Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Фаина Раневская о фильме "Война и мир" С. Бондарчука

"Актерский мир раскололся надвое — на тех, кого режиссер Бондарчук пригласил сниматься в «Войне и мире», и на всех прочих. Я обожаю Бондарчука и уверена, что он снимет замечательную картину. Он герой, настоящий Геракл. Смог вырвать постановку из пасти чудовища Пырьева. Пырьев снял первую серию «Идиота» и решил замахнуться на Толстого. Лучше бы «Идиота» сначала закончил. Меня Бондарчук не приглашал, но я не в обиде, потому что прекрасно понимаю, что никого в «Войне и мире» сыграть не могу. Нет там подходящей для меня роли. Но все вокруг словно с ума посходили, смотреть противно! Женщины (вплоть до пятидесятилетних) видят себя в роли Наташи Ростовой и недовольны, сильно недовольны тем, что Бондарчук выбрал на эту роль никому неизвестную актрису. Разумеется, сразу же пошли сплетни, у нас иначе и быть не может. Я одной «желающей» сказала по-свойски: «Танюша, поглядись в зеркало. У тебя же **** старой клячи и морда колхозницы. Какая из тебя Наташа Ростова? Играй себе монтажниц да колхозниц

"Актерский мир раскололся надвое — на тех, кого режиссер Бондарчук пригласил сниматься в «Войне и мире», и на всех прочих. Я обожаю Бондарчука и уверена, что он снимет замечательную картину. Он герой, настоящий Геракл. Смог вырвать постановку из пасти чудовища Пырьева. Пырьев снял первую серию «Идиота» и решил замахнуться на Толстого. Лучше бы «Идиота» сначала закончил.

Меня Бондарчук не приглашал, но я не в обиде, потому что прекрасно понимаю, что никого в «Войне и мире» сыграть не могу. Нет там подходящей для меня роли. Но все вокруг словно с ума посходили, смотреть противно! Женщины (вплоть до пятидесятилетних) видят себя в роли Наташи Ростовой и недовольны, сильно недовольны тем, что Бондарчук выбрал на эту роль никому неизвестную актрису. Разумеется, сразу же пошли сплетни, у нас иначе и быть не может. Я одной «желающей» сказала по-свойски: «Танюша, поглядись в зеркало. У тебя же **** старой клячи и морда колхозницы. Какая из тебя Наташа Ростова? Играй себе монтажниц да колхозниц и не суйся в высшие сферы».

Она теперь со мной не разговаривает. Обиделась на правду"

(Фаина Раневская. Из письма Э. Ицкович. 23 мая, 1963 г.)

В каких странах и с каким кассовым успехом шел фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука

Фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» был показан в 117 странах мира, включая США, Великобританию, Италию, Испанию, Японию, ФРГ, ГДР, Данию, Бельгию, Польшу, Египет, Аргентину и др.

Во Франции фильм посмотрели 1,2 млн. зрителей (что было немало даже для французских фильмов). В Польше – 5,0 млн. зрителей. В ГДР - 2,2 млн. зрителей.

Компания Continental Distributors, приобрела права на показ фильма «Война и мир» в США за 1,5 миллиона долларов. Премьера фильма состоялась 28 апреля 1968 года в театре «Де Милль» в Нью-Йорке. Билеты на фильм в американском кинопрокате продавались по цене от 5,50 до 7,50 долларов — это была самая высокая цена билета за всю историю, побившая предыдущий рекорд «Смешной девчонки» в 6 долларов. 23 января 1969 года «Война и мир» вышла в британский прокат.

Война и мир. СССР, 1965-1967. Режиссёр Сергей Бондарчук. Сценаристы: Сергей Бондарчук, Василий Соловьев (по роману Льва Толстого). Актёры: Людмила Савельева, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Анатолий Кторов, Антонина Шуранова, Анастасия Вертинская и др. Композитор Вячеслав Овчинников.

-2

Только за первый год демонстрации в кинотеатрах эту масштабную экранизацию романа Льва Толстого посмотрело 58 миллионов зрителей (двадцатое место среди всех фильмов СССР), а в 1968 году фильм С. Бондарчука совершенно заслуженно получил «Оскар».

Вот что, буквально по «горячим следам» писал об этом фильме Сергея Бондарчука известный литературовед и кинокритик Лев Аннинский (1934-2019): «Уже несколько месяцев идут споры вокруг «Войны и мира». И каждый раз в какие-то профессиональные частности все ускальзывает, и оппонент твой, победоносно указав, что Пьер староват, Андрей скован, а сцена в салоне Шерер затянута, начинает, в свою очередь, соглашаться, что да, Шенграбен и Аустерлиц сняты прекрасно, и Наташа на экране удивительно верная, и капитан Тушин потрясает... И, обменявшись таким образом, чего, думаешь, так кидаемся мы друг на друга? Если по профессиональной линии раскладывается все на бесспорные «плюсы — минусы»,— ближе к Толстому, дальше от Толстого,— так отчего же эта всеобщая причастность к делу, отчего событие? … Сергей Бондарчук … решил уйти в Толстого абсолютно и всецело. Он доверился ему, как послушнейший ученик. Несколько лет он дышал Толстым, как святыней, боясь отступить даже в букве, последней деталью дорожа, как целым монологом или характером... Да, это поступок, и поступок мужественный. И это (с моей точки зрения) единственно верный путь к гению: его мир надо брать целиком, ему надо доверяться» (Аннинский, 1966).

Работа Сергея Бондарчука очень хорошо была встречена и за рубежом. После присуждения «Войне и миру» Оскара в 1968 знаменитый американский кинокритик Роджер Эберт (1942-2013) писал, что «Бондарчуку удалось удержаться на тонкой грани между зрелищным, человечным и интеллектуальным. Даже самые продолжительные и кровавые батальные сцены не утомляют, а приковывают взгляд. Солдат, требующий представления к награде, обезумевшие лошади, рвущиеся прочь от взрыва, интригующий диалог Наполеона и его адъютантов. Бондарчук доносит до зрителя все детали эпической драмы, не проигрывая в зрелищности и одновременно постоянно возвращаясь к фундаментальной теме Толстого — людям, попавшим в жернова истории» (Ebert, 1969).

Современные российские кинокритики также высоко оценивают это выдающее произведение киноискусства, подчеркивая, что фильм «Война и мир» - «эталонная экранизация романа Толстого, где даже в третьестепенных ролях заняты люди, каждый из которых мог бы основать собственную киношколу. Эпический шедевр невиданных масштабов, поражающий воображение и спустя полвека после своего создания» (Кушнир, 2017).

И сегодня, после многих попыток экранизировать гениальный роман Льва Толстого, отчетливо видно - место бондарчуковской экранизации «Войны и мира» в пантеоне истории киноискусства неоспоримо.

Киновед Александр Федоров