удивлением.

Эмиграция из Вологды в США

Фото с сайта историческийбагаж.рф
Фото с сайта историческийбагаж.рф

Питирим Сорокин родился в семье простого ремесленника и рано понял: мысль может быть сильнее происхождения. Судьба привела его из вологодской глубинки в самый центр мировой науки — Гарвард, где он стал главой факультета социологии и президентом Американской социологической ассоциации.

Родина быстро потеряла талантливого мыслителя: после революции 1917 года Сорокин оказался в эмиграции. Но, покидая страну, он вынес из жизни в ней главное — опыт наблюдения за обществом, которое разрушало само себя ради великих идеалов. Именно этот опыт стал для него лабораторией, где он научился видеть закономерности там, где другим мерещился хаос.

Если комфорт становится религией

Фото с сайта www.bnkomi.ru
Фото с сайта www.bnkomi.ru

В трудах Сорокина звучала мысль, которая сегодня кажется почти банальной: если смысл жизни подменить погоней за удовольствием, общество превращается в арену для бессмысленного соревнования. Он писал о времени, когда власть и богатство становятся высшими ценностями, а религия и культура — второстепенными.

Учёный сравнивал поздний Рим с Западом XX века: оба общества пресыщены, оба теряют тягу к труду и самопожертвованию. А там, где усталость от изобилия становится нормой, рождается апатия, растёт преступность и усиливается роль власти. Ирония истории в том, что свобода, о которой все мечтают, часто приходит вместе с новыми ограничениями — просто теперь их называют «мерами безопасности».

Семья как последняя линия обороны

Фото с сайта en.syktsu.ru
Фото с сайта en.syktsu.ru

Сорокин предупреждал: там, где рушится семья, рушится и культура. Он писал, что постепенно исчезнет различие между браком и случайными связями, что общество, воспитанное на культе самовыражения, перестанет понимать слово «ответственность». Его современники посмеивались над этими предсказаниями, считая их пережитками консерватизма.

Но философ видел недалёкое будущее: он описывал не борьбу полов, а размывание самого понятия человека. «Человеческое животное», писал Сорокин, будет искать не смысл, а постоянную похоть. И чем свободнее становится личная жизнь, тем труднее людям выдерживать собственную одиночество. В этом случае он, пожалуй, не ошибся.

Духовная опора нужна даже для свободы

Фото с сайта vukt-bibl.org.ru
Фото с сайта vukt-bibl.org.ru

Главным источником бед Сорокин считал не политику, а нравы. Он предвидел, что под лозунгом освобождения личности человечеству предложат новую зависимость — зависимость от удовольствий. В одной из своих книг профессор предупреждал: без духовной опоры общество рано или поздно устанет даже от самой свободы.

Современники Сорокина обвиняли в морализаторстве, но, похоже, именно он лучше многих понял парадокс прогресса: чем больше у нас возможностей, тем меньше остаётся выбора. И если однажды история решит устроить повторный экзамен по его предсказаниям, вряд ли мы сможем сдать его без шпаргалки.

Больше о гениальных учёных вы можете узнать из следующих книг:

Похожие материалы:

-6