Bloomberg | США
На решение Трампа ввести санкции против России повлиял Марко Рубио, сообщает Bloomberg. Госсекретарь, по данным источников агентства, аргументировал необходимость ужесточить риторику тем, что позиция Кремля относительно условий мира на Украине не изменилась.
Наталья Дроздяк (Natalia Drozdiak), Алекс Уикхэм (Alex Wickham), Альберто Нарделли (Alberto Nardelli), Эрик Мартин (Eric Martin)
В течение нескольких месяцев президент Дональд Трамп сопротивлялся призывам ввести новые санкции против России, полагая, что он сможет положить конец конфликту, заключив сделку с Владимиром Путиным, в том числе путем проведения в ближайшие недели в Будапеште саммита по вопросу достижения мира.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
На этой неделе Трамп резко изменил свою позицию, отменив эти планы, а затем пошел дальше, введя первые прямые санкции против Москвы за весь свой второй президентский срок. "Пришло время", — сказал Трамп.
Однако, по словам американских и европейских чиновников, знакомых с ситуацией, эта внезапная перемена была вызвана оценкой госсекретаря Марко Рубио — давнего сторонника жесткой линии в отношении России, который однажды назвал Путина "гангстером", — которая заключалась в том, что Москва не внесла никаких существенных изменений в свою позицию.
Люди, которые просили не называть их имен при обсуждении вопросов внутреннего характера, рассказали, что Рубио отменил запланированную личную встречу с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым после того, как они поговорили по телефону и стало очевидно, что Кремль снова пытается затянуть переговоры о прекращении огня и продлить конфликт.
Влияние Рубио на изменение позиции администрации сигнализирует о том, что главный дипломат США, ставший временным советником Трампа по национальной безопасности, который также выступал за более агрессивный подход к Венесуэле, будет играть еще более важную роль. Его позиция резко отличается от более уступчивой стратегии по отношению к России, которую отстаивал давний друг Трампа и его специальный посланник Стив Уиткофф.
Заместитель пресс-секретаря Белого дома Анна Келли опровергла такую оценку роли Рубио.
"Президент Трамп всегда руководит внешней политикой, а выполнение его повестки дня осуществляют сотрудники национальной безопасности, такие как госсекретарь Рубио и специальный посланник Уиткофф. Они представляют собой единую команду, поддерживающую концепцию президента „Америка прежде всего“", — сказала она.
Ничто не указывает на то, что Уиткофф, пользующийся наибольшим доверием Трампа, утратил позиции в вопросах, связанных с Россией, или свое влияние в целом. На этой неделе он посетил ряд стран на Ближнем Востоке, чтобы проконтролировать хрупкое перемирие в Газе, достичь которого он помог Трампу.
Впрочем, некоторые источники утверждают, что переговоры Уиткоффа с Путиным и другими высокопоставленными чиновниками в преддверии предыдущего саммита на Аляске привели к путанице и создали впечатление, что Москва готова пойти на уступки, делать которые она не намерена.
Келли, заместитель пресс-секретаря Белого дома, опровергла эту информацию. Она заявила, что Уиткофф "ясно выражает свою позицию" и что он вместе с президентом работает над достижением мира, "полностью и точно понимая все факторы, влияющие на ситуацию".
По словам этих людей, августовский саммит прошел в напряженной обстановке, поскольку Путин настаивал на переговорах по украинской территории, что разочаровало Трампа и почти заставило его покинуть переговорное помещение. На этот раз Рубио возглавил подготовительный процесс.
Ранее Государственный департамент охарактеризовал телефонный разговор Рубио с Лавровым как продуктивный. Отвечая на вопрос о роли Рубио, пресс-секретарь Госдепартамента Томми Пиготт сказал, что "вся команда полностью единодушна в отношении лидерства президента Трампа".
Люди, утверждающие обратное, ошибаются, сказал он. "Недоброжелатели продвигают свои эгоистичные интересы с помощью беспочвенной лжи", — заявил он. "Президент Трамп и его команда уже достигли в деле достижения мира большего, чем кто-либо мог предположить, и, как сказал президент, это в значительной степени объясняется беспрецедентным успехом специального посланника Уиткоффа".
Несмотря на сложный первый саммит, на прошлой неделе Трамп согласился встретиться с Путиным снова после длительного телефонного разговора. Американские чиновники надеялись воспользоваться дипломатическим импульсом после того, как Трамп удостоился похвалы за содействие в достижении долгожданного перемирия, положившего конец двухлетней войне между Израилем и ХАМАС.
Однако несколько дней назад Россия направила США план, содержащий условия мира с Украиной, в котором повторила все хорошо известные требования, в том числе и требование о передаче Украиной большей части территории, по словам некоторых источников.
"В прошлый раз для того, чтобы США осознали отсутствие гибкости со стороны России, потребовалась встреча на Аляске", — сказала Лиана Фикс, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям. "На этот раз осознание пришло еще до встречи, и это хороший знак".
Российские власти также были в замешательстве.
По словам собеседника, знакомого с позицией Кремля, по окончании телефонного разговора Путина и Трампа на прошлой неделе российские чиновники были уверены, что американский президент согласился с требованием России, чтобы Киев уступил оставшуюся часть стратегически важного Донбасса в обмен на лишь незначительные территориальные уступки со стороны Москвы.
Однако на следующий день, после встречи с Владимиром Зеленским, Трамп повторил, что хотел бы достичь прекращения огня вдоль сложившейся линии фронта, что Москва отвергла еще до саммита на Аляске, отметил источник, который также добавил, что Лавров акцентировал внимание на этом разногласии в разговоре с Рубио в понедельник.
К тому моменту подготовка к саммиту уже была сорвана.
Если в феврале, когда администрация впервые начала прямые переговоры с Россией, Рубио просто сидел рядом с Уиткоффом в Саудовской Аравии, то на этот раз его более прямое участие стало облегчением для многих европейских чиновников. Они выразили обеспокоенность тем, что делегация США под руководством Уиткоффа может слишком сильно склониться к позиции России, оказывая давление на Украину, чтобы та приняла требования Москвы.
Так, например, во время встречи Трампа с Зеленским на прошлой неделе Уиткофф снова давил на лидера, чтобы тот согласился с требованиями Путина уступить Донбасс России, сообщили знакомые с ситуацией люди.
В среду администрация Трампа ввела санкции против крупнейших нефтедобывающих компаний России, включив в черный список государственные нефтяные гиганты "Роснефть" и "Лукойл".
"Каждый раз, когда я говорю с Владимиром, разговоры проходят отлично, но потом оказывается, что они ни к чему не приводят", — заявил Трамп журналистам в Овальном кабинете в среду после объявления о санкциях, добавив, что Белый дом может организовать будущую встречу.
Тем не менее, Рубио не исключил возможности дальнейшего взаимодействия с Москвой, в том числе и проведения будущих встреч.
Выступая перед журналистами в среду вечером на базе Эндрюс под Вашингтоном перед поездкой в Израиль и Азию, Рубио сказал: "Мы всегда будем заинтересованы в сотрудничестве, если существует возможность достичь мира".
"Президент уже несколько месяцев повторяет, что в какой-то момент ему придется что-то предпринять, если мы не добьемся прогресса в мирных переговорах", — сказал Рубио. "Сегодня он решил что-то предпринять".