Найти в Дзене

Орган: между клавиром и духовыми

Современный орган – клавишный духовой инструмент – имеет давнюю историю и происходит от древних предков, которые весьма мало походили на него. Действительно, он упомянут еще в Ветхом Завете – например, в Псалмах, но это инструмент совсем не нынешнего вида. Как же он выглядел? #Азбукацерковнойжизни постарается разобраться. Исследователи не дают определенного ответа, тем более что и сами древнегреческое и латинское слово для обозначения органа означают просто «инструмент» или «орудие». Его зарождение в древности связывают с простой пан-флейтой (вертикальные трубочки различной длины, в которые исполнитель вдувает воздух). Подобные инструменты существовали и существуют у многих народов. Также историки музыки в качестве возможного предка называют древнюю вавилонскую волынку (19 век до н.э.). Самый ранний образец настоящего органа – гидравлос 3 века до н.э. Это водяной орган, изобретение которого приписывают Ктесибию из Александрии. Искусство органостроения, развитое древними греками и римля
Оглавление
Современный орган – клавишный духовой инструмент – имеет давнюю историю и происходит от древних предков, которые весьма мало походили на него. Действительно, он упомянут еще в Ветхом Завете – например, в Псалмах, но это инструмент совсем не нынешнего вида. Как же он выглядел? #Азбукацерковнойжизни постарается разобраться.

Исследователи не дают определенного ответа, тем более что и сами древнегреческое и латинское слово для обозначения органа означают просто «инструмент» или «орудие». Его зарождение в древности связывают с простой пан-флейтой (вертикальные трубочки различной длины, в которые исполнитель вдувает воздух). Подобные инструменты существовали и существуют у многих народов. Также историки музыки в качестве возможного предка называют древнюю вавилонскую волынку (19 век до н.э.).

Как орган стал похожим на себя нынешнего

Самый ранний образец настоящего органа – гидравлос 3 века до н.э. Это водяной орган, изобретение которого приписывают Ктесибию из Александрии. Искусство органостроения, развитое древними греками и римлянами, перешло к народам Ближнего Востока. Со средних веков строительство органов было ограничено почти исключительно территорией Европы, позднее распространившись и на США.

В послеримский период органостроение стало византийским искусством. На обелиске 4-го века н.э. можно видеть изображение органа, у которого восемь труб разной длины; двое человек управляют трубами, а еще двое приводят в действие мехи. У органа, изображенного на Утрехтской псалтыри (6 век н.э.) принцип работы тот же, что и в гидравлосе Ктесибия на 800 лет раньше. Четыре человека нагнетают воздух в резервуары, где он попадает под давление воды.

Кулаком по клавишам

Папе Виталиану (середина 7-го века) традиция приписывает введение органа в богослужение. В 757 г. византийский император Константин V Копроним подарил орган франкскому королю Пипину Короткому. Позже византийская императрица Ирина подарила орган его сыну, Карлу Великому. Орган считался в то время церемониальным атрибутом византийской, а затем и западноевропейской императорской власти.

Позднее искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в 9-м веке они выписывались во Францию. В дальнейшем это искусство развилось в Германии. Повсеместное распространение в западной Европе орган получил с 14-го века.

Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало 1,5 см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В 15 веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб.

Появлялись и портативные органы – портативы, регали, позитивы… Хорошо всем известная шарманка относится к портативным механическим органам. Позднее появились паровые органы, а еще позднее – электрические.

Напомним, что церковное пение на протяжении многих столетий было одноголосным, поэтому аккомпанемент на органе строился тогда на простых (три тона) аккордах.

Органная Атлантида

В России орган появился во второй половине 15-го века в качестве светского инструмента при дворе государей и знати, а позднее и в театре. Пётр I заказал для Москвы орган с шестнадцатью регистрами знаменитому гамбургскому органостроителю Арпу Шнитгеру в 1691 году.

В Санкт-Петербурге и его окрестностях к началу 20-го века было особенно много органов. К 1917 году их общее число превышало 40. Представьте себе: в то же самое время в Москве было 8 церковных инструментов, а в Московской губернии вообще ни одного!

В протестантских и католических храмах Ингерманландии и Карельского перешейка (на территории современной Ленинградской области, Кронштадта и пригородов Петербурга), а также части Северного Приладожья (ныне Республика Карелия) было более 100 инструментов. Все они, к сожалению, погибли в 1930–1940-е годы.

В Кирхе Святого Михаила можно услышать духовой орган на еженедельных концертах, а также электронный во время богослужений – по четвергам и воскресеньям. Австрийский духовой орган “Rieger” – одна из четырех редких экспериментальных моделей в мире, в котором 1200 труб окружают музыканта со всех сторон.

Подписывайтесь на наш Дзен и Телеграм-канал, чтобы не пропускать еженедельную "Азбуку церковной жизни".