Найти в Дзене

25 октября - День Каратэ. Какого каратэ?

Коллеги, а вы когда-нибудь задумывались о том, сколько у нас праздников? В 2025 году гуляем почти 150 дней. Столько же в следующем. Мы с удовольствием отмечаем новый год раза три (по новому стилю, по старому стилю, по восточному календарю, ещё разок какой-нибудь), дни рождения суммируем с именинами, день создания СССР не мешает отметить ещё и день его развала. Ну и типа "200 лет гранёному стакану" и "За день рождения Парижской коммуны". Это святое. А почему бы не отметить пару раз и "День Каратэ"? Современное каратэ существует менее ста лет. За это недолгое время каратэ превратилось из никому не известного развлечения из глухой японской провинции в мировое явление, вышло из деревенских залов «в 12 татами» на олимпийскую арену. Каратэ запрещали даже на его родине в Японии, каратэ называли «оружием революции» на Кубе, каратэ занимаются миллионы, но за его преподавание можно было получить уголовную статью в СССР. В общем, история интересная, богатая событиями, именами великих мастеров и т

Коллеги, а вы когда-нибудь задумывались о том, сколько у нас праздников? В 2025 году гуляем почти 150 дней. Столько же в следующем. Мы с удовольствием отмечаем новый год раза три (по новому стилю, по старому стилю, по восточному календарю, ещё разок какой-нибудь), дни рождения суммируем с именинами, день создания СССР не мешает отметить ещё и день его развала. Ну и типа "200 лет гранёному стакану" и "За день рождения Парижской коммуны". Это святое. А почему бы не отметить пару раз и "День Каратэ"?

Современное каратэ существует менее ста лет. За это недолгое время каратэ превратилось из никому не известного развлечения из глухой японской провинции в мировое явление, вышло из деревенских залов «в 12 татами» на олимпийскую арену. Каратэ запрещали даже на его родине в Японии, каратэ называли «оружием революции» на Кубе, каратэ занимаются миллионы, но за его преподавание можно было получить уголовную статью в СССР. В общем, история интересная, богатая событиями, именами великих мастеров и тех, кому навручали «почётных поясов» даже если они никогда в жизни не стояли на татами.

Даже на этом коротком историческом пути какие-то события и даты забыли, какие-то перепутали, что-то переврали – всё как всегда, всё как и положено в истории. Даже боюсь представить, что же будет с историей каратэ (да и с самим каратэ) лет эдак через 50 или 100.

Вот и так называемый «день каратэ» отмечается, как минимум, дважды – первый раз 7 октября (дата, придуманная спортивными каратистами в знак стремления ВКФ (Всемирной Федерации каратэ) включить каратэ в программу «олимпийских игр».

Мы же сейчас отдадим дань памяти ещё одному «Дню Каратэ». 25 октября 1936 года в г.Наха на Окинаве состоялась историческая встреча "Большой семьи мастеров окинавского то-дэ", где был принят ряд исторических решений, в том числе окинавские мастера договорились о том, что с этого момента вместо "Китайской руки" - 唐手 - они будут называть своё искусство "Пустой рукой" - 空手.

Участники встречи «Большой семьи мастеров окинавского то-дэ».
Участники встречи «Большой семьи мастеров окинавского то-дэ».

Вот интересный документ – протокол той самой встречи «Большой семьи мастеров окинавского то-дэ».

Протокол встречи окинавских мастеров Каратэ (ч.1)
Михаил Стёпин - "В каратэ секретов нет".1 августа 2020
Протокол встречи окинавских мастеров Каратэ (ч.2)
Михаил Стёпин - "В каратэ секретов нет".3 августа 2020

Нередко в интернете можно увидеть заявления о том, что это "совещание" было организовано Гичином Фунакоши. Это не так. Забавно, но среди участников нет того, кто, собственно, и придумал новое название. Более того, он, по большому счёту, создал на почве старого китайско-окинавского вида «рукопашки» новое воинское искусство – Каратэ.

-3

Действительно, Гичин Фунакоши покинул Окинаву за 15 лет до этого судьбоносного события. Ещё в 1921 году Гичин Фунакоши покинул Окинаву и переехал в Осаку, где активно пропагандировал каратэ. И он не был единственным мастером, популяризировавшим каратэ в Японии. В 1926 году по просьбе доктора Кано мастер каратэ Кенва Мабуни тоже переехал с Окинавы в Японию, где организовал «Дай-нихон Каратэ-до Кай», переименованную позже в «Нихон Каратэ-до Кай», ставшую предшественником современного "Шито-кай". А в 1936 году, когда на Окинаве так напряжённо решали вопрос с названием, Гичин Фунакоши уже открыл свой Додзё с названием «Шотокан» в Токио.

Первый Додзё Г.Фунакоши в Токио. Фото 1936 года. Сгорел во время американских бомбардировок Токио.
Первый Додзё Г.Фунакоши в Токио. Фото 1936 года. Сгорел во время американских бомбардировок Токио.

Первые ученики Г.Фунакоши в токийском Шотокан Додзё
Первые ученики Г.Фунакоши в токийском Шотокан Додзё

Так что в самой Японии вопрос «Китайская рука или Пустая рука» уже был не очень актуальным - там уже давно отказались от «Китайской руки» и фактически решили и вопрос с названием, и с государственным признанием. А в 1935 году Дай Ниппон Бутокукай признал Каратэ японским воинским искусством (Будо).

Сам Гичин Фунакоши так писал о том, почему он начал использовать новый термин – «Пустая рука» вместо «Китайской руки».

Книга Г.Фунакоши Каратэ-до Кёхан.
Книга Г.Фунакоши Каратэ-до Кёхан.

«На Окинаве в ходу были слова «Окинава-тэ» и «То-дэ». Уже в Токио и я сам, и мои ученики стали говорить «Ка­ратэ-до»… В книге «Каратэ-до Кёхан» я уже подробно объяснял, почему появился новый термин. Но и сейчас не прочь рассказать об этих причинах. Итак:

1. Так как нет никаких письменных документов, мы не знаем, что означает «кара» в слове «каратэ». Его мож­но написать иероглифом «китайский» и иероглифом «пу­стой». Были времена, когда всё китайское считалось луч­шим. Тогда, говоря о чём-то прекрасном, пользовались пер­вым иероглифом. Это отразилось и в названии боевого искусства. Слово «каратэ» начиналось с иероглифа «ки­тайский», что придавало ему значение высшего класса и превосходности.

2. Такое написание может вызвать неразбериху. Ка­ратэ начнут путать с китайским кэнпо.

3. Теперь, когда Япония стала мировой нацией - а кто-то считает, нацией высшего порядка, - как-то не очень удоб­но использовать слово «китайский», говоря об уникальном военном искусстве Японии.

4. «Кара» в значении «пустой», «безоружный», «безо­ружная самооборона» куда более подходяще.

5. Как в тихой, пустой долине резонируют даже самые слабые звуки, так избравший путь каратэ должен очиститься от эгоизма и корысти, чтобы стать внутренне свобод­ным (пустым) и готовым реагировать на любую неожи­данность. Вот истинный смысл слова «пустой» в каратэ.

6. Постигший бесконечность форм и элементов Все­ленной понимает суть пустоты - она не что иное, как истинная форма Мироздания. Все виды боевого искусства - яридзюцу (бой копьём), бёдзюцу (бой шестом), дзю-до, кэндо и так далее - основаны на единых с кара­тэ основополагающих принципах. Разница в том, что ка­ратэ исчерпывающе определяет основной принцип всех боевых искусств - форма заполняется пустотой, и пусто­та принимает форму. Использование иероглифа «пустой» в слове «каратэ» базируется на этом принципе.»

Из объяснений Г.Фунакоши в первую очередь следует, что речь шла в том числе о том, что в то время упоминание о китайском происхождении каратэ было в Японии крайне непопулярно. Агрессивная война с 1931 года, оккупация большой части Китая, создание марионеточного «государства» Манчжоуго, убийство около 35 миллионов китайцев. Ну какая уж тут «китайская рука»!?

Нанкинская резня (также известна как «Изнасилование Нанкина») — эпизод Второй японо-китайской войны, в ходе которого японские военнослужащие совершили массовые убийства и изнасилования гражданского населения в Нанкине, столице Китайской республики.  Началась 3 декабря 1937 года, в день, когда японцы овладели городом, продолжалась 6 недель. По разным оценкам, за этот период солдаты Японской императорской армии убили от 40 000 до более 500 000 китайских гражданских лиц и разоружённых солдат, а также совершили множество изнасилований и актов мародёрства.
Нанкинская резня (также известна как «Изнасилование Нанкина») — эпизод Второй японо-китайской войны, в ходе которого японские военнослужащие совершили массовые убийства и изнасилования гражданского населения в Нанкине, столице Китайской республики. Началась 3 декабря 1937 года, в день, когда японцы овладели городом, продолжалась 6 недель. По разным оценкам, за этот период солдаты Японской императорской армии убили от 40 000 до более 500 000 китайских гражданских лиц и разоружённых солдат, а также совершили множество изнасилований и актов мародёрства.

А Г.Фунакоши написал про "китайские корни" так:
«…..В пользу употребления иероглифа «китайский» в сло­ве «каратэ», строго говоря, нет оснований. Даже в ста­рину, говоря о каратэ, люди вряд ли имели в виду некую связь с Китаем. Что касается меня, я не вижу смысла пользоваться иероглифом «китайский». Далее. Сейчас уже мало, а то и вовсе нет сходства между каратэ и национальными видами единоборства Китая: Шаолинь кэн-по и Тамо-чуан. То же справедливо и по отношению к китайской борьбе, и японской борьбе сумо. Нет внеш­него сходства. Методы обучения отличаются в корне. Различны подходы и восприятия. Дух, наконец.»
Г.Фунакоши

Но вернёмся к 25 октября 1936 года. На той исторической встрече окинавские мастера оказались в весьма двусмысленном положении. С одной стороны - традиция! По традиции рука-то китайская. Ну, или на худой конец, окинавская. А в Японии никто уже ни про китайскую не вспоминает, да и про окинавскую не знает.

Выходит так, что уважаемые участники "собрания окинавской общественности" скорее пытались сесть в уходящий поезд. Каратэ становилось всё более популярным в Японии, пользовалось там поддержкой императора. Открывались клубы каратэ при университетах, десятки и сотни инструкторов открывали всё новые залы по всей Японии. А на Окинаве всё ещё решали судьбоносный вопрос - быть или не быть окинава-тэ и как его правильно называть. Носить ли японское каратэ-ги и можно ли выдумывать собственные ката.
И, судя по последующей истории, повлиять как-то на развитие каратэ в мире окинавским мастерам не очень-то удалось. Окинава-тэ так и оставалось еще лет 50 местной экзотикой, о которой ни в мире вообще, ни в Японии в частности почти ничего не знали.

Но день 25 октября 1936 года всё-таки остался в истории Каратэ. И мы его регулярно отмечаем по всему миру, вспоминая старых мастеров, выполняя старые ката каратэ.

Хотя, честно говоря, я сильно сомневаюсь, что сам Гичин Фунакоши стал бы отмечать эту дату как "День Каратэ". Возможно, как дату формального признания окинавскими мастерами его вклада в создание нового японского воинского искусства - КАРАТЭ.

Каратэ-ни-Рэй!

Карате
7974 интересуются