Найти в Дзене

Протестантская трудовая этика

Сегодня наша #азбукацерковнойжизни посвящена, в отличие от обычных выпусков, не личности, предмету, символу или тексту, а понятию неосязаемому. Однако материальный эффект стоящего за этим термином явления более чем ощутим! Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ – от времен Реформации до наших дней - тем, что соответствующее отношение к труду распространялось и на элитные группы (управленческий класс, крупные держатели капитала, предприниматели), и на основную массу населения. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия интенсивной, эффективной и добросовестной трудовой деятельности. В числе основных черт такого отношения к труду и его результатам можно назвать самодисциплину, бережливость, аккуратность, скромность, исполнительность, отсутствие как показной, так и скрытой роскоши, а также стремления к излишним удовольствиям и материальным благам, разумное самоограничение в потреблении и т.д. Такие качества, по мыс
Оглавление
Прихожанки Кирхи Святого Михаила проводят уборку
Прихожанки Кирхи Святого Михаила проводят уборку
Сегодня наша #азбукацерковнойжизни посвящена, в отличие от обычных выпусков, не личности, предмету, символу или тексту, а понятию неосязаемому. Однако материальный эффект стоящего за этим термином явления более чем ощутим!

Протестантская трудовая этика – это концепция добродетельного, честного и усердного труда, основанная на религиозных взглядах различных протестантских церквей.

Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ – от времен Реформации до наших дней - тем, что соответствующее отношение к труду распространялось и на элитные группы (управленческий класс, крупные держатели капитала, предприниматели), и на основную массу населения.

В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия интенсивной, эффективной и добросовестной трудовой деятельности. В числе основных черт такого отношения к труду и его результатам можно назвать самодисциплину, бережливость, аккуратность, скромность, исполнительность, отсутствие как показной, так и скрытой роскоши, а также стремления к излишним удовольствиям и материальным благам, разумное самоограничение в потреблении и т.д. Такие качества, по мысли протестантов, воплощают в повседневности принципы христианской жизни.

Автором термина выступил немецкий социолог, экономист, философ и историк Макс Вебер (1864 – 1920). В своем исследовании Вебер отметил, помимо прочего, два интересных парадокса:

1 - Протестанты не связывают свое спасение и вхождение в Царство Божие с какими-либо усилиями, деятельностью и т.п. Несмотря на это, именно их труд оказывается наиболее эффективным, а плоды такого труда – наиболее впечатляющими.

2 - Упомянутый в названии «дух капитализма», включая все его как позитивные, так и негативные составляющие, развивается как раз из религиозного отношения к труду, а затем отрывается от него и существует обособленно, зачастую уже входя в противоречие с христианскими принципами.

Надо отметить, что у Вебера было широкое поле для научных выводов: он исследовал влияние религиозных принципов на экономику и хозяйство Индии, Китая, древних иудеев и др.

Богу не нравятся неправильные весы

Существуют различные цитаты из Ветхого Завета, подтверждающие необходимость честного труда в любой сфере, например:

«Мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро» (Прит. 20:23).
«Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Лев. 19:35–36).
«Не должны быть двоякие гири, большие и меньшие… гиря у тебя должна быть точная и правильная, … чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой даёт тебе, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Втор. 25:13–16).
«Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев. 19:13).
«Приобретение сокровища лживым языком — мимолётное дуновение ищущих смерти» (Прит. 21:6).

Новый Завет не приводит настолько же конкретных требований, но честный труд упомянут и в нем:

«Ибо трудящийся достоин награды за труды свои» (Лук. 10:7)
«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес. 3:10).
«Трудящийся достоин пропитания» (Матф. 10:10).
«Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» (2Тим. 2, 6).

Мартин Лютер в своих проповедях многократно говорил о том, что евангельские понятия милосердия, любви к ближнему, благотворительности и даже милостыни должны пониматься в широком значении, и в первую очередь в честных, подлинно христианских отношениях между людьми в повседневных делах, торговле, производстве, трудовой деятельности, у работодателей и нанимающихся на работу…

Художественная литература, кинофильмы и новостные ленты изобилуют примерами проявления протестантской этики в повседневной жизни. Назовёте хотя бы один пример?

Не забудьте подписаться на Телеграм-канал Кирхи, чтобы не пропускать еженедельную "Азбуку церковной жизни".