Найти в Дзене

Подвиг без свидетелей: почему историки до сих пор спорят о том, что произошло с экипажем Гастелло 26 июня 1941 года

26 июня 1941 года. Четвёртый день войны. Советские войска отступают по всему фронту, а немецкие танковые клинья рвутся вглубь страны. В этот критический момент в небе над Белоруссией происходит событие, которое уже через несколько недель станет символом беспримерного мужества и будет известно каждому советскому школьнику — огненный таран капитана Николая Гастелло. Согласно канонической версии, его подбитый бомбардировщик ДБ-3Ф врезался в колонну немецкой техники, повторив подвиг лётчика Нестерова. Но прошли десятилетия, и у этой героической истории появились неудобные вопросы. Почему место падения самолёта Гастелло не совпадает с местом его подвига? Куда пропали члены его экипажа? И почему некоторые историки утверждают, что знаменитый таран совершил совсем другой человек? Каноническая история подвига была изложена в донесении политработников 207-го дальнебомбардировочного авиаполка уже 5 июля 1941 года. Согласно этому документу, самолёт капитана Гастелло был подбит зенитным огнём во в
Оглавление

26 июня 1941 года. Четвёртый день войны. Советские войска отступают по всему фронту, а немецкие танковые клинья рвутся вглубь страны. В этот критический момент в небе над Белоруссией происходит событие, которое уже через несколько недель станет символом беспримерного мужества и будет известно каждому советскому школьнику — огненный таран капитана Николая Гастелло.

Согласно канонической версии, его подбитый бомбардировщик ДБ-3Ф врезался в колонну немецкой техники, повторив подвиг лётчика Нестерова. Но прошли десятилетия, и у этой героической истории появились неудобные вопросы. Почему место падения самолёта Гастелло не совпадает с местом его подвига? Куда пропали члены его экипажа? И почему некоторые историки утверждают, что знаменитый таран совершил совсем другой человек?

Рождение легенды: как создавался образ народного героя

Каноническая история подвига была изложена в донесении политработников 207-го дальнебомбардировочного авиаполка уже 5 июля 1941 года. Согласно этому документу, самолёт капитана Гастелло был подбит зенитным огнём во время атаки немецкой автоколонны на дороге Молодечно — Радошковичи. Вспыхнувшее крыло сделало возвращение на базу невозможным, и тогда командир принял решение направить горящую машину на скопление вражеской техники.

В самом первом представлении к званию Героя Советского Союза, датированном 25 июля 1941 года, говорилось:

«Объятый пламенем самолёт не мог уйти на свою базу, но капитан Гастелло, проявляя исключительное мужество и героизм, повёл объятый пламенем самолёт на скопление вражеских автомашин и цистерн. Раздался оглушительный взрыв, который по своей силе превосходил мощность взрыва даже самого крупного фугасного авиационного снаряда. Столб огня и дыма подтвердил героическую гибель бесстрашного командира и его экипажа».

Уже 26 июля 1941 года Николаю Гастелло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя стало символом, необходимым стране в самые чёрные дни войны. Подвиг широко освещался в прессе, о нём снимали фильмы, писали книги, его именем называли улицы. Однако в этой идеально выстроенной картине с самого начала отсутствовали материальные доказательства: не было найдено ни обломков самолёта, ни тел членов экипажа — стрелка-радиста Алексея Калинина, штурмана Григория Скоробогатого и стрелка Анатолия Бурденюка.

-2

Интересный факт: Изначально командиром экипажа должен был быть не Гастелло, а старший политрук Александр Маслов, но в последний момент машины поменяли из-за технических неисправностей. Эта роковая случайность определила, чьё имя войдёт в историю.

Неудобные находки: что обнаружили поисковики спустя десятилетия

Первые серьёзные сомнения в официальной версии возникли в 1951 году, когда в преддверии десятилетия подвига было решено торжественно перезахоронить останки экипажа. Однако на указанном в документах месте — у деревни Декшняны — никаких следов самолёта или останков лётчиков обнаружено не было.

Настоящая сенсация произошла в 1958 году, когда неподалёку, у деревни Мацки, местные жители указали на место падения другого советского бомбардировщика. При раскопках были обнаружены обломки ДБ-3Ф, останки четырёх членов экипажа и личные вещи, среди которых был медальон штурмана, принадлежавший... Григорию Скоробогатому из экипажа Маслова. Рядом лежали обгоревшие документы командира корабля — старшего политрука Александра Маслова.

Советский самолёт ДБ-3ф (ИЛ-4)
Советский самолёт ДБ-3ф (ИЛ-4)

Из акта эксгумации останков экипажа Маслова от 14 июля 1958 года:

«При осмотре места падения самолёта в районе деревни Мацки обнаружены фрагменты самолёта ДБ-3Ф, останки четырёх человек и личные вещи: портсигар с инициалами «А.М.», обгоревший партийный билет на имя Маслова Александра Спиридоновича, медальон штурмана Скоробогатого. Характер повреждений самолёта и расположение обломков свидетельствуют, что машина совершила посадку на поле и врезалась в земляной холм, а не таранила наземные цели».

Эта находка породила главную загадку: если экипаж Маслова погиб здесь, у деревни Мацки, то где же могила Гастелло и его товарищей? И главное — кто тогда совершил тот самый огненный таран у Радошковичей?

А как вы думаете, могла ли советская пропаганда в критический момент войны сознательно «переназначить» героя, чтобы его фамилия звучала более звучно и патриотично?

Версии и споры: кому принадлежит легендарный подвиг

На сегодняшний день существует несколько основных версий событий 26 июня 1941 года:

  1. Классическая версия. Подвиг совершил именно Николай Гастелло. Экипаж Маслова погиб в том же бою, но при других обстоятельствах, а их останки были ошибочно идентифицированы.
  2. Версия «подмены». Огненный таран совершил экипаж Александра Маслова. В суматохе первых дней войны их подвиг по ошибке или умышленно был приписан экипажу Гастелло, чей самолёт просто пропал без вести.
  3. Компромиссная версия. Оба экипажа погибли, совершив тараны в одном районе, но в разных местах. Свидетельства просто смешались, и в итоге два подвига «слились» в один знаменитый.

Доказательства есть у каждой из версий. Сторонники канонической истории указывают на показания жителей деревень, видевших столб дыма именно на дороге у Радошковичей. Их оппоненты апеллируют к материальным evidence — обломкам самолёта Маслова и отсутствию каких-либо следов самолёта Гастелло на месте предполагаемого тарана.

Гастелло Николай Францевич
Гастелло Николай Францевич

Интересный факт: В 1990-х годах была проведена официальная эксгумация и генетическая экспертиза останков экипажа из могилы Маслова. Она подтвердила, что там покоятся Маслов, Скоробогатый, Бурденюк и Калинин — то есть полный состав экипажа, который изначально считался экипажем Гастелло.

Споры не утихают до сих пор. Для одних Гастелло остаётся безусловным символом героизма, а дискуссии вокруг его подвига видятся попыткой очернить историческую память. Для других — это историческая загадка, требующая решения. Возможно, правда лежит где-то посередине: в первые, самые страшные дни войны было совершено множество подвигов, оставшихся безымянными.

История же капитана Гастелло, независимо от деталей, стала тем маяком, на который равнялись тысячи других лётчиков, идущих на смертельный риск во имя Родины. И в этом — её главная, непреходящая ценность.

Если эта неразгаданная тайна войны заинтересовала вас, подпишитесь на наш канал — впереди ещё много историй, где героизм переплетается с неразгаданными загадками.

Историки
5839 интересуются