Выбор автомагнитол в СССР был невелик, но каждая модель была легендой, предметом гордости владельца и зависти пассажиров. Давайте вспомним пятерку самых популярных и технологичных для своего времени автомагнитол, которые грели души советских автолюбителей.
1. Урал-285-стерео: Народный любимец
Производитель: Сарапульский завод им. Орджоникидзе
Годы выпуска: с 1986 года
Эту модель по праву можно назвать одной из самых массовых и узнаваемых. «Урал-285» был настоящей рабочей лошадкой, которая устанавливалась во многие отечественные автомобили. Магнитола представляла собой классический «головной» блок и две отдельные акустические колонки, которые монтировались в салоне.
Что умела:
· Радиоприёмник: Ловил волны всех мыслимых диапазонов — ДВ (длинные волны), СВ (средние волны), КВ (короткие волны, для приёма зарубежных станций) и УКВ-ЧМ (для стереофонического FM-вещания с лучшим качеством).
· Магнитофон: Имел удобный автостоп, который автоматически выключал воспроизведение и даже выбрасывал кассету, когда лента заканчивалась. Была и перемотка в обе стороны.
· Звук: Мощность в 6 Ватт на канал по тем временам считалась очень хорошей. Чтобы звук был именно таким, как хочется, производитель предусмотрел регуляторы тембра по высоким и низким частотам, а также баланс (чтобы сделать звук громче слева или справа). Дополнительной «фишкой» был контур объемного звучания, который создавал эффект большего пространства.
2. Урал-285А-стерео: Эволюция классики
Производитель: Сарапульский завод им. Орджоникидзе
Годы выпуска: с 1990 года
Эта модель стала логическим продолжением легендарного «Урала-285». К началу 90-х годов подходы немного изменились, и «А-шка» получила важное усовершенствование: акустические системы теперь были предназначены для встраивания в панели автомобиля, что делало установку более аккуратной и современной.
В чём отличие от предшественника:
· Дизайн и «начинка»: Были небольшие, но приятные изменения во внешнем виде и электронной компонентной базе.
· Акустика: Как уже говорилось, колонки стали встраиваемыми, что было шагом вперёд.
· Функционал: Радиотюнер и возможности магнитофона остались на высоком уровне, унаследовав все лучшие черты предыдущей модели, включая ту же самую мощность в 6 Ватт на канал.
3. Старт-203 стерео: Передовые технологии из Мурома
Производитель: Муромский радиозавод
Годы выпуска: с 1985 года
«Старт-203» был одной из самых продвинутых магнитол своего времени. Она выпускалась в разных модификациях, чтобы идеально подходить для установки в «Жигули», «Москвич» и «Волгу».
Главные технологические преимущества:
· Радиоприёмник: Имел электронную настройку (более точную и удобную, чем механическая) и систему АПЧ (автоматическая подстройка частоты) на УКВ. Это означало, что радио не «уплывало» с любимой станции, что было частой проблемой у других моделей.
· Магнитофон: Его ключевой особенностью был автореверс. Эта функция казалась настоящим чудом — когда кассета доигрывала до конца, магнитола сама начинала играть её на второй стороне, без необходимости вручную её переворачивать.
· Индикация: Световые индикаторы показывали, в каком направлении движется лента.
· Звук: Номинальная мощность была скромнее, чем у «Урала» — 2 х 3 Ватта, но для комфортного прослушивания в салоне автомобиля этого хватало.
4. Гродно-302-стерео: Ранняя птичка
Производитель: Гродненский завод автомагнитол
Годы выпуска: с 1980 года
Эта магнитола была одним из пионеров советского автозвука. Появившись ещё в 1980 году, она задавала тон, хотя по некоторым параметрам и уступала более поздним моделям.
Особенности и недостатки:
· Качество звука: Производитель честно указывал, что полоса воспроизводимых частот у магнитофона была от 125 до 7100 Гц. Для сравнения, человеческое ухо слышит в среднем от 20 до 20 000 Гц. Таким образом, о глубоких басах и чистых высоких нотах речь не шла. Звук был «плоским» и средним.
· Мощность: Номинальная мощность составляла всего 2,5 Ватта на канал, что было довольно скромно.
· Надёжность: Несмотря на скромные характеристики, «Гродно» был рабочей лошадкой, которую многие автолюбители могли себе позволить в начале 80-х.
5. АМ-301: Самый первый шаг
Производитель: Загорское ПО «Звезда»
Годы выпуска: с 1974 года
Эта модель — настоящий раритет, прародитель советских автомагнитол. Она была разработана для установки в относительно новые на тот момент автомобили «ВАЗ-2103» и «ИЖ-2125».
Историческая ценность и ограничения:
· Моно, а не стерео: Самое главное отличие — магнитола работала в моно-режиме. То есть, не было разделения на левый и правый канал. Звук шёл из обеих колонок одинаковый.
· Технологии: Двухмоторный лентопротяжный механизм (ЛПМ) считался передовым решением для обеспечения стабильности скорости движения ленты.
· Мощность: 2,5 Ватта — как у «Гродно», но в моно-режиме.
· Вес: Центральный блок весил 2,8 кг, что говорит о его солидной и простой конструкции.
Эпилог
Советские кассетные автомагнитолы были не просто техникой. Они были свидетелями эпохи, частью культуры и неизменными спутниками в долгих поездках по бескрайним просторам страны. Их звук, с характерным шипением и детонацией, теплые огоньки шкалы настройки и ритуал вставления кассеты с любимым альбомом — это те воспоминания, которые до сих пор согревают сердца бывалых автолюбителей. И пусть их технические характеристики сегодня вызывают улыбку, именно эти устройства открыли для миллионов советских людей мир музыки в дороге.