Умение видеть красоту в окружающем мире - в том числе в процессах, которые красивыми не назовешь при всем желании, - одна из, пожалуй, самых невероятных способностей человеческого мозга. В свете этого появление в искусстве целых направлений, так или иначе связанных с эффектами коррозии, согласитесь, совсем не удивительно. «Ржавчину» и ее производные используют автомобилестроители, скульпторы, художники, с ее помощью пишут картины и конструируют удивительные монументы. О том, как коррозия проникла в современное (и не только современное!) искусство, подробно рассказываем в очередном выпуске нашего познавательного цикла.
«Когда я увидел картины Поллока, я воскликнул: “Да это же коррозионный процесс!”»
О том, насколько широко влияние коррозии распространилось за пределы промышленной индустрии, можно судить хотя бы по тому, что один из авторитетнейших специалистов в этой области - доктор наук и инженер-химик Алик Гройсман, посвятивший ей больше сорока лет жизни, - даже написал специальную лекцию, которую так и озаглавил: «Коррозия и искусство».
«Когда я увидел картины Джексона Поллока, воскликнул: “Вау! Это же коррозионный процесс!” Или композиции Кандинского 1911-1913 годов - очень интересно! - рассказывал господин Гройсман в интервью Центру компетенций НТИ Санкт-Петербургского политехнического университета в 2019 году. - Но главная мысль - это выход на вибрации креативного мышления. Отсутствие рамок и границ. Возможность выйти за пределы. Инженер должен быть художником, творческой личностью, ведь именно искусство может быть общим языком, платформой профессионального развития. Человек, лишающий себя такого многопланового восприятия жизни, не понимает, насколько «беден». Наука, технологии, искусство - главные составляющие КУЛЬТУРЫ. И именно искусство - наш общий знаменатель».
Ржавчина в контркультуре: откуда взялись и почему популярны рэт-роды
Пожалуй, самый известный пример использования коррозии в искусстве - рэт-род. Это совершенно особый вид автомобильного тюнинга, когда владельцы железных коней намеренно состаривают их при помощи самой натуральной ржавчины. Зародился рэт-род вскоре после Второй мировой войны в США и был изначально связан, как нетрудно догадаться, с популярными в то время автомобилями типа хот-род - максимально затюнингованными для достижения наибольшей скорости. Бывшие прежде в основном рабочими лошадками, с распространением автомобилей и повышением их доступности хот-роды превратились в забаву выходного дня, а их модификации и украшательство - в отдельное нишевое направление культуры. Ну а где культура, там и контркультура - и для хот-родеров ее носителями стали рэт-родеры. Сияющим хромом и никелем моделям, словно сошедшим со страниц глянцевых журналов, они противопоставили «монстров», зачастую собранных из частей ржавых довоенных машин, доживавших свой век на многочисленных свалках. Под свое увлечение рэт-родеры даже быстро подвели философию: согласно их взглядам, именно так и должен выглядеть настоящий хот-род - потрепанным и видавшим виды, но тем не менее способным задать конкурентам жару на дороге.
Сегодня рэт-родеры даже разделились на две школы - старую и новую. Староверы, как и прежде, единственными достойными внимания моделями считают те, которые владелец построил сам, на своем заднем дворе, из набранных то там то сям ржавых запчастей. Адепты новой школы не гнушаются современными материалами с эффектом искусственного старения и сочетанием ржавого железа с золотым напылением или благородными бронзовыми вставками. На вкус и цвет, как говорится.
Ржавый дворец и ржавые «звери»
Менее известна, но ничуть не менее интересна кортеновская сталь. Ее отличие - высокое содержание фосфора, меди, кремния и хрома, которые при контакте с водой образуют на поверхности металла вполне узнаваемую рыжую бархатистую пленку. При этом под слоем ржавчины сталь остается прочной и монолитной.
Кортеновская сталь - один из излюбленных материалов для современных скульпторов. Например, ее активно использует Санкт-Петербургский скульптурный цех: по словам мастеров, особенным спросом пользуются ржавые «животные» - медведи, зайцы, кролики, лошади, птицы и прочие. Не менее популярны абстрактные фигуры и стелы.
При желании, впрочем, кортеновскую сталь можно использовать и для крупных форм. Например, ей облицован знаменитый Ржавый дворец - штаб-квартира американского машиностроительного гиганта Deere & Company, производителя знаменитых сельхозмашин John Deere. А в Петербурге любой желающий может полюбоваться на бизнес-центр с характерным названием «Феррум» на Свердловской набережной, внешняя отделка которого целиком выполнена из кортеновской стали.
«Энтропия вселенной» и галерея «ржавых» голов
А как насчет изобразительного искусства? И тут, что неудивительно, ржавчина оказалась востребованной - причем как среди концептуалистов, так и среди традиционалистов. Одним из первых в этой области начал работать американский художник Уильям Анастаси. Подход Анастаси выбрал сугубо минималистичный: он просто поливает металлические пластины соленой водой, а затем дает естественным химическим процессам сделать свою работу. Получается... на любителя, прямо скажем. Сам художник при этом говорит, что его работы «воплощают энтропию вселенной» - под действием коррозии «картины» продолжают меняться и разрушаться и спустя много лет рассыплются в пыль.
Более традиционный формат работы с материалом избрала художница Эстер Солондз. Например, она создала целую галерею портретов под общим названием «Ржавые головы». Солондз выкладывала на бумаге металлическую стружку, формируя силуэты этих самых голов, поливала ее соленой водой и ждала, пока металл начнет ржаветь. В итоге у нее получились удивительно атмосферные работы, похожие на фотографии, сделанные на старинную камеру-обскура.
Послесловие
Конечно, все эти примеры вовсе не говорят о том, что коррозия - это хорошо, полезно и прекрасно. Это лишь свидетельство того, что человеческие ум, фантазия и креативность способны превратить в искусство все что угодно - даже то, что неразрывно связано с проблемами и разрушением. Ну а если в ваши планы не входит рисование ржавчиной или конструирование ржавых скульптур - лучше заранее озаботиться защитой от нее для ваших металлоконструкций. Идеально для этого подходит технология цинкирования, когда на металл наносится специальный состав на основе активного цинка. Он и принимает на себя основной удар окружающей среды, в то время как металл остается целым и невредимым. Как показывает практика, изделия из металла, защищенные составами класса Zinker, верой и правдой служат на протяжении десятилетий. И даже если защитный слой исчезнет - например, повредится в результате какого-то внешнего воздействия, его легче легкого восстановить, просто пройдясь по нужному участку кисточкой, валиком или краскопультом.