Найти в Дзене

Кто ты – церковный прихожанин?

Тысячи лет общаются друг с другом Церковь и прихожанин, и диапазон их взаимоотношений необычайно широк, а порой эти отношения разнятся как день и ночь… Мы не будем в нашем очерке рассматривать все аспекты их взаимодействия, а коснемся только одного вопроса – принадлежности к Церкви в разное время, в исторической перспективе. Прихожанин – вот кому сегодня посвящена наша #азбукацерковнойжизни. В наши дни прихожанин лютеранской церкви – человек, посещающий богослужения и другие церковные мероприятия. Он может быть членом прихода этой же церкви, присоединившись через обряд конфирмации, а может принадлежать к другому приходу или даже вовсе не быть конфирмированным. Но какой же путь прошли прихожане до него? В раннем иудаизме принадлежность к религиозной общине в идеале определялась принятием единобожия и следованием закону Моисея, изложенному в Пятикнижии (первые пять книг нынешнего Ветхого Завета). В целом религиозная принадлежность тогда определялась рождением в еврейской среде. Появлялис
Оглавление
Тысячи лет общаются друг с другом Церковь и прихожанин, и диапазон их взаимоотношений необычайно широк, а порой эти отношения разнятся как день и ночь… Мы не будем в нашем очерке рассматривать все аспекты их взаимодействия, а коснемся только одного вопроса – принадлежности к Церкви в разное время, в исторической перспективе. Прихожанин – вот кому сегодня посвящена наша #азбукацерковнойжизни.

В наши дни прихожанин лютеранской церкви – человек, посещающий богослужения и другие церковные мероприятия. Он может быть членом прихода этой же церкви, присоединившись через обряд конфирмации, а может принадлежать к другому приходу или даже вовсе не быть конфирмированным. Но какой же путь прошли прихожане до него?

Обратимся к корням

В раннем иудаизме принадлежность к религиозной общине в идеале определялась принятием единобожия и следованием закону Моисея, изложенному в Пятикнижии (первые пять книг нынешнего Ветхого Завета). В целом религиозная принадлежность тогда определялась рождением в еврейской среде.

Появлялись также и прозелиты – так иудеи называли лиц, обращенных из язычества к иудейской вере. Также были «боящиеся Бога» - благочестивые люди вне общины, принимавшие Единого Бога, «сочувствующие». Упоминания о них многократно можно встретить в книгах Нового Завета.

В более позднем иудаизме добавились дополнительные писания и различные предания устной традиции, а кроме того, стало необходимым посещение Иерусалимского Храма. С этой точки зрения мы можем сказать, что все иудеи сделались прихожанами Храма, включая также и Господа Иисуса.

Однако не все иудеи совпадали по своим взглядам: ко времени Нового Завета существовали четыре движения или партии: фарисеи, саддукеи, зилоты и ессеи. Также было большое число простых верующих, не примыкавших к ним. Среди апостолов были представители разных течений, которые могли бы относиться друг к другу резко негативно из-за разницы взглядов, но учение Христа объединило их в одну общину, а позднее и в одну Церковь.

Ранняя Церковь

Для взрослых в раннехристианское время знаком присоединения к Церкви могло служить простое исповедание (публичное объявление) своей веры. В период гонений это было очень небезопасным и смелым действием. Как мы писали в заметке о Таинстве Крещения, существовала практика принимать крещение не в начале вступления в общину, а позднее, иногда даже близко к смерти. Причиной тому была вера в то, что крещением следует смыть максимальное количество грехов, накопленных в течение жизни. Непосредственными членами общины могли считаться те, кто участвовал в совместной Евхаристии (Таинстве Причастия). Конфирмация как отдельное священнодействие выделилась на христианском Западе в конце I — начале II тысячелетия.

На сем стоим…

Принадлежность к лютеранской церкви во времена Реформации определялась принятием Аугсбургского исповедания. Оно было представлено в 1530 году на Аугсбургском рейхстаге в качестве общего вероисповедания всех церковных общин, следовавших религиозному учению Лютера и разделявших его взгляды относительно комплекса необходимых церковных реформ. Церковная община, отвергающая Аугсбургское исповедание, не могла считаться лютеранской. Позже формальным признаком принадлежности к лютеранской церкви считалось принятие Книги Согласия (1580 год) в качестве авторитетного вероучительного ориентира.

Видимая или невидимая?

В теологии существует учение о видимой и невидимой Церкви, разрабатываемое богословами разных эпох и различных христианских церквей. Лютеранскую позицию о принадлежности к Церкви мы хотели бы привести в изложении к.и.н., доцента и преподавателя ТИЦИ С.А. Исаева:

«Церковь невидимая – это множество (в математическом смысле этого слова) всех подлинных христиан: живших когда-либо в прошлом, живущих сейчас, а также тех, кому еще только предстоит родиться. Только Бог точно знает, кто принадлежит к Церкви, понимаемой в таком мистическом смысле, а кто не принадлежит.
Церковь видимая – это те ныне живущие люди, что состоят в христианских приходах/общинах, слушают проповеди, участвуют в таинствах. Основная масса этих людей – искренние верующие, но есть среди них и лицемеры, которые ходят в церковь только потому, что видят какую-то выгоду в принадлежности к христианскому сообществу.
В идеале ныне живущий христианин принадлежит и к видимой, и к невидимой церкви».

Подписывайтесь на наш Дзен и Телеграм-канал, чтобы не пропускать еженедельную "Азбуку церковной жизни".