Найти в Дзене

Обращаясь к традициям. Часовня Кирика и Иулитты из деревни Кашира

В музее народного деревянного зодчества Витославлицы, что в Великом Новгороде, обращает на себя внимание изящная удивительно гармоничная часовня, искусно украшенная деревянной резьбой. Этот памятник архитектуры был обнаружен и обследован экспедицией Новгородского государственного объединенного музея-заповедника в марте 1971 года в деревне Кашира Маловишерского района Новгородской области. Вторично часовня изучалась и дополнительно обмерялась в январе 1972 г., когда ее разбирали и затем перевозили в Витославлицы. Документальных свидетельств о Каширской часовне в архивах найти не удалось. Все сведения были получены благодаря натурным исследованиям и отчасти опросам местных жителей. Часовня была посвящена святым мученикам Кирику и его матери Иулитте, жившим в начале IV века в Малой Азии и принявшим мученическую смерть за христианскую веру. Основу часовни составляет вытянутый с запада на восток прямоугольный в плане сруб, рубленный «в лапу». Помещение разделено по высоте на две неравные ча

В музее народного деревянного зодчества Витославлицы, что в Великом Новгороде, обращает на себя внимание изящная удивительно гармоничная часовня, искусно украшенная деревянной резьбой.

-2

Этот памятник архитектуры был обнаружен и обследован экспедицией Новгородского государственного объединенного музея-заповедника в марте 1971 года в деревне Кашира Маловишерского района Новгородской области. Вторично часовня изучалась и дополнительно обмерялась в январе 1972 г., когда ее разбирали и затем перевозили в Витославлицы.

Документальных свидетельств о Каширской часовне в архивах найти не удалось. Все сведения были получены благодаря натурным исследованиям и отчасти опросам местных жителей. Часовня была посвящена святым мученикам Кирику и его матери Иулитте, жившим в начале IV века в Малой Азии и принявшим мученическую смерть за христианскую веру.

Основу часовни составляет вытянутый с запада на восток прямоугольный в плане сруб, рубленный «в лапу». Помещение разделено по высоте на две неравные части. Над восточной частью возвышается восьмерик с луковичной главкой. Открытое внутреннее пространство восьмерика является как бы продолжением в высоту пространства восточной части. Над западной частью устроена колокольня. С трех сторон (западной и боковых) часовня обнесена галереей.

-3

В восточной части имеется солея – возвышение пола. Такое возвышение устраивается в православных храмах перед алтарной преградой или иконостасом. Для часовен устройство солеи не характерно, т.к. в них нет алтаря и престола. Часовни предназначалась не для проведения литургий, а для молитв и чтения акафистов.

Наличие в данной часовне таких церковных атрибутов, как открытая внутренняя часть восьмерика и солея, объясняется тем, что в ней иногда по решению прихожан проводились богослужения – во время престольных праздников или в особых случаях (свадьба, отпевание и др.).

Реставрация часовни на территории музея была завершена в 1972 году. При этом важно было определить дату её строительства, чтобы восстановить архитектурный памятник в первоначальном виде. На основании натурных исследований и опыта ученых-реставраторов было установлено, что часовня была построена в XVIII веке. Дендрохронологический анализ указал следующую дату – 1745 год.

Следует отдать должное реставраторам и, прежде всего, создателю музея деревянного зодчества «Витославлицы» архитектору-реставратору Леониду Егоровичу Красноречьеву. Они выполнили невероятно сложную работу. Ведь часовня попала в их руки в плачевном состоянии. В разные годы в ней устраивали и клуб, и склад. Многие элементы были утрачены. Но благодаря труду исследователей-реставраторов этот архитектурный памятник был возрожден.

Фото – из коллекции компании «Райвола Хаус».

Компания «Райвола Хаус» – строительство и реновация загородных домов.