Найти в Дзене
Капитан игры

А я знаю игру, которая показывает, как хорошо социализирован ваш ребенок

Чаще всего мне, взрослой женщине, играть с детьми, значит быть готовой брать на себя отрицательную роль. Дети не любят играть «плохишей». Да вспомните свое детство: вы тоже отказывались играть за фашистов или имперских штурмовиков. И лишь недавно я осознала, что игра подсвечивает, насколько мощно держат детей социальные установки. Те самые правила поведения, которые мы, взрослые, закладываем в психику своих детей. Ребенок, играющий отрицательного персонажа, обязательно сталкивается с отторжением общества. Для многих это практически невыносимое состояние. И это касается не только детей. В ролевых играх, которые мы проводим в наших семейных лагерях, часто принимают участие и родители. И далеко не все могут выдержать свою отрицательную роль. Я вижу в этом мощнейшее влияние социализации. Да, той самой, которая якобы цветет бурным цветом в школе. С этим я не согласна, конечно. В школу ребенок уже приходит социализированным. Первый уровень социализации — это семейная система. Ребенок, будто
Оглавление

Чаще всего мне, взрослой женщине, играть с детьми, значит быть готовой брать на себя отрицательную роль. Дети не любят играть «плохишей». Да вспомните свое детство: вы тоже отказывались играть за фашистов или имперских штурмовиков. И лишь недавно я осознала, что игра подсвечивает, насколько мощно держат детей социальные установки. Те самые правила поведения, которые мы, взрослые, закладываем в психику своих детей.

Общая словесно-ролевая игра с детьми в семейном лагере
Общая словесно-ролевая игра с детьми в семейном лагере

Ребенок, играющий отрицательного персонажа, обязательно сталкивается с отторжением общества. Для многих это практически невыносимое состояние. И это касается не только детей. В ролевых играх, которые мы проводим в наших семейных лагерях, часто принимают участие и родители. И далеко не все могут выдержать свою отрицательную роль. Я вижу в этом мощнейшее влияние социализации.

Где социализируют ребенка?

Да, той самой, которая якобы цветет бурным цветом в школе. С этим я не согласна, конечно. В школу ребенок уже приходит социализированным. Первый уровень социализации — это семейная система. Ребенок, будто губка, впитывает, усваивает главные семейные правила поведения, психика детей быстро учится разграничивать: если я делаю это, то меня принимают и любят, а если совершаю что-то другое, то не любят. «Не любят» - это и значит изгоняют из семьи.

И с этими базовыми установками, правилами ребенок и идет в сад, а потом в школу. Да, можно что-то откорректировать в саду и школе. Но если семейная система не изменяется, то ребенок будет достаточно опорен в своем поведении в обществе. Я не психолог, поэтому я не буду рассуждать хороши установки, которые мы даем детям, или нет. Но они точно работают.

Повод для родительской гордости

Игра для родителей — отличный способ увидеть поведение своих детей, буквально заглянуть в их психику. Я смотрю на детей, которые не справляются с ролью злодея, и думаю о том, что родители могут собой гордится. Да, ребенок сам выбрал попробовать сыграть злодея. В свободных играх с детьми — хоть в семейных лагерях, хоть в очных играх в Воронеже — я не навязываю роли. Ребята сами себе их выбирают. И я вижу, что рано или поздно большинство игроков присоединяются к силам добра.

В игре они буквально на себе чувствуют, как их не любят. Не любят другие персонажи. Боятся их, остерегаются. Отстраняются от них. Даже если на их стороне есть другие злодеи, чувство одиночества не уходит. Говорят, что это один из самых больших страхов современных людей — остаться в одиночестве. И дети не хотят быть злодеями.

Получается урок без урока. В игре им никто не говорит, что уничтожать миры — это плохо. Делать больно других людям или животным — плохо. Они это чувствуют сами. Потому что вы, родители, им это показали. И они это усвоили. И они хотят быть хорошими людьми. Потому что это так важно и безопасно быть принятым в обществе.

Что-то не так...

Но есть среди моих игроков и дети, которые раз за разом выбирают играть злодеев. Они демонстрируют свое коварство и хитрость в игровых сюжетах. Думаете, это просто. Но это ложная простота. В больших ролевых играх в семейных лагерях ко мне часто подходят родители и подростки, которые спрашивают, как отыграть то или иное злодейство. Я отвечаю: «Будьте коварными, обманывайте. Выпустите своего злодея». Мало кто справляется с этим. Да, подростки и взрослые не знают, как это можно отыграть. Потому что они в своей сути воспитаны хорошими, добрыми и честными людьми.

И если ребенок справляется с ролью злодея — раз за разом, игра за игрой — для меня это сигнал, что ему плохо. Есть что-то в его жизни, с чем он не может справится, не разрушив до основания. Я не его психолог, а только игромастер. Поэтому на наших игровых встречах я раз за разом позволяю ему быть злодеем. Разрешаю ему быть тем, кем он не может быть в реальной жизни, но ему очень важна эта роль. Наши игры для таких детей становятся тем самым клапаном для выпуска пара из пароварки. Иначе они могут взорваться изнутри. Игра становится регулятором психических процессов.

Честно, этот текст дался мне очень непросто. Он мне кажется тяжелым, потому что к теме игры принято относится с легкостью. Но игра — это всегда нечто большее, чем сюжет, создаваемый здесь и сейчас. Она про разные слои психики, которые становятся видимыми именно в безопасном игровом пространстве. Поэтому я жду от вас за эту статью лайк.

С вами разговаривала как обычно капитан игры Светлана Матвеева. Я играю очно в Воронеже и в семейных лагерях «Радужная карусель» и онлайн. А еще у меня есть канал про игры и с играми в ТГ, можно подписаться.