Новосибирск - самый молодой из всех российских миллионников, замыкает тройку оных. На 2025 год статистика утверждает, что здесь проживает 1,7 млн. человек. Годом основания считается 1893 год, а уже через 69 лет в мегаполисе зафиксирован миллионный житель! Даже в книгу рекордов Гиннесса попал сей факт: как самый быстрорастущий (на тот момент) город планеты.
Самый удобный способ попасть в Новосибирск из европейской части России - это воздушный. Международный аэропорт Толмачево имени Александра Покрышкина (он родился в Новосибе) — самый крупный в восточной части России по пассажиропотоку. Ежегодно аэропорт обслуживает более 7,5 миллионов пассажиров (данные 2022 года).
Из аэропорта можно добраться до центра, до ж\д вокзала, на автобусе №111, который курсирует с 5-00 до 22-30 каждые полчаса.
Из столицы РФ в Новосибирск можно попасть и по железной дороге, в пути придется провести чуть меньше, чем двое суток. Поезда прибывают на железнодорожный вокзал, считающийся вторым по величине в России (после Казанского в Москве).
Здание вокзала, напоминающее паровоз, принято в эксплуатацию в 1939 году. До этого старое строение, будучи наполовину деревянным, сгорело, так что модернизация была кстати.
Слева постройка с башенкой и часами - это пригородный модуль.
Триггером для основания города на берегу Оби именно в этом месте стала железная дорога. Идея возведения ж/д путей принадлежала Александру III, именно он в конце XIX века издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали.
Дорога должна была пересекать множество рек, в том числе таких крупных, как Обь, Енисей, Амур. Перед строителями стояли сложные задачи найти самые оптимальные места для строительства мостов через эти водные преграды.
Главный инженер Н. Г. Гарин-Михайловский (он же и писатель) обращался к местным крестьянам, которые отлично знали родной край. Надо было найти место, где Обь разливается наименее узко. Именно поэтому было принято решение возвести мост в районе села Кривощёково.
В 1896 году строительство моста было завершено, а после испытания 4 паровозами, которые успешно преодолели расстояние от правого до левого берега Оби, 31 марта 1897 года мост был торжественно открыт для передвижения грузовых и пассажирских поездов. Станция стала называться Обь. До 1991 года железнодорожный путепровод эксплуатировался, пока не стало ясно, что мощности ему не хватает, да и новая эстакада уже была построена рядом. В 2000 году царский мост демонтировали, но оставили одну из девяти ферм для истории.
В 1925 году созрела необходимость изменить название города, ибо негоже поминать царя, когда кругом уже социализм строится. На первом Съезде Советов стали предлагать названия. В числе обсуждаемых были такие: Сибленинград, Новоленинск, Краснооктябрьск, Коммунград, Красносибирск, Курултай, Будивосток, Партизанопль, Лашевич, Ленинознаменск-на-Оби, Ревкрайсиб, Центросибирск, Новый луч Сибири и другие. Остановились на Новосибирске, причем, сначала писали через дефис.
В 1980-е годы параллельно первому мосту была построена еще одна железнодорожная нитка, которая до сих пор в работе. По ней обычно идут пассажирские поезда.
Сейчас рядом с пролетом моста организован парк "Городское начало", где неподалеку располагается набережная Новосибирска.
В очень тесной близости к памятникам императору и историческому мостовому пролету нынче возведен грандиозный вантовый мост под названием "Центральный".
В эксплуатацию планируется его ввести 8.12.25. Почти все готово. Проектировщики обращают внимание, что пилон выполнен в виде буквы "Н", как символ города. Привязка несколько смешная, т.к. вариантов-то не сильно много. Какие еще буквы можно использовать? - Х, П, Л....Мне больше ничего не ум не приходит.
Высота пилона 114 метров, вантовая система состоит из 70 вантов общей длиной 9 км. Кроме самого виадука через реку продуманы различные развязки на обоих берегах: будет 25 съездов, несколько эстакад и 4 надземных пешеходных перехода.
И что самое обсуждаемое, это плата за проезд по мосту! Да, он не будет безвозмездным, т.к. объект относится к категории государственно-частного статуса. Концессионеры желают отбить затраты на возведение.
Громада нового моста полностью разрушила концепцию памятника императору-миротворцу. Смотрите на фото - что получилось.
Новосибирск раскинулся по обоим берегам Оби так вольготно, что считается одним из самых крупных городов России по площади. Нашего брата - туриста, конечно же, тянет к воде, на набережную.
МихайлОвская (ударение на О) набережная, названная в честь руководителя изысканий Западно-Сибирской железной дороги и начальника работ по её постройке Константина Михайловского. (Это не родственник Гарина-Михайловского, про которого шла речь в начале повествования, просто однофамилец).
Меня на набережной интересовал речной вокзал, откуда можно было начать прогулку по легендарной реке. Ведь Обь, соединяясь с Иртышом, образуют самую длинную речную систему России — 5410 км. Сам бог велел вдохнуть речной воздух и глянуть на город с середины могучей водной артерии. Хотя, с погодой не особо повезло, все время откуда-то налетали тучки с дождливой моросью, а ведь всего-то начало августа, лето в разгаре.
Разместившись на корабле, начинаю считать мосты. Хорошо, что еще и гид вещает, люблю, когда мне что-нибудь рассказывают о городе, где я путешествую.
Итак, место для возведения моста было выбрано у деревни Кривощеково. Краеведы предполагают, что после начала строительства жители стали переселяться а ближнюю деревню Бугры, поэтому, сейчас сложно найти остатки домов. Хотя, место приблизительно идентифицировано.
В начале 1930-х годов в Новосибирске была объявлена первая ударная комсомольская стройка - Транссиб активно эксплуатировался, а царский мост был всего лишь однопутным. Итак, партия сказала:"Надо!" Комсомол ответил:"Есть!". Через год по новому двухпутному мосту уже стучали колесами грузовые составы. На момент введения в эксплуатацию Комсомольский мост стал крупнейшим двухпутным путепроводом в СССР.
Мы не доплыли до самого моста, ограничившись панорамой издалека. Но зато увидели самый красивый мост города, удостоенный звания "один из лучших инженерных проектов в мире" - Бугринский мост (созвучно с Бруклинским).
По длине пролета (380 метров) он занимает четвертое место в мире.
Как-то сразу повелось со дня основания города, что жилые массивы возводились на правом берегу Оби. А сейчас строительство новых ЖК идет просто с немыслимой скоростью повсеместно. Некоторые ЖК очень даже симпатично смотрятся. Такой, как "Венеция", что на левом берегу, например.
ЖК "Чернышевский" на правом берегу, недалеко от вокзала, т.е. близко к центру. Жить у воды, конечно, кайфово, но есть нюансы: очень дорогие квадратные метры у реки, однако.
До 1955 года левый и правый берега Новосибирска летом связывал "плавучий" понтонный мост, а зимой - ледовая переправа. Других вариантов не было. Время требовало решить вопрос кардинально, поэтому было задумано строительство Октябрьского автомобильного моста длиной 2,3 км.
Через 10 лет, в 1965 году, Октябрьский мост вошел в историю воздухоплавания, если можно так выразиться. На лётные тренировки из Канска приехали летчики. Среди них был Валентин Привалов, который ради забавы пролетел на истребителе под аркой моста всего в метре от воды. Местное руководство не оценило его удаль, нарушителя арестовали и хотели отдать под суд за воздушное хулиганство. А министр обороны СССР Родион Малиновский, воздав должное смелости и таланту пилота, приказал вернуть летчика в строй.
Правда, когда Привалов летел под мостом, ему не мешал метромост, который сейчас идет параллельным курсом с Октябрьским.
Есть еще седьмой мост, Димитровский, построенный в 1978 году. Но проблему с пробками не решают все эти переправы и развязки. Слишком город большой и растянутый. Вдоль Оби мегаполис протянулся на 43 км!
Значительную поддержку транспортной концепции оказывает метро, запущенное в 1987 году одиннадцатым в СССР. В метрополитене пока две линии, станции оформлены, как это принято в нашей стране, в концепте названия. Например, Сибирская декорирована мозаичными панно из алтайских камней, изображающими сцены из истории Сибири и пейзажи местной природы.
По территории города кроме основной водной артерии протекает еще 9 речек. Не все они видны невооруженным глазом. Например, Каменка.
Каменка была достаточно быстрой и относительно полноводной речкой с крутыми обрывами берегов и множеством примыкающих оврагов. В начале XX века в её устье даже заходили небольшие суда — здесь была пароходная верфь, которая занималась ремонтом судов.
В 1920-е годы через реку построили железобетонный мост.
Если сегодня посмотреть с моста, то мы не увидим речку. Дело в том, что разрастающемуся городу каньон Каменки создавал большие помехи. И речку решили замыть. Песок для замывки земснаряды брали прямо со дна Оби, и по трубам гнали к месту замыва. Большие трубы шли от реки, потом ползли вдоль Каменки, до рабочей площадки, где из них изрыгалась смесь песка и воды. Вода уходила вниз, в Каменку, а бульдозеры трамбовали песок. И так два с лишним десятка лет! Когда грунта стало достаточно, то воду Каменки упрятали в огромные бетонные коллекторы. Теперь это ухоженная городская среда.
А подземные коммуникации не дают покоя диггерам, они постоянно туда наведываются, рискуя своей жизнью.
До 2000-х годов небоскрёбостроение в Новосибирске было под негласным запретом Росавиации, дескать, самолетам заходить на посадку неудобно. Но, тем не менее, тенденция на возведение высотных зданий, сформировавшаяся в мегаполисах России, дошла и до Сибири.
Первой такой высоткой стал дом, который получил народное прозвище "Бэтмен". В 2003 году его сдали в эксплуатацию.
В 2025 году Новосибирск входит в двадцатку самых строящихся городов России и даже обгоняет по темпам стройки Москву. Но вызывают внутреннюю горькую усмешку названия ЖК в Новосибирске: "Марсель", "Прованс", "Гренландия", "Нормандия-Неман", "Рэд Фокс"....Отслеживается явная ориентация на Запад. Конечно, надо же продемонстрировать свою причастность к сильным мира сего! (если что, это сарказм).
В центре можно увидеть две жилые башни, равные по высоте (106 метров), одинакового силуэта и цветового решения. Это ЖК "Чикаго".
А мне понравились три башни ЖК "Флотилия". Каждый дом ЖК назван в честь великих русских адмиралов: Фёдора Ушакова, Михаила Лазарева и Павла Нахимова. Три башни объединены общей "морской" тематикой, которая прослеживается не только в названии ЖК, но и его внешнем облике
В шаговой доступности от современных реалий, разрывающих мозг от мощных масштабов, приютился небольшой сквер под названием Закаменский. Место это непростое. Хоть Новосибирск ведет официальный отсчет своего возраста с 1893 года, но на этой территории обитали люди с давних пор. До освоения Сибири русскими первопоселенцами здесь находилось царство Теленгутия, охраняемое крепостью Цаттыр народом чатами (так их называли русские).
Когда на берега Оби пришли царские железнодорожники, то развалины крепости еще просматривались. Кривощековцы называли это место "Чертово городище". Все следы древнего (ХVI века) укрепления были уничтожены во время замыва реки Каменки.
В 2010 году по инициативе общины сибирских татар в сквере был установлен интересный фольклорный фонтан под названием "Змей Горыныч".
У подножья скалы восседает на троне Кощей в боевой кольчуге, зорко охраняющий сундук с золотом. На противоположной стороне фонтана затаилась щука, в зубках которой – то самое хрупкое яйцо, в котором страшная смерть Кощея. Недалеко от фонтана раскинулась еще одна героиня сказочной архитектуры – Избушка на курьих ножках.
Центральная магистраль столицы Сибири называется Красный проспект. Во многих статьях про Новосибирске пишут, что она, якобы, самая длинная прямая улица России. Но это очень сильное преувеличение!! Длина артерии около 6,7 км, а это не ближе 10 места.
Оказывается, Красный проспект уже существовал к моменту прихода царских мостостроителей. Это была часть тракта из Барнаула в Томск, грунтовая, хорошо наезженная трасса. Красным проспект стал в 1920 году, сменив имя с Николаевского проспекта.
Почти в каждом городе есть свой архитектор, по проектам которого построены самые ключевые здания. В Новосибирске таким являлся Андрей Крячков, создававший лицо города как при белых, так и при красных.
Одна из первых построек Крячкова - это Городской торговый корпус (1910 год). На первом этаже располагались магазины. Второй этаж занимали городская управа, казначейство, отделение Госбанка и большой зал для собраний на тысячу человек.
Крячков описывал стиль своего творения как "рационалистический модерн". Но мне он напоминает русский терем.
В начале ХХ века в Ново-Николаевске строительство каменных кирпичных домов шло бурными темпами. По проектам Крячкова построено было 12 школ, здания 11 из них до сих пор в отличном состоянии (не во всех уже размещены школы). Например, бывшая школа - нынешний театр "Старый дом".
В 1914 году на Николаевском проспекте (Красный проспект) в городе возвели часовню Во имя Святителя и Чудотворца Николая. Строительство часовни связано с 20-летием со дня основания города и с 300-летием дома Романовых.
В 1930 году ее разрушили и восстановили только спустя 63 года. Смотрится она среди витражей торговых центров несколько чужеродно, но в данном случае важна локация.
Своим самым удачным объектом Крячков считал здание Сибревкома (1925 г.). Его построили в рекордные сроки, всего за 7 месяцев. Крячков снова удивляет смешением стилей — неоклассицизм и чуточку модерна. Сдержанную цветовую гамму архитектор поддерживал принципиально, дескать, она наиболее практична в сибирском климате.
Первый элитный советский дом - так называемый, стоквартирный (хотя, квартир там 110) тоже детище опытного мастера. Жилой фонд в нем предназначался в первую очередь для работников Крайисполкома и знаменитых людей города. Квартиры поражали своей роскошью: потолки 3,2-3,9 метров, дубовый паркет, огромные распашные двери из цельной древесины. В просторных апартаментах были даже комнаты для прислуги.
В 2008 году, к 115-летию города на пересечении Красного проспекта и Октябрьской магистрали была открыта композиция под названием "Сибирские просторы".
Это четыре соболя, держащие стилизованный купол Новосибирского театра оперы и балета, и фрагмент первого моста через реку Обь. А в основании — указатели со сторонами света и таблички с 12-ю сибирскими городами: Новосибирск, Чита, Якутск, Мирный, Норильск, Салехард, Тобольск, Омск, Рубцовск, Барнаул, Красноярск, Иркутск. Скульптурная группа считается нулевым километром и центром Сибирского федерального округа. Точка совпадает с восьмиконечной звездой, на лучи которой опираются соболя.
Изначально авторы проекта видели в этом ансамбле фонтан, но что-то пошло не так, соболям в лапы вручили купол театра оперы и балета, как объект новосибирской гордости - самый большой оперный театр в России!
Начали строительство грандиозного объекта в 1936 году, но из-за сложностей с финансированием возведение шло медленно. Советское правительство даже стало выражать негодование и требовать завершить возведение к августу 1941 года.
Но началась война и стены театра стали убежищем для самых ценных предметов искусства московских и петербургских музеев. Здесь хранились экспонаты Эрмитажа, Третьяковки, Царского села, Севастополя, Павловска и других учреждений культуры. А рядом с ними работало без перебоя оборудование, производящее миномёты и гранаты. Это удивительная страница биографии театра НОВАТ (Новосибирский академический театр).
Правда, некоторые мероприятия все-таки проходили во время войны. Так, в 1943-44-х годах на сцене выступал Вольф Мессинг, который здесь жил в эвакуации. Артист проводил сеансы по чтению мыслей. Как гласит легенда, однажды, отвечая на вопрос одного из посетителей о дате окончания войны, Мессинг назвал только 8 мая. Через несколько дней, ему задают аналогичный вопрос, предсказатель назвал год — 1945-й. Одному из посетителей удалось побывать на обоих выступлениях, поэтому он смог сложить дату.
Площадь, на которой построен театр, раньше была базарной, довольно большой. В 1924 г. после смерти В. И. Ленина площадь назвали в его честь. С 1935 г. по 1961 г. главная площадь Новосибирска носила имя И. В. Сталина, но после кампании по десталинизации форуму возвратили имя Ленина.
А в 70-е годы решили укрепить память вождя пролетариата еще и памятником ему, великому. Но не ограничились фигурой с поднятой рукой, а тут сложился целый скульптурный коллектив.
Доминантой является бронзовая фигура Ильича в развевающемся плаще.
Слева от памятника В. И. Ленину три фигуры — рабочий, солдат и крестьянин — символизируют движущие силы революции.
Справа — фигуры юноши с факелом и девушки, несущей колосья, отражают преемственность поколений. Монумент В.И. Ленина с 4 декабря 1974 года охраняется государством. Интересно, что другие фигуры, установленные единовременно с памятником Ленину, не удостоились такой же чести.
По моему субъективному мнению, данная композиция совершенно неуместна перед театром такого уровня. А как вы считаете?
Красный проспект, да и сам город выглядит эдаким архитектурным миксом, с постройками, собранными иногда в одном месте в неожиданном соседстве.
На улице Коммунистической сохранился самый старый Ново-Николаевск. Деревянный, с кружевными наличниками и подзорами.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1901. Через 8 лет в городе был страшный пожар, но церковь уцелела.
Деревянный одноэтажный дом с мезонином является примером здания переходного типа от крестьянского дома к городскому особняку. В доме жил купец Рунин, торговавший чаем и сахаром. Сейчас здесь мини-отель.
С 21 этажа отеля "Маринс" на закате были сделаны кадры города.
Новосибирск - огромный, уходящий за горизонт мегаполис, по-своему интересный, но тяжелый для восприятия. Мне так показалось. И пока я не готова ответить, хочется ли мне сюда вернуться.
Если статья вам понравилась или была полезна, можете оценить сердечком, Мне будет приятно. Комментарии приветствуются, но только в вежливой форме.
PS. Поймала пару-тройку тапков из комментариев, поэтому дописываю. В Новосибирске можно сходить в крупнейший зоопарк (но я не хочу смотреть на животных в неволе, т.к. неоднократно была в Африке, где они живут на природе), в Академгородок ездила, но статью про него, конечно, надо писать отдельно. Хотелось бы еще посетить музей Рериха, т.к. он завещал большую коллекцию своих картин именно этому культурному центру. В оперный театр есть отдельная экскурсия, наверное, имеет смысл ее посетить, где расскажут очень много интересных моментов из истории строительства и современной жизни театра, но это опять, уже отдельная история. Не реально в одной статье рассказать обо всех нюансах этого огромного города - у меня был задуман небольшой обзор.
Читайте также:
Владивосток. Веселая жизнь в "трущобах" Миллионки https://dzen.ru/a/Z37ViqJA-1Yon34c?share_to=link
Владивосток. Шедевры Светланской улицы https://dzen.ru/a/Z21geGHePBLeq73G?share_to=link
Рукотворные объекты России. Топ-10 самых-самых https://dzen.ru/a/ZQBuoqo0hXtM5wux?share_to=link
Самые гуманные памятники России-2 https://dzen.ru/a/ZNahGNee2URlVdcF?share_to=link
Краснодар. Парк Галицкого-необыкновенное чудо России. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/62cf0f531af13a7a72a17619
Удмуртия. Перепечи Лудорвая и как обидели бурановских бабушек https://dzen.ru/a/YSyNbA4rBR6-ScRS?share_to=link
Лекарство от хандры. Путешествия по Уралу и Сибири https://dzen.ru/a/Y_tpxVADETu2O3Do?share_to=link
Буддизм в России. Бурятия-Иволгинский дацан. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/607f3d3eba83cd2567c0ae7f
Забайкальский край. Чита. Дальше только Китай. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/6086f6f045ddec4184fc44c5