Найти в Дзене
Психаки

Краткий пересказ книги Аббата Фариа о гипнозе

О потрясающей воображение судьбе Жозе Кустодиу Фариа (порт. José Custódio de Faria), который известен как Аббат Фариа (1746-1819) по знаменитому роману Александра Дюма "Граф Монте-Кристо" уже публиковал статью "Гипнотический аббат" в 2020 году на канале Психаки. Теперь на очереди рассказ о его без преувеличения революционной для своего времени и полезной для "самсебепсихологов" книге, опубликованной в 1819 году с довольно длинным названием (так тогда было модно) "О причине ясного сна, или Исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии". Об авторе Это португальский монах, сын брамина из Гоа (португальская колония в Индии), не один год реально отсидевший в тюряге за участие в мятежах. Он стал одним из первых профессиональных "магнетизёров" (так тогда называли гипнотизёров). После отсидки, или, другими словами, после ходки Аббат стал зарабатывать проведением публичных сеансов погружения в транс в Париже. В те времена господствовала теория "животно

О потрясающей воображение судьбе Жозе Кустодиу Фариа (порт. José Custódio de Faria), который известен как Аббат Фариа (1746-1819) по знаменитому роману Александра Дюма "Граф Монте-Кристо" уже публиковал статью "Гипнотический аббат" в 2020 году на канале Психаки.

Теперь на очереди рассказ о его без преувеличения революционной для своего времени и полезной для "самсебепсихологов" книге, опубликованной в 1819 году с довольно длинным названием (так тогда было модно) "О причине ясного сна, или Исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии".

Кадр из фильма о графе Монте-кристо, актер играющий роль аббата Фариа
Кадр из фильма о графе Монте-кристо, актер играющий роль аббата Фариа

Об авторе

Это португальский монах, сын брамина из Гоа (португальская колония в Индии), не один год реально отсидевший в тюряге за участие в мятежах. Он стал одним из первых профессиональных "магнетизёров" (так тогда называли гипнотизёров).

После отсидки, или, другими словами, после ходки Аббат стал зарабатывать проведением публичных сеансов погружения в транс в Париже.

В те времена господствовала теория

"животного магнетизма"

Франца Месмера, который считал, что гипноз — это протекание некой магнитной жидкости от оператора к пациенту.

Фариа, опираясь на свой практический опыт, задвинул Месмера с его фантазиями о природе гипноза куда подальше. Свои взгляды и принципы погружения человека в гипноз он систематизировал в этой книге, опубликованной после его смерти.

Основные идеи

Гипноз это следствие не внешнего воздействия (магнетизм), а внутреннего фактора - самовнушение пациента.

1) Причина "ясного сна" (гипноза).

Состояние вызывается не магнетизмом гипнотизёра, а внутренней готовностью и концентрацией самого человека. Гипнотизёр лишь направляет и помогает пациенту достичь этого состояния. Фариа называл это

"концентрацией ума"

или

"сонной концентрацией".

2) Исследование психики человека.

Фариа утверждал, что гипноз раскрывает скрытые возможности человеческой психики. Он изучал явления внушения, потерю чувствительности (анестезию) и память в гипнотическом состоянии.

3) Метод.

Его техника была простой и прямой. Он сажал пациента в кресло и просто и властно говорил:

"Спите!" (фр. "Dormez!").

Успех этой методики доказывал, что дело не в пассах или магнетических пассах, а в непосредственном психическом воздействии. К слову, об уровне гипнабельности пациента, о том, что такой уровень может быть различным Аббат тогда еще не знал.

Плюсы книги

1) Научная революционность: Фариа одним из первых перенёс причину гипноза из области мистики (магнетизм) в область психологии (внушение и самовнушение). Он предвосхитил работы более поздних учёных, таких как Ипполит Бернхейм, Жан-Мартен Шарко, Джеймс Брэд.

2) Эмпирический подход: Книга основана на реальных наблюдениях и сотнях проведённых сеансов, а не на умозрительных теориях.

3) Простота и ясность: Его идея была гениальной в своей простоте и положила начало научному изучению гипноза.

Минусы книги (с современной точки зрения):

1) Стиль и терминология.

Книга написана в стиле начала XIX века, её язык может показаться старомодным и сложным.

2) Неполнота.

Это была лишь первая ласточка. Фариа наметил путь, но не создал законченной научной теории. Многие механизмы гипноза оставались неясными.

3) Мистический налёт.

Несмотря на борьбу с месмеризмом, в тексте ещё чувствуется дух эпохи и некоторые донаучные представления.

Актуальность

Книга Фариа сохраняет некоторую актуальность в основном в с точки зрения истории развития гипнотической психотерапии, а также с точки зрения методологии погружения пациента в трансовое состояние.

  1. История гипнотерапии.

Это фундаментальный труд для понимания того, как человечество пришло к современному пониманию гипноза и подсознания. Фариа — ключевая фигура на пути от месмеризма к психотерапии.

2) Идея самовнушения.

Его ключевой тезис о силе самовнушения чрезвычайно актуален и сегодня. Вся современная когнитивно-поведенческая терапия, аффирмации, методы управления стрессом и релаксации основаны на принципе, который Фариа сформулировал одним из первых:

наше психическое состояние во многом определяется нашими внутренними установками.

3) Противовес мистике.

В современном мире, полном псевдонаучных теорий о "биополях" и "энергиях", трезвый взгляд Фариа служит важным напоминанием: многие "сверхъестественные" явления имеют психическую природу и объяснимы с научной точки зрения.

Резюме

Книга аббата Фариа — это не практическое руководство по гипнозу для современного читателя. Это, в первую очередь, исторический памятник научной мысли, который показывает рождение одной из самых важных идей в психологии: силы нашего собственного разума над телом и сознанием. Его главное открытие — роль самовнушения — остаётся актуальным и широко используется по сей день.

***