Найти в Дзене

Евангелист Матфей – человек с крыльями

21 сентября Лютеранская церковь отмечала День апостола и евангелиста Матфея. Вспомнит о нем и его символическом изображении и наша #азбукацерковнойжизни. В том числе процитируем пастора Рудольфа Ф. Нордена – автора известной брошюры «Символы и их значения». Когда скульпторам, художникам или витражным мастерам предстояло украсить все четыре стены церковного здания, обычно они обращались к изображениям четырех евангелистов: крылатому человеку (Матфей), крылатому льву (Марка), крылатому быку (Лука) и орлу (Иоанн). В своем Евангелии этот апостол особо подчеркивает человеческую природу Сына Божия, Иисуса Христа. В первом стихе записанного им Благовестия сказано: «Родословная Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». Матфей, писавший для евреев, свидетельствует о подлинности еврейского происхождения Иисуса. Изображение крылатого человека, вероятно, связано с видением пророка Иезекииля, в котором ему явились четыре крылатых существа – у каждого из них были лица человека, льва, быка и орл
Оглавление
Фрагмент витража Кирхи Святого Михаила
Фрагмент витража Кирхи Святого Михаила
21 сентября Лютеранская церковь отмечала День апостола и евангелиста Матфея. Вспомнит о нем и его символическом изображении и наша #азбукацерковнойжизни. В том числе процитируем пастора Рудольфа Ф. Нордена – автора известной брошюры «Символы и их значения».

Когда скульпторам, художникам или витражным мастерам предстояло украсить все четыре стены церковного здания, обычно они обращались к изображениям четырех евангелистов: крылатому человеку (Матфей), крылатому льву (Марка), крылатому быку (Лука) и орлу (Иоанн).

Почему крылатый человек символизирует Матфея?

В своем Евангелии этот апостол особо подчеркивает человеческую природу Сына Божия, Иисуса Христа. В первом стихе записанного им Благовестия сказано: «Родословная Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». Матфей, писавший для евреев, свидетельствует о подлинности еврейского происхождения Иисуса.

Изображение крылатого человека, вероятно, связано с видением пророка Иезекииля, в котором ему явились четыре крылатых существа – у каждого из них были лица человека, льва, быка и орла. Эти же существа упоминаются в 4-ой главе Книги Откровение Иоанна Богослова. В христианском искусстве эти фигуры изображаются с нимбами, свидетельствующими об их божественной сущности.

Кем был Матфей до Христа?

Сам Матфей, имея апостольское призвание, не был ни крылатым человеком, ни ангелом. Он был мытарем, презренным сборщиком налогов, приспешником римлян и царя Ирода. Нам не сообщается напрямую, что он крал, подобно Закхею, но взимание завышенных налогов было обычным явлением в системе откупа для сборщика податей.

До того, как Матфей стал учеником Иисуса, он носил имя Левий. Многие, чьи сердца были изменены верою, также сменили имена. Кроме имени и рода деятельности, о Матфее неизвестно практически ничего.

Мы благодарны Матфею за написанное им Евангелие, и особенно за переданные им слова Иисуса (20:28): «Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Исследователи-библеисты полагают, что местом написания Евангелия от Матфея могла быть Антиохия. Цитаты из Евангелий, приводимые отцами церкви (например, Папием и Игнатием) ближе всего к тексту Евангелия от Матфея. Это показывает, что оно более всего использовалось сирийско-иудейскими церквями.

Евсевий (около 325 года) цитирует Папия (около 100 года), который говорит, что Матфей записал на арамейском языке речения Господа, и что каждый, кто мог, переводил их на греческий язык.
Церковь в Антиохии была первой, в которой было много уверовавших язычников, говоривших по-арамейски и по-гречески. По времени, как предполагают, это Евангелие было написано между 50 и 70 годами нашей эры.

В нашей Кирхе символические изображения евангелиста Матфея можно увидеть на витражах над главным входом в храм и на входе в богослужебный зал. Это работы современных художников Владимира Хвостова и Евгения Иванова.

Подписывайтесь на наш Дзен и Телеграм-канал, чтобы не пропускать еженедельную "Азбуку церковной жизни".