В среду президент Трамп ввел новые существенные санкции в отношении гигантских российских нефтяных и газовых компаний и снял ограничения на использование Украиной некоторых ракет дальнего радиуса действия, дав фактически добро на нанесение ударов по территории вглубь России. Эти шаги последовали за разговорами Трампа на прошлой неделе с Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским, после которых президент США выразил свое разочарование непримиримостью обеих сторон. Трамп давно надеялся положить конец украинскому конфликту. Но будет ли этого достаточно, задается вопросом в авторской колонке в The Guardian американский аналитик из известных «мозговых центров» Кристофер Чиввис.
Когда на Украине в феврале 2022 года начался вооруженный конфликт, США и их союзники выбрали стратегию, направленную на использование огромной политической, экономической и военной мощи Вашингтона, чтобы навязать России такие высокие издержки, что Кремль потребовал бы мира на условиях Украины, напоминает Кристофер Чиввис. Теоретически такая стратегия “навязывания издержек” имеет смысл, утверждает аналитик. Проблема в том, что на практике она замедлила прогресс России, но не убедила Путина остановиться, констатирует он.
Несмотря на многочисленные санкции, поставки Украине более совершенного оружия и собственные разработки Украиной более мощных вооружений, таких как беспилотники, Россия по-прежнему далека от капитуляции. Сейчас она контролирует большую территорию Украины, чем три года назад. В феврале конфликту исполнится пять лет – всего на несколько месяцев меньше, чем длилась первая мировая война, отмечает Кристофер Чиввис.
Для сторонников стратегии увеличения издержек ответ очевиден: усилить давление. В частности, они хотят бессрочного сохранения санкций, увеличения поставок оружия Украине (например, ракет "Томагавк", которые США до сих пор отказывались поставлять) и ареста замороженных российских активов в Европе. Тем не менее, новые подобные меры сами по себе вряд ли обеспечат шок, который был бы необходим для того, чтобы коренным образом изменить траекторию военного конфликта и заставить Кремль капитулировать перед украинскими условиями переговоров, отмечает аналитик.
Только что объявленные нефтегазовые санкции усиливают давление, но они вводятся после многих лет санкций, к которым Россия привыкла. ЕС вводит 19-й пакет санкций в отношении России, и отдача от них снижается, а поддержка Москвы Китаем ослабляет их действие. Между тем, лишь немногие военные эксперты верят, что дополнительное вооружение, даже мощный "Томагавк", окажет решающее влияние на ход конфликта. Еще в 2023 году Украина успешно ходатайствовала о поставках танков "Абрамс" на том основании, что они могли бы переломить ситуацию, но ничего подобного не было сделано, напоминает Кристофер Чиввис. Долгожданные истребители F-16 также не стали той волшебной палочкой, которую некоторые ожидали, как и прошлогоднее ослабление ограничений на нанесение Украиной ударов на дальние расстояния по территории России.
В стратегии прекращения военного конфликта, основанной на “навязывании издержек”, также есть логический изъян, признает Кристофер Чиввис: “С одной стороны, сторонники усиления давления часто утверждают, что серьезные переговоры сейчас бессмысленны, поскольку Путин полон решимости подчинить себе всю Украину. С другой стороны, они утверждают, что незначительное усиление военного или экономического давления каким-то образом его запугает. Но если Путин действительно одержим идеей господства над всей Украиной, то почему мы должны ожидать, что небольшое усиление давления что-то изменит?”
Безусловно, у США и их союзников есть веские причины для того, чтобы наложить серьезные санкции на Кремль, пишет в своей колонке Кристофер Чиввис. Без поддержки Запада Украине пришлось бы приложить немало усилий, чтобы помешать российским войскам войти в Киев и свергнуть Зеленского. Давление такого рода является важным компонентом для достижения прекращения огня. Но само по себе этого недостаточно.
Так что не стоит ожидать, что эти дополнительные санкции положат конец вооруженному конфликту в ближайшее время – если только они не будут сочетаться с более открытой позицией Запада на переговорах, полагает Кристофер Чиввис. Это может означать заключение сделки, несколько более благоприятной для России, чем хотелось бы Западу. Если бы конфликт закончился, например, переходом Донбасса под контроль России, отмечает Чиввис, «это было бы несправедливым исходом для Украины и разочарованием для ее сторонников, но все же лучше, чем многие альтернативы”.
Некоторые очевидные сторонники Украины, возможно, втайне предпочитают продолжать военные действия, например, чтобы отразить российскую угрозу, связав ее с Украиной. Но несколько лет без какого-либо прогресса должны заставить остальных из нас пересмотреть то, чего на самом деле может достичь мощь США в Украине при приемлемых затратах. Нежелание признать и смириться с ограниченностью мощи США - это рефрен, который проходит через всю историю участия Вашингтона во Вьетнаме, Ираке и Афганистане, напоминает Кристофер Чиввис.
Та же самая основная динамика наблюдается и в отношении Украины: с самого начала ставятся амбициозные цели, достичь которых США оказываются бессильны, что приводит к многолетним конфликтам, которые никто не запомнит как победу. Возможно, США по–прежнему остаются самой могущественной страной в мире, но неспособность осознать пределы своей мощи делает их менее успешными за рубежом и подрывает их политику внутри страны, констатирует аналитик.
Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!
Автор: Андрей Яшлавский