Найти в Дзене
WorkroomVK

Золотая эпоха автозвука: лучшие кассетные автомагнитолы из СССР. Часть 2

Оглавление

Выбор автомагнитол в СССР был невелик, но каждая модель была легендой, предметом гордости владельца и зависти пассажиров. Давайте вспомним пятерку самых популярных и технологичных для своего времени автомагнитол, которые грели души советских автолюбителей.

1. Урал-285-стерео: Народный любимец

Производитель: Сарапульский завод им. Орджоникидзе

Годы выпуска: с 1986 года

Эту модель по праву можно назвать одной из самых массовых и узнаваемых. «Урал-285» был настоящей рабочей лошадкой, которая устанавливалась во многие отечественные автомобили. Магнитола представляла собой классический «головной» блок и две отдельные акустические колонки, которые монтировались в салоне.

-2

Что умела:

· Радиоприёмник: Ловил волны всех мыслимых диапазонов — ДВ (длинные волны), СВ (средние волны), КВ (короткие волны, для приёма зарубежных станций) и УКВ-ЧМ (для стереофонического FM-вещания с лучшим качеством).

· Магнитофон: Имел удобный автостоп, который автоматически выключал воспроизведение и даже выбрасывал кассету, когда лента заканчивалась. Была и перемотка в обе стороны.

· Звук: Мощность в 6 Ватт на канал по тем временам считалась очень хорошей. Чтобы звук был именно таким, как хочется, производитель предусмотрел регуляторы тембра по высоким и низким частотам, а также баланс (чтобы сделать звук громче слева или справа). Дополнительной «фишкой» был контур объемного звучания, который создавал эффект большего пространства.

2. Урал-285А-стерео: Эволюция классики

-3

Производитель: Сарапульский завод им. Орджоникидзе

Годы выпуска: с 1990 года

Эта модель стала логическим продолжением легендарного «Урала-285». К началу 90-х годов подходы немного изменились, и «А-шка» получила важное усовершенствование: акустические системы теперь были предназначены для встраивания в панели автомобиля, что делало установку более аккуратной и современной.

-4

В чём отличие от предшественника:

· Дизайн и «начинка»: Были небольшие, но приятные изменения во внешнем виде и электронной компонентной базе.

· Акустика: Как уже говорилось, колонки стали встраиваемыми, что было шагом вперёд.

· Функционал: Радиотюнер и возможности магнитофона остались на высоком уровне, унаследовав все лучшие черты предыдущей модели, включая ту же самую мощность в 6 Ватт на канал.

3. Старт-203 стерео: Передовые технологии из Мурома

-5

Производитель: Муромский радиозавод

Годы выпуска: с 1985 года

«Старт-203» был одной из самых продвинутых магнитол своего времени. Она выпускалась в разных модификациях, чтобы идеально подходить для установки в «Жигули», «Москвич» и «Волгу».

-6

Главные технологические преимущества:

· Радиоприёмник: Имел электронную настройку (более точную и удобную, чем механическая) и систему АПЧ (автоматическая подстройка частоты) на УКВ. Это означало, что радио не «уплывало» с любимой станции, что было частой проблемой у других моделей.

· Магнитофон: Его ключевой особенностью был автореверс. Эта функция казалась настоящим чудом — когда кассета доигрывала до конца, магнитола сама начинала играть её на второй стороне, без необходимости вручную её переворачивать.

-7

· Индикация: Световые индикаторы показывали, в каком направлении движется лента.

· Звук: Номинальная мощность была скромнее, чем у «Урала» — 2 х 3 Ватта, но для комфортного прослушивания в салоне автомобиля этого хватало.

4. Гродно-302-стерео: Ранняя птичка

-8

Производитель: Гродненский завод автомагнитол

Годы выпуска: с 1980 года

Эта магнитола была одним из пионеров советского автозвука. Появившись ещё в 1980 году, она задавала тон, хотя по некоторым параметрам и уступала более поздним моделям.

-9

Особенности и недостатки:

· Качество звука: Производитель честно указывал, что полоса воспроизводимых частот у магнитофона была от 125 до 7100 Гц. Для сравнения, человеческое ухо слышит в среднем от 20 до 20 000 Гц. Таким образом, о глубоких басах и чистых высоких нотах речь не шла. Звук был «плоским» и средним.

-10

· Мощность: Номинальная мощность составляла всего 2,5 Ватта на канал, что было довольно скромно.

· Надёжность: Несмотря на скромные характеристики, «Гродно» был рабочей лошадкой, которую многие автолюбители могли себе позволить в начале 80-х.

5. АМ-301: Самый первый шаг

https://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/magnitol_awto/am301_3.jpg
https://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/magnitol_awto/am301_3.jpg

Производитель: Загорское ПО «Звезда»

Годы выпуска: с 1974 года

Эта модель — настоящий раритет, прародитель советских автомагнитол. Она была разработана для установки в относительно новые на тот момент автомобили «ВАЗ-2103» и «ИЖ-2125».

https://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/magnitol_awto/am301_4.jpg
https://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/magnitol_awto/am301_4.jpg

Историческая ценность и ограничения:

· Моно, а не стерео: Самое главное отличие — магнитола работала в моно-режиме. То есть, не было разделения на левый и правый канал. Звук шёл из обеих колонок одинаковый.

· Технологии: Двухмоторный лентопротяжный механизм (ЛПМ) считался передовым решением для обеспечения стабильности скорости движения ленты.

· Мощность: 2,5 Ватта — как у «Гродно», но в моно-режиме.

· Вес: Центральный блок весил 2,8 кг, что говорит о его солидной и простой конструкции.

Эпилог

Советские кассетные автомагнитолы были не просто техникой. Они были свидетелями эпохи, частью культуры и неизменными спутниками в долгих поездках по бескрайним просторам страны. Их звук, с характерным шипением и детонацией, теплые огоньки шкалы настройки и ритуал вставления кассеты с любимым альбомом — это те воспоминания, которые до сих пор согревают сердца бывалых автолюбителей. И пусть их технические характеристики сегодня вызывают улыбку, именно эти устройства открыли для миллионов советских людей мир музыки в дороге.