Найти в Дзене

Конспект урока по теме: Практическое занятие №3 "Логические задачи и таблицы истинности"

Раздел 1. Информационная деятельность человека. Тема 11: Практическое занятие №3: «Логические задачи и таблицы истинности». Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Продолжительность: 90 минут
Формат: комбинированный урок (теория + практика). Цель занятия: В логике используются следующие операции: Таблица истинности показывает, какое значение принимает логическое выражение при всех возможных комбинациях входных переменных. Пример для выражения A ∧B: Инструкция к практическому занятию Задание 1: Построение таблицы истинности Постройте таблицу истинности для выражения:
(A ∨ B) → ¬C Решение: ___________________________________________________________ Задание 2: Логическая задача Условие:
В комнате находятся три выключателя (A, B, C), один из которых подключен к лампочке в соседней комнате. Можно включать/выключать выключатели, но проверить лампочку можно только один раз. Как определить, какой выключатель рабочий? (Логика: тепловая инерция лампы позволяет определить, была ли она включена ранее.
Оглавление

Раздел 1. Информационная деятельность человека.

Тема 11: Практическое занятие №3: «Логические задачи и таблицы истинности».

Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Продолжительность: 90 минут
Формат: комбинированный урок (теория + практика).

Цель занятия:

  • Научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности.
  • Освоить построение таблиц истинности для логических выражений.
  • Развить навыки анализа и упрощения логических выражений.

Ход урока

Теоретическая часть

1. Основные логические операции

В логике используются следующие операции:

-2

2. Таблица истинности

Таблица истинности показывает, какое значение принимает логическое выражение при всех возможных комбинациях входных переменных.

Пример для выражения A ∧B:

-3

3. Алгоритм построения таблицы истинности

  1. Определить количество переменных (n).
  2. Вычислить количество строк: 2ⁿ.
  3. Записать все возможные комбинации переменных.
  4. Вычислить значение выражения для каждой комбинации.

Практическая часть

Инструкция к практическому занятию

Задание 1: Построение таблицы истинности

Постройте таблицу истинности для выражения:
(A ∨ B) → ¬C

Решение: ___________________________________________________________

Задание 2: Логическая задача

Условие:
В комнате находятся три выключателя (A, B, C), один из которых подключен к лампочке в соседней комнате. Можно включать/выключать выключатели, но проверить лампочку можно только один раз. Как определить, какой выключатель рабочий?

(Логика: тепловая инерция лампы позволяет определить, была ли она включена ранее.)

Решение:____________________________________________________________

Задание 3: Упрощение логического выражения

Упростите выражение:

¬(A ∧ B) ∨(¬A ∧B)

Решение:___________________________________________________________

3. Защитить практические задания.

1. Теоретические вопросы

1. Что такое логическое выражение? Приведите пример.

2. Перечислите основные логические операции и их обозначения.

3. Что показывает таблица истинности? Для чего она используется?

4. Как определить количество строк в таблице истинности для выражения с *n* переменными?

5. Объясните разницу между конъюнкцией (И) и дизъюнкцией (ИЛИ).

6. Что такое импликация (→)? Как она вычисляется в таблице истинности?

7. Как работает отрицание (НЕ, ¬)? Приведите пример.

8. В чем суть эквивалентности (↔)? Как она выражается через другие операции?

9. Какие законы логики помогают упрощать выражения? Назовите хотя бы два.

10. Как можно применить логику в программировании и электронике?

2. Практические вопросы

11. Дано выражение: (A ∨ B) ∧ ¬C. Постройте для него таблицу истинности.

12. Упростите выражение: ¬(A ∧ B) ∨ (A ∧¬B).

3. Вопросы на анализ и применение

13. Почему в задаче с выключателями и лампочкой важно учитывать тепло от лампы?

14. Можно ли решить задачу о рыцарях и лжецах, если неизвестно, кто из них кто?

15. В чем преимущество упрощения логических выражений перед полной таблицей истинности?

16. Как можно использовать логические операции в базах данных (SQL-запросы)?

17. Приведите пример реальной задачи, где применяются таблицы истинности (например, в электронных схемах, криптографии).

Вывод: выполнив практические задания, мы:

  • Научились решать логические задачи с использованием таблиц истинности.
  • Освоили построение таблиц истинности для логических выражений.
  • Развили навыки анализа и упрощения логических выражений.

Домашнее задание:

1. Постройте таблицу истинности для (A → B) ∧(B → C).

2. Решите задачу: *"Два мудреца сказали: Первый: «Если я лгу, то второй говорит правду». Второй: «Если я говорю правду, то первый лжет». Кто из них лжет?"*

3. Упростите выражение (A ∨B) ∧ ¬(A ∧ B).

Ответы на домашнее задание:

1. Таблица истинности (проверьте самостоятельно).

2. Ответ: Оба мудреца лгут (анализ через таблицу истинности).

3. Ответ: A ⊕ B (исключающее ИЛИ).

Критерии оценки защиты:

Теоретическая часть – знание определений, понимание операций.
Практическая часть – правильное построение таблиц, упрощение выражений, решение задач.
Логическое мышление – умение анализировать и аргументировать ответы.

Отлично – если студент отвечает на все базовые вопросы и хотя бы один сложный (из раздела 3).
Хорошо – если студент отвечает на все базовые вопросы, но допускает небольшие ошибки.
Удовлетворительно – если студент отвечает на большинство базовых вопросов, но с ошибками.